Вначале таки было слово :)

Oct 14, 2011 18:37

     Передо мной встала задача, в которой осуществление одного из методов терапии  связано с обозначением на протяжении часа эмоций человека, ребенка. И столкнулась я с такой забавной штукой, как, во-первых, неумение распознавания оттенков эмоций больше, чем, например, два десятка и, самое удивительное, вообще не использование в повседневной жизни больше чем нескольких десятков значений этих самых эмоций. Многие из них я, человек, считающий себя эмоциональным,  вообще не могу ни определить, ни распознать, ни дифференцировать.   И соответственно, если я их не использую, значит я с ними, якобы, не сталкиваюсь ни в себе ни в окружающих. 
 А между тем словарь эмоций, эмотивов насчитывает 227 понятий. Большая часть этих слов - известны каждому среднеобразованному человеку. Так что  объем словарного запаса здесь абсолютно ни при чем. А вот, поди ж ты, в повседневной жизни не используется. А это влечет за  собой, прежде всего то, что и реакции на эмоции не столь разнообразны, а главное - неадекватны.  Потому что когда происходит осознание эмоции, и она преобразуется в лексическое значение, вербализируется - запускается паттерн реакции на нее, индивидуальный механизм реакции.  Получается, что неправильно распознанная эмоция запускает механизм, к которому не готов даже организм со всеми психическими и химическими процессами, не говоря уже о неадекватности поведенческого проявления. Другими словами, если мною не правильно распознана собственная же  эмоция, то я и реакцию свою соответственно я строю неадекватно ситуации. Например, реакция на обиду - отстраниться,  затаиться, нагрузиться чувством вины или перегрузить вину на прочих несчастных в поле зрения .  То есть любая эмоция, дифференцируемая мною как обида, будет тащить за собой вагоны реакций, которые может быть данным стимулам и не соответствуют.  И назови эту лодку я по другому - она бы по-другому поплыла, а может быть даже и полетела.  А дальше - больше. Если в моем понимании существует  десяток вариантов эмоций, то я не только свои дифференцирую по этой горе-шкале, но и к окружающим ее же применяю. Функция механизма распознавания  эмоций чрезвычайна важна, от нее зависит и моя безопасность и мое благополучие и даже выживаемость. Потому что если собеседник рычит, а я думаю, что это он радуется, то жизнь моя скорей всего будет недолга  и  тумаками наполнена.  И ни поесть, ни размножиться. Я уже про прочие радости и не говорю.
И значит основная проблема  не просто  распознать эмоцию и дифференцировать ее, а еще и обозначить ее подходящим на то лексическим значением. И понятное дело, чем этих значений больше, тем жизнь моя эффективней функционирует.  А начинается все понятно где и понятно при помощи кого. Опять - ответственность на родителях.  Ведь в раннем детстве названия своим чувствам, своим ощущениям, своим реакциям и эмоциям мы получаем от родителей. И не важно, обозначают они при этом свои или дают характеристику нашей.  И вот именно  тут обращает на себя внимание бедность репертуара.
 Зарисовки. Детская площадка. Мальчик отбирает у  ближнего грузовик.  Ближний лупит его лопаткой по голове. Тот в ответ бросает грузовик и топчет его ногами.  Владелец бывшего грузовика  с лопатой, в порыве страсти, жаждет мщенья, на что мамашка уволакивает его в сторону с уговорами - "Ну что ты, ты обиделся на Вову за то что он отобрал твой грузовик?». И тут уже киплю я. Да где ж обиделся, люди добрые, когда у него злость и праведный гнев во всех членах кипит  и лопатку вдохновляет. Но злость у нас табуирована, а обида как раз легитимна. Вот и названа злость, требующая выплеска, обидой и загнана внутрь несмышленого младенца. И так раз, другой, двадцать пятый и человечек точно будет знать, что когда у него отбирают грузовик - он обижен,  реакция будет соответствовать обиде, имущество разграблено, коза угнана, жена украдена…А всего лишь одно слово в песочнице могло спасти целую ветвь рода человеческого. ..
Дальше. Там же, тогда же. Горка. Прелестное созданье село на попу и катится, там приключилась какая-то преграда, или что-то такое, но вторую половину пути - уже кувырком, да головой в песок. Ревет. Маманя сама не своя от беспокойства ощупала созданье - то оказалось цело -и, выдохнув, заботливая говорит - «Нехорошая горка, пойдем ее накажем. На тебе горка, будешь знать как Лялика обижать». И опять кипит мой разум  возмущенный.  Здрасьте-пожалуйста, оказывается должна быть разозлена, да еще и с жаждой мести. Но месть - не реакция на боль, даже химия другая.  Человек не обижен, ни гнева, ни злости, человек как раз напуган и требует безопасности, а не агрессии. И вот уже, когда повзрослевшему Лялику больно и страшно - она чешет крушить все и всех вокруг себя без разбору и опять же снижает свои шансы на увидеть живых и не искалеченных близких.  Так и вырастают, не зная, что чувствуют и соответственно, путаясь в реакциях. Испытывая полный кавардак и его последствия.
   Такая казалось бы чепуха, как активное знание 227 или хотя бы 226 слов и умение их применять может повысить качество жизни просто до высот запредельных. И значит, когда речь идет о скудности эмоций, то на самом деле мы имеем дело с лексическим не разделением оттенков.
   Так вот я, в порыве научения, немножечко так подготовилась и взялась за человечка на терапевтическом занятии уде во всеоружии. И что же я вижу - при общей напряженности ситуации, ребенок в некоторых случаях остается в замешательстве даже от моего обозначения его состояния и реакций. Он и понятия не имел, что он бывает раздосадован, он и предположить не мог, что бывает просто возбужден - он же думал он злой и ему в колонии место, а он всего лишь испытывает неприязнь. А это обозначает, что еще ничего, можно пожить. Ну и так далее. И тогда всего лишь слово, обозначившее эмоцию в момент ее проявления, снимает проблему как таковую и все, что за ней следует.  
Люди! Будьте бдительны - не называйте озабоченность беспокойством, а нетерпение возбуждением, не допускайте ажитаций и не приведи господи, вам испытать ангедонизм, а вот катарсис, пожалуй, попробуйте : ))

наука

Previous post Next post
Up