Передо мной встала задача, в которой осуществление одного из методов терапии связано с обозначением на протяжении часа эмоций человека, ребенка. И столкнулась я с такой забавной штукой, как, во-первых, неумение распознавания оттенков эмоций больше, чем, например, два десятка и, самое удивительное, вообще не использование в повседневной жизни
(
Read more... )
Да, это нужно. Ребёнок учит слова: это кошка, это собака, это стул, на нём сидят, это стол... и т.д. А вот это любовь, а вот это ненависть, а это обида, а это гнев, а это ярость. Кстати, чем гнев отличается от ярости, злость от злобы, грусть от печали?Многие взрослые затруднятся ответить. Важна ли точная вербализация переживаемых чувств? Важна, конечно, но кому? Психологу, педагогу, врачу и, разумеется, поэту.
Девочка в моём ЛИТО: "Мне твои проблемы не дают уснуть."
- Почему проблемы? заботы!
- Нет! - упорствует на своём - проблемы более точное слово.
- А заботы более уместное. Для научных трактатов важны более точные слова. Для поэтических произведений - уместные, то есть находящиеся в стилистическом единстве.
Я люблю слова. Я постоянно о них думаю. Я махровый стихоплёт и версификатор ушла с освоенной территории рифмованного стиха в жанр хайку, где прозябаю в жалких новичках и неумёхах. Чтобы писать хайку, нужно уметь пятью-шестью словами выразить ощущение, не затёртое, а новое, свежее.
Сколько там слов для определения чувств и ощущений? 227? Слов может и столько, а чувств и ощущений больше.
Но знаете, что мне кажется, косноязычие и эмоциональная скудность - это не одно и тоже, и напрямую они не связаны. Мать обучает своего ребёнка тем определениям эмоциональных состояний, какие для неё самой привычны и понятны. Если эти дефиниции будут не точны, плохо, конечно, не бывает и хуже. Это когда между мамой и малышом нет вневербального общения. А если эмоциональная связь есть, то как эти чувства называть, и называть ли вообще - дело следующей строки. Сегодня мы назовём собаку ав-ав, а завтра узнаем, что это собака.
Reply
Reply
вербальный спектр - спектр понятий, а не одно ли это и то же? Вот если бы, расширяя вербальный спектр, я расширяю спектр переживаемых чувств и ощущений.
И ещё. Многие чувства табуированы. Человек их испытывает, но не хочет в этом признаваться. Потому-то и называет злость обидой. Назвать вещи своими именами, это сказать человеку, что ты злой и завистливый. И какой же следующий шаг? Есть такой анекдот:
"Встречаются два старых знакомых. На одном - лица нет.
- Что с тобою? - спрашивает один.
- Страшная болезнь - мочусь по ночам! - отвечает другой.
- У врачей был?
- Не помогли.
- А у психотерапевта?
- Надо попробовать.
Через неделю...
- Ну, как?
- Что, сам не видишь? Отлично!
- Перестал мочиться?
- Нет, не перестал, но теперь я себя за это уважаю!!!"
То есть, да ты злой и завистливый, но ничего страшного, главное, что ты честен с самим собой.
Причины алекситимии не столько в не могу, сколько в не хочу. Не хочу понимать, что я неисправимый спорщик, хочу думать, что я ищу истину.)))
Reply
Reply
Leave a comment