Оригинал взят у
sazikov в
Пиктограммы советской торговли Многие помнят, наверное, появившиеся во всех советских магазинах второй половины 1970-х годов значки, обозначающие те или иные группы товаров - пиктограммы. Сегодня я хочу рассказать об этой системе символов. В августе 1976 года Министерство торговли СССР по согласованию с Центросоюзом (высшим координирующим органом потребительской кооперации в Советском Союзе) утвердило «Каталог унифицированных графических рекламных символов на группы товаров» и ввело символы и рекомендации по их использованию в действие с 1 января 1977 года.
Это было время повсеместного создания и строительства крупных торговых предприятий и торговых центров - универмагов и универсамов, предлагающих покупателю максимально полный комплекс товаров и услуг в одном месте. В большом количестве, во многих городах Союза возводились магазины с площадями торговых залов в сотни квадратных метров, размещенных на нескольких этажах здания. Естественно, что нормальный торговый процесс в таких предприятиях может быть налажен в том случае, если покупатель будет иметь возможность быстро ознакомиться с ассортиментом имеющихся в продаже товаров, безошибочно найти нужную товарную группу. Ту же задачу ставил и перевод розничных торговых предприятий на самообслуживание.
Целям ориентации покупателей в торговых залах как раз и служат средства массовой визуальной коммуникации - знаки, символы, надписи и указатели. С их помощью можно доходчиво и быстро передать самые необходимые сведения о расположении отделов и секций.
Средства визуальной коммуникации в магазине выполняют роль ориентиров, направляющих потоки покупателей. Подобная информация, как правило, стабильна и поддается упорядочению и систематизации. Это обстоятельство особенно важно, поскольку только привычные для глаза знаки и указатели являются действенными помощниками покупателя.
Следует учитывать и тот факт, что Советский Союз был многонациональным государством, прибавить к этому наметившийся во второй половине 70-х годов рост сферы услуг и туристической инфраструктуры, связанный с ростом иностранного туризма. В связи с этим, главным направлением в разработке средств внутримагазинной информации стало создание графических символов, язык которых понятен каждому. Появление в оформлении торговых предприятий графических знаков-символов стало такой же опознавательной и регулирующей информацией, какой стали во всем мире дорожные знаки.
Внедрение графических символов в розничных торговых предприятиях позволяло создать в СССР единую систему ориентации для покупателей, повышало функциональность внутримагазинной информации, поднимало художественный уровень оформления магазинов.
Центральный институт научной организации труда, управления и рационализации (ЦИНОТУР) Центросоюза и Всесоюзное объединение «Союзторгреклама» разработали унифицированную систему информационных средств для розничных торговых предприятий различных типов, состоящую из набора графических символов и наименований товарных групп.
Символы непродовольственных и продовольственных товарных групп представляют собой несколько стилизованные изображения товаров, наиболее характерных для каждой отдельной группы. По способу изображения эти знаки реалистичны, но выполнены без излишней деталировки, что заметно облегчало технологию их изготовления.
Единая система символов товарных групп не исключала многообразия оформительских решений. При неизменном характере изображения могли варьироваться цветовые сочетания и размеры знаков в соответствии с особенностями интерьера.
Графические символы разрабатывались с учетом опыта ряда социалистических стран. Отдельные знаки были заимствованы без изменений.
Прежде чем разлететься по всей стране символы были опробированы в ряде универсамов, универмагов, магазинов самообслуживания, где получили положительные отзывы.
Был выпущен «Каталог унифицированных графических рекламных символов» и рекомендации по его использованию. В «Каталог» включались рабочие чертежи, по которым можно было легко изготовить символы в местных условиях.
Вот несколько примеров пиктограмм из этого каталога:
СИМВОЛЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП
1. Мясо; 2. Кондитерские изделия; 3. Овощные соки; 4. Консервы ягодные; 5. Дичь;
6. Рыбные консервы; 7. Фруктовые соки; 8. Сыры; 9. Мед; 10. Консервы фруктовые;
11. Хлеб; 12. Кулинария; 13. Табак; 14. Печенье; 15. Ягоды.
СИМВОЛЫ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП
1. Электроосветительные приборы; 2. Хозяйственные товары; 3. Швейные машины; 4. Металлическая посуда; 5. Женские головные уборы; 6. Электробритвы; 7. Щетки; 8. Хозяйственные товары; 9. Детский трикотаж; 10. Портфели;
11. Инструменты; 12. Установочные изделия; 13. Кисти; 14. Музыкальные инструменты; 15. Коляски; 16. Товары для рыболовов; 17. Спортивные товары; 18. Электролампы; 19. Одежда для девочек; 20. Мужские головные уборы;
21. Ткани; 22. Обувь для самых маленьких; 23. Садово-огородный инвентарь; 24. Мужская одежда
25.Пуговицы; 26. Носки; 27. Игрушки; 28. Кожгалантерея; 29. Телевизоры; 30. Сантехника;
31. Краски; 32. Товары для охотников; 33. Хозяйственные товары; 34. Раскрой тканей; 35. Часы; 36 Зонты; 37. Галстуки; 38. Металлическая посуда; 39. Изделия из пластмассы; 40. Парфюмерия;
41. Сорочки; 42. Игрушки; 43. Игрушки; 44. Мебель; 45. Радиодетали; 46. Резиновая обувь; 47. Подарки; 48. Утюги; 49. Радиоприемники; 50. Трикотаж для самых маленьких;
51. Канцелярские товары; 52. Кухонная утварь; 53. Перчатки; 54. Настольные игры; 55. Спортивное белье; 56. Текстильная галантерея; 57. Косметика; 58. Женский трикотаж; 59. Детское белье; 60. Детская обувь;
61. Одежда для самых маленьких; 62. Фотоаппараты; 63. Пластмассовая галантерея; 64. Мужская обувь; 65. Магнитофоны; 66. Столовые приборы; 67. Аэрозоли; 68. Пылесосы; 69. Дорожные принадлежности; 70. Мотоциклы