26 декабря 2010г. 22.30 местного Долгожданный звонок от жены заставил меня оторваться от просмотра мрачных новостей из Домодедово. Коллапс, там все заморожено, жуткие кадры темного аэровокзала.
- Все хорошо мы приземлились, не переживай. На заднем фоне слышно оживленные разговоры в салоне и гул еще работающих турбин. Уфф…
Эту историю с ледяным дождем в Домодедово, когда ничего не работало и не летало мы вспоминаем постоянно, когда разговор заходит о стюардессах. Зачем люди идут работать бортпроводниками в гражданскую авиацию, я не знаю. Вернее версий слышал массу, но выделить из них главную так и не смог. Тут и романтика, и мир повидать на халяву, и принца встретить, и зарплата вроде хорошая, и просто от серых будней сбежать. Да и не важно, по большому счёту, зачем. Раз идут, значит им так надо. Тем более, что на первый взгляд никаких сверхспособностей эта профессия не требует - газировки налить, плед принести, показать спасжилет. Если природа не обделила внешностью, казалось бы все, пропуск в небо есть! Ан нет. По статистике, Ваш шанс попасть в авиакомпанию после собеседования 1 из 5. Почему? Да потому что 80 процентов поступивших - это люди со специальными курсами за плечами. Думаю, кино «Вид сверху лучше» с Гвинет Пэлтроу многие смотрели, так вот что - то, типа того.
Конечно, никаких макетов самолетов, надувных трапов и инструкторов аквалангистов на таких курсах вы не встретите (такая подготовка происходит уже в самих авиакомпаниях), но ряд ценных навыков получить сможете. Для вас перестанет быть тайной, что такое технологический график рейса, какова она, должностная инструкция проводника, что, где и зачем жужжит в самолете, его конструкцию и технические данные и еще много чего. Ну и наконец, ключевой предмет - «тренинг прохождения собеседования в авиакомпанию».
26 декабря 2010г. 23.45 Опять звонит супруга, думаю, что уже из отеля.
- Нет, ты прикинь, мы до сих пор в самолете! Говорят - подождите еще чуть-чуть. Хорошо хоть воды дают попить.
К сожалению, и на подготовительные курсы тоже берут не всех. Думаете на чем режутся большинство абитуриентов? Нет, не внешность. Нет, не здоровье. Речь! Как мне пожаловалась замдиректора школы стюардесс Наталья Базунова, правильная речь - это большой дефицит. Слова паразиты, бесконечные «чокания», «экания». А ведь слово для бортпроводника один из самых главных инструментов.
Пока мы беседуем, в соседней аудитории идут занятия. Предмет «Психология бортпроводника», что-то там про гендерные различия по стратегиям поведения бортпроводников в конфликтных ситуациях на борту. Прислушиваюсь краем уха и узнаю, что оказывается: компромиссный стиль поведения наблюдается чаще у женщин, чем у мужчин. Стиль избегания присущ более группе мужчин-бортпроводников. Сотруднический стиль поведения присущ 47% женщин и 53% мужчин, что говорит о том, что мужчины-бортпроводники наиболее расположены к сотрудничеству, чем женщины. Стиль приспособления встречается у стюардесс в два раза чаще, чем у стюардов. От обилия новых знаний моя голова начинает немного побаливать. Зашел бы я в школу вчера, смог бы попасть на занятия по сервировке и напиткам. А завтра будут занятия по имиджу стюардессы бизнес авиации.
27 декабря 2010г. 02.55 Звоню уже сам.
- Ну как вы там, все еще в самолете?
-Ага, сидим, вот развлекаемся. Стюардессы нам забавные истории рассказывают… из жизни капитана. Хорошо хоть детей маленьких в салоне нет.
Пока идут занятия, я рассматриваю стенды с фотографиями. Образцово-показательные улыбки девушек в униформе сияют на фоне интерьеров авиалайнеров. "Это выпускницы нашего «SkyJet»- не скрывая гордости, поясняет Наталья - надежные, как весь гражданский флот. Прошли тщательный отбор и теперь трудятся в одной из крупнейших авиакомпании России. В школу стюардесс тоже ведь попасть непросто. Чтобы определить, обладает ли потенциальный кандидат в бортпроводники необходимыми личностными качествами, мы проводим психологические тесты, дающие оценку профпригодности соискателя. Говоря о личностных качествах, необходимо отметить стрессоустойчивость, что особенно важно при задержках рейсов, когда приходится неоднократно объяснять негодующим пассажирам причины задержки полета. Встречается и нежелание пассажиров соблюдать меры безопасности: пристегиваться ремнями, убирать вещи из аварийных выходов. Бывают и драки на борту. Немаловажно и умение работать в команде. К примеру, в «Трансаэро» на Боинге-747 работает экипаж из 12 человек. У каждого свой характер, видение решаемых задач, однако, недопустимо, чтобы от неумения договариваться пострадало качество обслуживания".
27 декабря 2010г. 05.30
- Алло! Ну?!
- Да все плохо. Народ психует, во втором салоне кто-то напился и права качает. И главное девочки-стюардессы куда-то делись, остались только парни, ходят по салону - разруливают.
Из аудитории посыпала молодежь на перерыв - ну что, самое время съесть по «касалетке» - слышу я специфические словечки. Духом авиации будущие бортпроводники начинают пропитываться уже здесь, что не удивительно. Директор «SkyJet» Александр Набатов, сам в прошлом бортпроводник на международных авиалиниях, бездонных кладезь всяких примет, поговорок и интересных историй. Оказывается, если человек вылетает из резерва и у него оторвана пуговица, ни в коем случае нельзя ее пришивать - будет задержка рейса, а вот отправляться в рейс в том, в чем Вы уже летали - напротив, хорошая традиция, которую стараются соблюдать. Сразу несколько примет связано с украшениями - в частности, с серьгами. Если стюардесса теряет эту вещь на борту - самолет будет прибыльным. Если же ювелирное изделие, наоборот, найдено - это предвещает большую удачу (но уже без конкретики). А вот обронить или забыть серьги перед рейсом где-то еще, кроме самолета - дурной знак, указывающий, что в пути могут случиться неприятности.
"Но главное в нашей профессии, это находчивость - любит говорить Александр Константинович - для примера приведу один случай, который произошел во время регулярного рейса на Ту-134 по направлению Москва-Калининград. В Москве при уборке самолета грузчики по ошибке забрали вместе с мусором часть неиспользованных ланч-боксов, приготовленных для обратного полета в Калининград. Необходимо было искать выход из этой ситуации и обеспечить бортпитанием 70 пассажиров авиалайнера. И мы стали договариваться с работниками учебного центра, летевшими этим рейсом, объясняли сложившуюся ситуацию постоянным пассажирам, совершавших такие поездки каждую неделю и уже знающих нас в лицо. Остальным раздали свое бортпитание. В результате, поставленная задача была решена, и нам удалось обойтись всего 30 ланч-боксами!"
27 декабря 2010г. 07.15 Опять звонок.
- Все, не волнуйся, мы выходим из самолета. Если бы не стюардессы, я разнесла этот самолет в клочья!
Это «великое сидение» в замороженном Домодедово мы с содроганием вспоминаем до сих пор. Несколько часов в воздухе и 9 часов на дальней стоянке, в духоте и без ясных перспектив. По словам супруги, только тогда она поняла, что значит труд стюардессы. Как держать ситуацию под контролем, если на 200 раздраженных пассажиров всего шестеро молодых ребят, что значит их взаимовыручка и неимоверное терпение, и что значит всем своим видом показывать, что все хорошо, когда все абсолютно нехорошо. Когда, наконец- то подали трап к самолету, пассажиры прощались с ними, как с родными. Кто знает, может среди этой «отважной шестерки» были выпускники школы «SkyJet».
Спасибо за внимание.