Л.Руднев || «
Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года
Работники литературы и искусства! Прославьте в своих творениях великий советский народ, народ героев! Пусть ваши произведения явятся достойным памятником доблестным бойцам Красной Армии, освобождающим от врага нашу священную землю.
# Все статьи за
14 марта 1942 года.
Ленинград с его архитектурными памятниками и замечательными ансамблями - это памятник нашей национальной славы. Мы называем его также колыбелью революции. В нем, в этом городе, раздавалась пламенная речь Ленина, формировались рабочие батальоны, мужала Красная гвардия.
Вековая мощь города Ленина раскрылась сейчас перед нами по-новому, во всем своем суровом величии. Он величав и ныне, этот красавец-город, город-воин, но только увезены и скрыты от самолетов врага его художественные сокровища.
Попрежнему гранитной громадой высится Исаакий. Золотая его глава покрылась серой защитной шапкой. На мой взгляд, он стал от этого еще строже.
Непроницаемой «шубой», защитной броней оделся «Медный всадник» - гигант на вздыбленном коне, символ мощи и славы русского государства. Памятник Николаю I, сооруженный Клодтом и Монферраном, украшенный барельефами Рамазанова, сплошь заложен мешками с песком, зашит досками. Причудливы очертания этих памятников по вечерам, когда город погружается в тьму и струится сияние звезд.
В надежном месте укрыты знаменитые бронзовые кони, свыше 100 лет украшавшие Аничков мост. Закопан до поры до времени Петр I Расстрели старшего, современника великого преобразователя страны.
Вывезены сокровища Эрмитажа и Русского музея. Когда враг угрожал Ленинграду, работники искусств пришли в музеи и своими руками запаковали творения величайших художников мира. Архитекторы, художники работали с энергией удивительной, чтобы надежно
уберечь произведения искусства от немецких бандитов.
Фашистские мерзавцы бросили несколько бомб на Марсово Поле, но, попрежнему запорошенные снегом, стоят восемь досок с надписями. Под ними покоятся жертвы революционных боев, герои великого Октября.
С первых дней войны мы знали, что враг коварен, что в своей бешеной злобе он не остановится перед уничтожением памятников нашей национальной культуры. И архитекторы Ленинграда принялись за тщательные обмеры выдающихся произведений архитектуры. Надо было зафиксировать их на случай возможных разрушений.
Любимый город надо было защищать с оружием в руках, строить мощные укрепления. Оборонные рубежи строили архитекторы Оль, Симонов; молодые архитекторы рыли окопы.
В самые напряженные дни осады закончил большой труд архитектор О.Мунц. Он разработал целую систему нового жилья, в котором была предусмотрена защита населения от вражеских бомбежек. Всего себя отдавал он благородной задаче защитить свой народ, жителей своего города от воздушных фашистских пиратов, от авиабомб и артиллерийских снарядов раз’яренного врага. Архитекторы Рубаненко, Фомин и многие другие были заняты искуснейшей маскировкой военных об’ектов, промышленных зданий, выдающихся памятников архитектуры. Много изобретательности проявил архитектор Ротштейн: он изучал разрушительное действие авиабомб и артиллерийских снарядов на архитектуру. При падении тяжелых снарядов и бомб дрожит земля, расшатываются здания, разрушаются скрепления. Архитектор все это должен изучать и учесть, восстанавливая разрушенное и осуществляя строительство в дни войны.
В тяжелых условиях проводили мы суровые месяцы осады. Но архитекторы города Ленина мужественно выдержали все испытания, занимались творческой работой, ибо верили - не бывать врагу в Ленинграде. В союзе художников развернута выставка, посвященная великой отечественной войне. Художник Конашевич в дни бомбежек много занимался и занимается живописью, академик Петров написал превосходный пейзаж, в который ввел батальный мотив.
Но, может быть, нигде искусство не соприкоснулась с нашей армией так близко, как в одном замечательном опыте, проделанном живописцами и скульпторами. Они декорировали панно и барельефами дорогу, по которой проходили ленинградские войска на фронт. Зрелище удивительное и величественное! Это не были обычные праздничные, порой кричащие украшения. Скромные и строгие барельефы были укреплены на стенах по пути следования бойцов. Особенно сильное впечатление произвело на меня изображение женщины, несущей знамя: столько силы, любви, патриотического порыва и глубокой веры в победу было в этом образе родины-матери.
Гремела канонада, а в городе готовились к дипломной сессии молодые архитекторы - студенты Всероссийской академии художеств. Поистине это была историческая сессия. Шел суровый декабрь 1941 года. Тяжелая угроза нависла над страной. Враг рвался к Ленинграду и к
сердцу страны - Москве. Группа архитекторов-дипломников, преодолевая трудности, созданные приближением фронта, превосходно защитила дипломные проекты.
Выдающийся проект представил дипломник Ваксер. Он приступил к своему диплому еще до войны и выбрал мирную поэтическую тему: проект планировки парка культуры и отдыха. Но грозное дыхание войны коснулось талантливого юноши, враг угрожал Ленинграду, погиб, защищая город Ленина, близкий друг молодого архитектора, и Ваксер внес в свой проект новое содержание, новые черты. Теперь это был прекрасный памятник героическим борцам за честь и свободу родины, от которого веяло суровой эпической красотой древней русской архитектуры Новгорода, Пскова. Очень интересные проекты защитили архитекторы Сперанский, Лансере и Качедамов (проект здания библиотеки при Академии наук в Москве). Не могу не упомянуть о замечательном произведении скульптора-дипломника Сысоева «Мать и дитя». Чудесное, поэтическое создание!
Так самоотверженным трудом и творчеством ответила ленинградская художественная интеллигенция на вражеское нашествие. // Л.Руднев, академик архитектуры.
****************************************************************************************************************
Кровь детей
Где мне найти слова, как вынести мне муку,
Какою местью отомстить врагу?
Как мне забыть ту худенькую руку,
В лесах можайских стывшую в снегу? -
Спи, девочка. Две маленькие ранки.
Пробита грудь. Где твой отец, где мать?
Идут вперед, на запад наши танки.
Слезу танкист не может удержать.
Кто ты,
ребенок? Чьей надеждой светлой
Была ты, девочка, убитая врагом?
Шумят снега, встревоженные ветром,
Угрюмые леса раскинулись кругом.
Родная сторона, ты плачешь о ребенке,
Грустят леса в седых снегах, в ночи
О взгляде светлом и о смехе звонком,
О песне, что уже не зазвучит.
Мы школы строили, вокруг сады садили,
Мы для детей громады возводили.
Весь мир спрошу - и кто ответит мне?
Где и когда вот так детей любили,
Как любят их в советской стороне?
Мы города растили на Востоке,
Врубались в глушь, в тайгу, в лесную темь.
И первый свет, и новый дом высокий,
И первые цветы - все было для детей.
Спи, девочка родная. К изголовью
Тебе метель сугробы намела.
Кто скажет мне: Надеждой иль Любовью
Иль просто Машенькою мать тебя звала.
Спи, девочка. Танкист вперед стремится.
Он смерть не сможет позабыть твою,
И трепещите же, детоубийцы,
Когда его вы встретите в бою.
Вы смерть свою в его прочтете взоре.
Безмерен гнев его, и вам спасенья нет.
За смерть детей, за муку и за горе,
За все, за все враги дадут ответ!
Мой сын и дочь моя, вы в городе далеком.
Весенние ветра в том городе звенят.
Так пусть до ваших мирных, светлых окон,
Мои слова сегодня долетят.
Вы протяните маленькие руки,
Ко мне, сюда, сквозь горы и леса,
Пусть грусть моя, печаль моей разлуки
Вдали услышит ваши голоса.
Да! Гнев и месть сверкают в нашем взоре,
Они страшней свинца, грознее лютых гроз.
О, как мы ненавидим тех, кто горе,
Огонь и смерть в наш мирный край принес.
Нет, не забыть мне худенькую руку,
Седой сугроб и лес по сторонам.
За каждую слезу, за каждую разлуку,
За кровь детей враги ответят нам.
Над пеплом городов, над черным горем пашен,
Греми, орудий огненная речь,
Чтобы приблизить день победы нашей,
День смеха детского, день радости, день встреч!
В.Гусев.
______________________________________________
К.Кулик:
Доблесть* ("Правда", СССР)
В.Саянов:
Символ мужества ("Известия", СССР)
Р.Кармен:
Ленинградские кинохроникеры* ("Правда", СССР)
Б.Ямпольский:
Дорога на Ленинград ("Красная звезда", СССР)
«Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года