Транс-фэгэраш-ское шоссе. То есть, шоссе через горы Фэгэраш. Еще проще - одна из самых красивых дорог на свете в центре Румынии.
Но перед дорогой_по_которой_нужно_проехать ночевка и полдня в Сибиу.
Город Сибиу тоже не лыком шит. В нем и тут, и там веками разбросаны культурные артефакты Румынии. В путеводителе - сплошные достижения.
Сегодня Сибиу - важный культурный центр страны. Город древний - 12 в. И до первой мировой войны был в руках немцев. После Первой мировой войны город вошел в состав Румынии. И до Второй мировой основными жителями были также немцы. Потом эмигрировали. Сейчас в городе 95% румын, остатки делят немцы и венгры. Мы же увидели только румын, туристов, цыган, спокойные кафе. Теплую погоду и не спешащих жителей.
Здесь много домов с глазами на крыше.
Дома наблюдают за тобой
Цыгане ходят в традиционных нарядах
Прогулявшись в первой половине дня по центру Сибиу, мы выехали по направлении на Трансфэгэрашское шоссе! Ура!
Это место было одной из точек путешествия, так как на нем можно соединить все, что нравится: можно ехать по красивой дороге, можно смотреть на красивые виды, лазить по скалам, рисовать скетчи, снимать на фотик, снимать на видео, летать с дроном - все получится красиво!
Я специально поехал на машине из Москвы, чтобы прокатиться по этому шоссе. И был прав.
Если не планировать заезжать на эту красивую дорогу, то лучше прилететь в Бухарест на самолете, арендовать Дачу (румыны только на дачах ездят) и ездить по округе на ней.
Трансфэгэрашское шоссе - шоссе, ведущее через горы Фэгэраш и объединяющее румынские области Валахию и Трансильванию.
Как видно, сверху и снизу пролегают действующие шоссе, а через перевал ведет только это.
Причем, сам перевал, это туннель в горе, и ведущие к нему дороги, почти весь год, лежат под снегом и закрыты для посещения. Ворота открываются на 3 месяца - с июля по сентябрь включительно. В связи с этим, при планировании маршрута в гугле проложить направление через перевал не получится. Гугл думает, что можно доехать только до середины. Но можно и дальше, только нужно знать - когда.
Несмотря на то, что на подъезде ожидаешь от шоссе закрученного серпантина, факт наличия такового немного блекнет на фоне того, что, в принципе, вся Румыния состоит из таких резких, может быть не столь живописных, дорог.
Итак, добравшись до северной точки съезда из Сибиу, сворачиваем на Трансфэгэрашское шоссе - это узкая дорога с более низким качеством покрытия - и на горизонте поднимаются Карпаты. Это красиво. И это только начало, так как до перевала катить 60 км по серпантину - то есть пара часов. Но и эта пара часов растянется в несколько из-за частых остановок на поворотах над обрывами. На перевале эти остановки станут постоянными.
Немного забравшись, можно посмотреть на Румынию. Выше Румынию уже будет не увидеть.
Большие камни
И защита от камнепадов
Туннели
Подъезд к финальному подъему располагается в некой лощине с зелеными полями, поэтому около перевала и коровы пасутся, и отары овец с пастухами наблюдаются.
На машине часть отрезка будет выглядеть вот так
Click to view
Строительство шоссе инициировал и завершил диктатор Румынии того времени, Чаушеску, на фоне военного захвата власти в Чехословакии в 1968 году. Он решил построить военную дорогу через Карпаты, которая позволила бы ему ретироваться вглубь страны при вторжении тяжелой техники со стороны противников его режима.
Стройка длилась с 70 по 74 года и прошло ударными темпами: потрачено 5 тонн динамита и потеряно погибшими 40 человек.
Между тем, кончина Чаушеску оказалась диаметрально противоположной его грандиозным проектам. Румыны, устав от диктатуры Чаушеску и его жены, совершили военный переворот, в ходе которого семейная пара была вывезена в военную часть и расстреляна у стены солдатского туалета. Трупы выбросили.
Теперь это шоссе - культурная и туристическая достопримечательность Румынии. В период открытия перевала туда направляются тысячи туристов. На ютьюбе много роликов, в которых машины стоят в пробках. Нам сильно повезло.
Между тем, здесь быстро меняется погода, и надвигается туман.
Очевидно, здесь нужно кататься полдня - пару раз на велике, пару - на машине.
Через 10 минут мы ехали в густом тумане.
На пик поднимается брендированная кока-колой канатка. Еще несколько спиралей, и мы забираемся на площадку с въездом в туннель.
Перед въездом в туннель торговцы продают свою запрещенку туристам.
Все кажется вкусным на свежем воздухе
Тот самый туннель, который соединяет две области - Валахию и Трансильванию. Он-то, почти весь год и закрыт. Длиной в пару километров, внутри сыро, узко, капает вода, нельзя гудеть и ехать быстрее 30 км/ч. На стоянке машины, преимущественно из Европы, но встречаются и соотечественники.
На другой стороне перевала погода солнечная и ясная. Ни намека на туман и резкий ветра.
Красота
Пока Аня рисовала скетч, и заряжался аккумулятор дрона в машине, я немного полазил по скалам.
Поворот не туда
На выезде есть туристические рестораны и кемпинги. Убежден, что сюда нужно ехать с палаткой на пару дней - только по основной лощине с дорогой можно лазить весь день - второй провести повыше. Закаты-рассветы, абсолютно точно, здесь заслуживают внимания и возвращения.
Полное видео с коптера всей лощины.
Click to view
Ну, а мы поехали дальше. Ведь по пути на юг располагается огромная гидроэлектростанция со времен Союза. Сейчас она не работает, только охраняется. Снимать можно только воду, плотину - запрещено. Еще в этот же день нужно было доехать до гостиницы в Брашовец - это город с замком, где был заключен граф Дракула, а по мнению Брэма Стокера, он именно в нем кусал своих жертв. В общем, ехать от шоссе нам еще было очень далеко. Но это в следующем посте.