Спасибо за песню. Честное спасибо, потому что понимаю Вы вставили от души. Конечно я ничего не знал об этом певце. И в вокале мало разбираюсь. Голос кажется хорошим.
Если посмотреть на дизайн места, где снимали, это что-то вроде видов внутри старого дворца пионеров. Я что-то такое помню по бывшему дворцу пионеров в Николаеве, пока его под казино не переделали.
Дела такие, я советскую эстраду вообще не понимаю. Тут и содержание текста, и стиль музыки. Я посмотрел, автор Роберт Рождественский. Да, известный поэт. Я даже читал что-то. Но что это за картины? Начал с такой, знаете, задумчивой меланхолии. Дождинка малая на землю капнула. Но дальше-то. Это не о природе. И не наблюдение из окна. У Милна есть, мы моим малы́м читали:
Вот две капли дождевые На стекле. Они живые. Каждой капле дал я имя: Это Джонни, это Джимми. Кто скорей домчится вниз, Тот получит первый приз.
Это понятно, это образно, здорово, держится. У Рождественского - дождинка малая капнула. При чём тут дождинка, если дальше автор, певец, кто угодно, мужик в общем, давай строить из себя супер-благородного, когда объект воздыханий отшила его. Да плюнь ты разотри. Вместо излагать, как пусто в комнате, сходи на танцплощадку, возьми отпуск недельку, слетай на море, выбор увидишь большой. Выберешь, о том споёшь. Ведь это не Онегин и не Вертер. Там веришь, тут нет.
А музыкальный стиль советской эстрады - понимаете, это очень субъективно, мне само звучание кажется каким-то жидким киселём. Какого-то джаза подлили чуток жиденького, ложкой помешали. Даже необязательно, есть саксофон или нет. Какое-то оно плоское, скучное, слабый кислосладкий вкус. Может, брежневский застой так себя выражал.
Сейчас вспоминаю и наверно только "На поляне траву зайцы в полночь косили" и "Остров невезения" из "Бриллиантовой руки" настояще нравятся.
Вы умный человек и не обидитесь. Спасибо что заинтересовались моим постом и комментируете.
Огромное спасибо за "разбор полётов")) У меня было предчувствие, промелькнула мысль, когда нашла "Желаю вам", что примерно такая критика последует по содержанию. Помню и другую песню, про "дождинку": "Одна снежинка -- ещё не снег, ещё не снег, одна дождинка ещё не дождь...", которую исполняла Валентина Толкунова. Мне так кажется. А вообще-то сначала пела Нина Бродская. Но можно видеть по комментам под видео, с какой любовью вспоминают и Гуляева, и песню советские люди. И да, Вы правы, брежневский застой... Надо помнить ту атмосферу, на фоне заказных "Маршев энтузиастов" такие тёплые, трогательные песни, звучавшие на радио и ТВ, были целым событием. А вообще-то мы росли на песнях Высоцкого, на бардовских песнях. По поводу джаза)) Это, конечно, вспоминается чудесная шахназаровская комедия "Мы из джаза". И много помню хороших советских фильмов с прекрасной музыкой и песнями))
1. Спасибо за интерес и внимание. Никогда не думал, что как слышу советскую эстраду может быть интересно. Посмотрел: голубой карандашик значит "пиши ещё"). Ну-ну ))
О чём тут ещё? Я не знаток поэзии. Но я вот думал. Поиск и желание тёплого сам по себе понятен. Но скорость изменений общества, т.е. вкусов, ожиданий, всё быстрее. Я вот 1991 года рождения. Мне например непонятно, как проявление мужской эмоциональной слабости напоказ может казаться тёплым, родным. У нас в Малороссии говорят, давно говорят: "Не показывай попу". Мне, 1991 года рождения, из сейчас кажется "Марш энтузиастов", где первая строчка "В буднях великих строек", интереснее и приятнее просто чтобы слушать и по содержанию, и по звучанию музыки, чем "Дождинка малая" и "Одна снежинка". В песне, если абстрагироваться от сталинизма, там драйв есть, стремление жить, работать, вперёд. Я понимаю, это всё специально так раскрашено, но раскрашено и сделано в пределах задач массовой песни талантливо. В словах нет слабости, в музыке нет этих жидких отголосков псевдо-джазовости, которые пошли в советской эстраде неверно в 70-е, и меня, если честно, раздражают. Вообще, мне реальная советскость интересна: как люди жили душевно и духовно во всём том, чтó их старшие наворотили, и сами не замечая тоже продолжали наворачивать. Но тут две вещи. "Марш энтузиастов" для тогдашней московской и ленинградской интеллигенции это был грохот советской пропаганды. И что-то отличное - уже событие. А сейчас, то есть с перспективы из сейчас - лапидарно "тогда трава была зеленее". Это воспоминание молодости, той которая не на комсомольских обязаловках, а на кухне и в турпоходах к речке. Отсюда и комменты в Ютубе. Так мне кажется.
Тоже я понимаю, что для Вашего круга были барды. Знаю, что были два маяка Высоцкий и Окуджава. Но их я мало знаю. Жене нравится Окуджава. Мне - скорее побольше, чем Высоцкий. Знаю, что Высоцкий на актуальную политику много намекал. И по-моему неоправданно хрипит. Я его нормальный голос в интервью слышал. Окуджаву просто на звук слушать лучше. При этом оба, да и барды, это всё столичное. Мы далеко от этого были, малороссы: Николаев, Херсонщина и Крым. Родители, 60-е годы рождения, и дедки-бабки другое слушали и танцевали.
Спасибо за новые фамилии и названия. Валентина Толкунова - первый раз узнал. Фильм "Мы из джаза" почитал в Википедии. Понимаете, я слушал афроамериканскую музыку в полудомашних полузлачных местах в Новом Орлеане в Штатах. Так сказать, дальше некуда. Там это настоящее, и кайф настоящий. В России это с самого начала вторичное.
Вы правильно пишете: люди уставали от пропаганды. Конечно, под роликами советских песен комменты выдают огромную и понятную ностальгию. А вспомнились две забытые песни совершенно случайно, только в связи с разговором о прекрасном певце Гуляеве. Его со времён Советского Союза я тоже не вспоминала. Почему герой песни так печален? Так ведь не все рождаются героями-победителями)) Вспомните Пушкина "Я вас любил", и всё встанет на место. Мне это печальное смирение понятно, наверно, потому что я в школе посещала кружок любимого писателя Достоевского. Он лучше всех погружался в душевные переживания.
Одна сентиментальная "дождинка" и другая "снежинка" -- абсолютно случайная выборка. Вот ничего не знала про жизнь Толкуновой, плохо знаю её репертуар, но она была очень популярной певицей.
А я любила песни нашей ленинградской певицы Лидии Клемент, моя мама её хорошо знала, они вместе работали в одной архитектурный мастерской.
Можно было бы вспомнить замечательные песни о войне, лётчиках, космонавтах, геологах, тайге... (например, песню Окуджавы из фильма "Белорусский вокзал"). Песен создавалось огромное количество, проводились конкурсы "Песня года" и т.д., девочки вели тетрадки-песенники. Ставились постановки "Зримая песня".
Нам досталось счастливое детство. Наши мальчики бегали по школе с гитарами, мы все пели под гитару, ездили с концертами агит-бригадой по воинским частям.
Пели в хоре, побеждали на конкурсах))
Наша учительница истории "приучала" нас к Высоцкому, приходила иногда к девочкам на уроки труда и ставила записи: слушайте, пока шьёте. Погружала в настоящую жизнь))
Записи были разные, ведь Высоцкий вживался в роль (то он самолёт-истребитель, то вор, то фронтовик).
В пионер-лагере наш радист постоянно гонял пластинку Битлов на всю округу)) Конечно, не только. Целый день звучали самые разные советские песни. На утреннюю и вечернюю линейку мы ходили под марш "Прощание славянки".
Песня играла огромную роль в нашей жизни. И джаз я любила всегда, до сих пор обожаю Эллу.
Кстати, посмотрите фильм "Мы из джаза" Карена Шахназарова, там играют прекрасные актёры.
В Советском Союзе создавалось огромное количество музыкальных групп. Муж моей сестры ездил с гастролями по стране звукорежиссёром "Землян". Всё новости музыкальной жизни я узнавала от него))
Ответила несколько сумбурно.
Оставляю на сей раз не "дождинку", а очень бодрую "Траву у дома", которую так любят наши космонавты))
2. Согласен полностью, советские фильмы дали великие песни. Мужские - хотя бы "От героев былых имён не осталось порой имён". Шедевр на поколения. Женские - хотя тоже из фильмов, но стали самостоятельными. Первое, что вспомнил, я это с детства от старших знаю. Какое исполнение!
Исполняет Нина Сазонова. Не бард, не эстрада. Не важно что. Это настоящее. А рядом смотрю - названная Вами Валентина Толкунова, ссылка. Открыл и: чего это она в грусть жеманную? Почитал в Википедии. Ну, понятно. Выбранный образ жизни типичный для бомонда не важно советского или не советского не может не отразиться даже на актрисе. Ведь это оёёй. К мужчинам, которые хотели с ней просто пообщаться, насмешка и "это дети". При этом сама ходила в другом смысле вполне по рукам. Понятно, бросали, понятно, страдала. Пишут, обратилась в религиозность. С горюшка. Для женщины религиозный путь он когда с детства и юношества настоящий. Ведь это видно и слышно. Нина Сазонова настоящий человек, прекрасная женщина, прекрасная мать. Это же сразу видно и слышно. Поэтому и в её песне настоящая красота. Ведь содержание песни не ура-ура. А всё равно аура исполнителя даёт силу и правду. Валентина Толкунова - даже в исполнении какая-то червоточина.
И второй пример. Мне тоже дико нравится.
Два красивых голоса. Инструменты народные, переливы. Содержание настоящее, понятное, девушка ждёт, когда придёт настоящая любовь. В "Снежинке" - "не говори мне про любовь". Здрасьте. Это почему?! А здесь в ролике - лицо актрисы какое! Веришь каждому движению. Настоящая красота без порчи.
Голубой карандашик ))) . Знаете, я потому много написал, что (А) пусть в Петербурге тоже Россию знают и (Б) мне кажется, Вам интересно, чтó провинциал (Николаев да Тюмень-столица-деревень) в возрасте скоро 33 о советской музыке думает. А у меня тоже предчувствие мелькает. Что общий смысл Вашей реакции будет: "Всё с тобой ясно, добрый малый. Живи и Бог тебя храни". Не так ли? ;))))
Конечно, Нина Сазонова это артистка из плеяды народных артистов Советского Союза. Очень любила "этот негромкий вальсок" в её исполнении из к/ф "Женщины". Совсем плохо знаю кинематограф 50-х годов, только несколько фильмов. Впервые слышу название вторго фильма. Да красивая песня, спасибо огромное. Ещё послушаю, посмотрю внимательнее, вникну. Ну и напрасно пишете про мою реакцию)))) Мне очень интересно знать мнение человека другого поколения. Особенно, когда оно искреннее и вдумчивое. Спасибо огромное, ещё раз.
"Трава у дома" в исполнении "Землян" гениальная вещь. Звучит как надо и сейчас, и это важно. Всё в пропорции - драйв и мелодичность, романтика и сила. Другая космическая песня, старинная по стилю, но тоже непреходящая "Заправлены в планшеты космические карты" в исполнении Трошина:
Это и Путин раз на камеру спел.
Я прекрасно понимаю была космическая романтика. И сейчас гордимся за тех космонавтов. А вот "Я земля, я своих провожаю питомцев, сыновей-дочерей", тоже вроде известное и наверно знаете, для меня уже не нравится. Женскому голосу не веришь. Мелодия и слова идеологизированы.
Про тайгу и геологов Вы наверно знаете "Где-то багульник на сопках цветёт, кедры вонзаются в небо" в исполнении "Самоцветов". Текст хороший. Но "Самоцветы" поют, как колыбельную. Откуда и почему такое понимание и такая подача? Это что, такое бегство и противовес от советской пропаганды? Слабое оно какое-то, неубедительное. Ведь песня точно не колыбельная. Кстати, я геолог, который в экспедициях. Вот когда в вахтовке (здоровый шестиколёсный грузовик-вездеход, вместо кузова полуавтобус с кресло-койками и обогревом), когда в вахтовке "Где-то богульник" поётся вечером под гитару, под чарочку кто хочет, и тут же пара участниц-женщин-геологов из НИИ в ватниках, вот тогда это настоящее. Я не знаю как это иначе назвать.
С чего весь разговор пошёл, для меня советская эстрада брежневского времени, именно эстрада, это пример и выражение именно прогрессирующего застоя и прокисания, только застоя в мозгах интеллигенции двух русских столиц. Окуджава - да, нормальное творчество. Советские фильмы о Великой Отечественной войне - вообще великие вещи. Песня из "Белорусского вокзала" в исполнении Нины Ургант - шедевр на поколения. Но уже исполнения Марка Бернеса - содержание песен достойное и композитор хорошо поработал, а подача уже не та.
Вопрос мужского достоинства, а с другой стороны "Дождинка малая", как пример, и "Я вас любил, любовь ещё быть может" Пушкина - Пушкин не этим силён. Если он это стихотворение написал для того, чтобы выставить на людях, как его отшили, а он давай якобы благородство показывать, я не одобрил бы. Понимаете, дело не в победителях или не победителях. Всё проще. Весь животный мир вышел таким, что для продолжения рода нужно соитие, и поэтому женская особь примет того, кто сильный и сможет защитить гнездо и добыть пропитание. Среди homo sapiens вокруг функции продолжения рода такое дикое количество всего нагорожено, прямо удивляешься, но мужскость этим не отменяется. Мне немного странно, что у отшитого охи-вздохи на тему, как пусто в комнате, вызывают у Вас сочувствие. Побеждать можно и нужно врага. Если смотреть на женщину, с которой продолжаешь род, как на побеждённую, то непонятно, как её после этого уважать и себя тоже.
Ваши поездки в воинские части с агит-бригадами - даже интересно. К чему, в смысле за какие такие желательные поступки агитировали пионеры военнослужащих советской армии? ))
Ваш учитель истории на уроках труда приучал класс к песням Высоцкого это, конечно, сильно. Он был в конспиративном сговоре с учителем труда? Я конечно в то время не жил. Но по тому что знаю, за Высоцкого шпыняли на месткомах.
"Заправлены в планшеты космические карты"... Конечно, знаю наизусть! Космическая классика. А женский голос "Я Земля..." - голос Людмилы Зыкиной. Видимо, заказали бодрый цикл композитору Пахмутовой. Было такое. "Самоцветы" просто красиво пели, никого не убеждали. Лирическая-романтическая)) Припоминаю, что они сами признаются: "Край, где ни разу я не был".
Нашла песню! Гуляев уже улыбается на "Голубом огоньке ", который вся страна любила и ждала на ТВ. Голубая тайга
https://youtu.be/fd3cQ5o89ww?si=57Z6X3KJxyDY8IEA Голос и обаяние у юрия Гуляева редкие. Следует ещё учитывать то состояние техники при записи телепередачи с толпой гостей. Вот ещё хорошая песня, основанная на реальных событиях -- воспоминание о войне. "На безымянный высоте"
Моя подруга -- тоже геолог, после школы она училась в Горном институте и одновременно работала, а руководителем сначала у неё был Александр Городницкий (учёный, поэт, бард), потом он переехал в Москву. Она бывала тоже во многих экспедициях: Крайний север, вечная мерзлота, остров Шпицберген...
Агитбригада. Слово, такое необычное как-то у меня вырвалось)) Это концертная группа. Повсеместно проводились, так называемые, "Эстафеты искусств", своеобразные конкурсы. В связи с этим вспоминаются всякие курьёзные случаи)) Но это совсем длинно писать. Помню, как мы ездили в воинскую часть под Ленинградом с постановкой отрывков из "Маленьких трагедий" Пушкина. Игру на сцене мы сопровождали пением "Stabat Mater" композитора Перголези. Это итальянская классика. Мы каждый год готовили новую композицию к конкурсу с песнями, танцами, стихами. Заняли 1 место по Ленинграду, о нас сняли передачу на телевидении и показали наш концерт)) Несколько раз ездили в телецентр на репетиции. О Высоцком. Никакой конспирации не было. Кто хотел, слушал Высоцкого в записях, мы пели под гитару со сцены его песни. Наша учительница истории приходила, когда была свободна, к нам на урок труда, к своей подруге (по характеру -- полная её противоположность) и врубала нам записи Высоцкого. Посмел бы ей кто-нибудь возразить!)) В свое время, она ещё работала пионервожатой у моей мамы, обладала весьма оригинальным строптивым характером, вела необычные, интересные уроки, возглавляла в школе поисковые работы, мы ей спели на выпускном: "Но живёт на земле не греша, вечно юная в жизни Душа... Спустя годы, когда она умерла, собрались бывшие её ученики. Мы её хоронили всей школой. Если вспоминать счастливое детство, никаких страниц не хватит))
Ностальгия по советскому это отдельная интересная тема. Я знаю, что такая ностальгия у пожилых людей бывает. При этом её совсем нет у моих родителей, 60-е годы рождения, и у дедов, конец 30-х рождения. Я знаю, это встречаешь, что фронтовики ВОВ не любили рассказывать о войне. Похожим образом мои не любят воспоминать свою молодость. Бабушка 1940 года рождения пережила оккупацию в Николаеве, оккупацию не помнит, зато охотно вспоминает послевоенное детство, были карточки на продукты, до середины 50-х школьники помогали в послевоенном приведении в порядок города. А потом техникум, замужество, переезд в Крым. Я спрашиваю: ну как вы тогда жили, ты же была к комсомоле, тебя на картошку посылали? Чем вы интересовались? Она: да что рассказывать, было да прошло. Как-то я у них летом, год около 2010, по телевизору в который раз "Семнадцать мгновений весны". Для меня - средний такой боевик. А бабушка: "Ну да, неплохая мелодрама". Представляете - "Семнадцать мгновений" мелодрама. Она один раз видела, больше смотреть не стала. Дед 1935 года рождения, крымчанин по рождению, в войну был в эвакуации в Узбекистане. Там пошёл в школу. Об этом рассказывает с хорошей улыбкой. Потом возвращение в Крым, вступление в пионеры, комсомол, техникум. "Как вы жили?" - "Перед татарами стыдно". Знаю, что его как-то чуть из комсомола не выгнали. Потом на работе тоже какую-то интригу сплели, "ушли" с работы. Что там было - не рассказывает. Есть какой-то советский фильм, я не помню название, какое-то длинное, да и содержание не помню, ничего особенного, какая-то бытовая драма с намёком на комедию, 70-е годы, дом отдыха в Крыму, какие-то сезонные влюбленности не слишком молодых людей, кажется массовик какой-то чудак-прохиндей. Делать было нечего, посмотрели, может, две трети. Дед прямо со злобой, что-то вроде: какие бездельники паразиты, какая фальшь. Выключили. А фильм времён его молодости. Но вот "Освобождение" он по много раз смотрел. Дед и бабка вспоминают по-настоящему хорошо, может и с ностальгией, как пели и танцевали на своей свадьбе. Всё ходуном ходило. Я застал и тех, кто их свадьбу помнит и тоже восхищается. Но это совсем другое, это не за советской эпохой.
Мои родители инженеры: николаевское - сегодня бывшее - судостроение. К Высоцкому и Окуджаве вообще безразличны. Так, что-то когда-то слышали. Хотя отец под любительские аккорды на гитаре на семейных праздниках пел маме "Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встретимся с тобою" и "Свой единственный век отдаю я тебе, всё что будет со мной это будет с тобою". Я позже узнал, что это Визбор. Отец не называл автора. Мои вопросы "как вы жили?" - он: "ты лучше о героях Великой Отечественной войны читай". Пионерские лагеря - мама бывала. У отца уже не спросить. У мамы - мы как-то смотрели экранизацию "Мастера и Маргариты", там Иван Бездомный в дурдоме что-то говорит про другого поэта: "у него всё только взвейтесь-развейтесь". Мама прямо в ладоши захлопала: "ну это точно про наш пионерлагерь". Оказалось была какая-то ритуальная песня пионеров "Костры взвейтесь, флаги развевайтесь". Молодость родителей это ура-увлечение перестройкой, оказавшейся пшиком, развал николаевского судостроения украинской властью, унизительное челночничество со шмотками в Польшу чтобы прокормиться, и уже в возрасте за сорок удаётся найти работу и обосноваться в Тюмени. Мама про всё, что было до переезда в Тюмень, тоже неохотно говорит, хотя вроде не война и не фронт, как у фронтовиков. Музыка - только классика: фортепиано, Шопен, Рахманинов. Как-то на машине ехали, включили радио, там "Песняры", она: "Ой, выключи". У родителей, как и дедов, пост-советской ностальгии по-моему вообще нет. Но само явление своеобразное. Мне вообще кажется, что всё это от некоторого "жиру" интеллигенции Москвы и Ленинграда.
Сразу отвечу, что вокруг меня нет людей с "пост-советской ностальгией". О кошмаре 90-х годов вспоминать сейчас не стану. Ностальгия есть по детству. Если интересно, то кое-что напишу, раз уж говорим о песнях. Малыми детьми мы пели всё, что нравилось. От "напиши мне, мама в Египет" до "жил да был чёрный кот за углом"... позже полюбили песни бардов. Это песни Юрия Визбора (обязательно - "Солнышко лесное"), Ады Якушевой, Кукина, Клячкина, Кима ("нет, кита не видно!"), Городницкого... Вспомнила, как пели в пионер-лагере на концертах "Над Канадой небо сине, меж берёз дожди косые, так похоже на Россию..." Городницкого. И "Карелию" девочки любили. Да что мы только не пели от дворовых песен до нами сочиненных. Мои дети кое-что запомнили)) Мы за столом тут как-то хором запели пионерское: "Мы союз полночных лунатиков, ты да я плюс куча фанатиков, астрономов, математиков..." и т.д.
https://youtu.be/NqiYknlH5nI?si=RyLJVF6fu76aXtOl Отдельно отмечу, как мы "оживляли" песню. Увлечение "зримой песней" прокатилось по всей стране и долго не затихало после кинофильма "Не самый удачный день" с Никитой Михалковым в главной роли. Мы и в пионерлагере, и в школе разыгрывали песню "Ах, война, что ты сделала, подлая, стали тихими наши дворы..." К примеру, у нас в школе так было. Тёмный зал, сцена освещена прожекторами, мы поем: шесть девочек и ребята с гитарами. Как в этом фильме До свидания , мальчики. Булат Окуджава
https://youtu.be/8v2UbETip5c?si=XgTlaERpkKlprnNl Это было уже в старших классах. В таком исполнении песня производила на зрителей огромное впечатление. Меня предупреждают о большом количестве символов. Придётся резать. Один из любимых в Советском Союзе фильмов. "Покровские ворота" Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов.
Продолжение. Наша школа имела, по тем временам, очень хорошее техническое оснащение. В школе, которую окрестили "политехнической", проводился эксперимент обучения "с элементами программирования". Полезно, что мальчики осваивали киноаппаратуру, разную звукозаписывающую и осветительную технику. К классах на окнах висели чёрные шторы, чтобы в любой момент можно было зашторить и посмотреть фильм или картинки, но потом мы всё это расхлёбывали в оригинальных темах домашних заданий)) Поэтому весь наш класс часто сидел в юношеском зале Публичной библиотеки. Тема детства богата воспоминаниями. Загадка. Как всё это можно было успевать: многочисленные кружки, в том числе спортивные, КВНы, спектакли, хор, различные конкурсы, концерты, народные танцы, стенгазеты и многое др.
Пионерлагерь - тоже счастливая тема. Каждый год я ездила в одно и то же место с теми же ребятами, так мы вместе и росли. Моих далёких детских друзей, с которыми я проводила каждое лето, вспоминаю до сих пор. Некоторое время мы встречались, уже будучи взрослыми. Очень похожая атмосфера летнего отдыха передана в фильме "100 дней после детства".
1. И Вам спасибо, очередное )) , за желание поддержать тему и за подробные ответы. Советский Союз, для него очень грубое сравнение "очередная Атлантида", и всё же. Тем более моя страна. Это совсем недавно, почти можно потрогать, живы очень много тех кто жил и прошёл через то, как советская действительность была, была и ушла. Мне интересен менталитет.
Но сначала по порядку. "Пушкин не тем силён", и "батенька строг" )) и любовная лирика. Хотя я совсем не спец в поэзии, но вот смотрите. "Я вас любил, любовь ещё быть может" - как по мне, это выставление напоказ своей слабости и изображение якобы благородства перед той, которая отшила. Я никак не могу понять, для чего это, хотя думал. Таких стихов, конечно, по миру достаточно. Но цель-то какая? Глупая надежда, а вдруг поменяет поведение? Да если отшила - плюнь, разотри. Страдаешь от одиночества, ну так во время Пушкина поезжай на балы, заведи новые знакомства. В наше время попробуй сайт знакомств, слетай на юг а море, там девок полно, постарайся показать себя, знакомься. А вот "Мороз и солнце, день чудесный" - этим как раз Пушкин силён. День чудесный - просыпайся, явись звездою, ты была вчера печальная - посмотри в окно, снег блестит на солнце, и давай, скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу! Вот это красиво, понятно, и к тому же по-моему для женщины привлекательно, и если сложится может дать продолжение рода. Пушкин силён и гениален это "Евгений Онегин" и "Борис Годунов". Вот Вы цитируете Бальмонта (спасибо, я не слышал о таком): "О, женщина, я должен бы тебя всем сердцем презирать, а я тебя люблю, тоскуя..." Может я и строг, но по-моему это раздвоение личности и шизофрения. А в любовной лирике для меня лично самое сильное из вообще всего это Визбора:
По-моему это до конца понимаешь, когда и у тебя самого сын, а у меня уже два таких.
"Голубая тайга" в исполнении Гуляева. Текст понравился (с одним но), мелодия тоже. Исполнение приемлемое. У Гуляева хороший психотип (чуток чересчур застенчивый только). А "но" которое мне непонятно это почему тайга голубая. Может, автор текста не был в тайге, но даже подмосковный лес, и тайга тоже, тут много чего можно: зелёная, солнечная, тёмная, смолистая, пахучая, дремучая, колючая, мрачная, птичья, пугающая, интересная, неразведанная, снежная. Я тайгу и с вертолёта видел. Голубой ни сверху, ни рядом, ни изнутри никогда или даже синей или фиолетовой не виделась.
Песню "На безымянной высоте" знаю. Исполнение Гуляевым не понравилось. Эта песня не эстрадный театр. И советская псевдоджазовость аккомпанемента вообще ни к селу ни к городу. Даже становится понятным, почему фронтовики могли такой подход отвергать. Самое большое - снисхождение и "не понимают за что взялись".
"Маленькие трагедии" Пушкина в инсценировке для сцены в военном городке это я вполне могу понять. Солдатам и офицерам вполне может быть интересно новое и необычное. Но в этих трагедиях ведь не про Голгофу. Stabat Mater вообще-то начало о скорбящей Богоматери в слезах у Распятия. Если уж то по содержанию наверно "Реквием" больше бы подошёл.
Пионервожатая хорошо что у Вас была хорошая. Моя мама о своём пионерлагере если и что-то вспоминает то только с иронией.
Очень благодарна за искренний ответ! Ну, Батенька))) Вы мне так всю поэзию Серебряного века разгромите!)) Подозреваю, что на Украине после 1991 года в школах не изучали поэтов Серебряного века. Интересно, а давали представление о поэтах: Александре Блоке, Николае Гумилёве, Марине Цветаевой, Анне Ахматовой, Сергее Есенине, Осипе Мандельштаме, Владимире Маяковском... Это всё Серебряный век нашей поэзии: символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты...
А Визбор, конечно, и артист замечательный, и бард... Но это уже другое время, Советский союз, "оттепель".
Вчера вспоминали в другом ЖЖ поэму Лермонтова "Демон", в которой просто нечеловеческие любовные страсти кипят. Боюсь спрашивать, боюсь за Лермонтова)) Это гений. Уж очень по-деловому Вы расправляетесь с любовной лирикой знаменитых поэтов.
Романтическая песня "Голубая тайга...", а вот не помню, чтобы кого-то удивляло название. Может, в голубой дымке эта тайга... Больше того, помню, народ очень любил песню "Голубые города". А у Пушкина тоже найдётся: "Подошёл старик к синему морю..." И у Вертинского: Над розовым морем..."))) Константин Бальмонт -- это поэт-символист, его окрестили Королём поэтов, был необычайно знаменит и популярен в Российской империи. Обижаете его))) Хотя, конечно, противоречивая у него натура. Заметила, что Юрий Визбор избежал критики и не удивил Вас строчкой: "Под моею рукой чьи-то звёзды лежат..." В конце приведу одно из стихотворений Иннокентия Анненского. Это шедевр любовной лирики. Его в наше время переложили на музыку и поют:
Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света. И. Анненский Ну, как Вам?)) Прекращаю мучить стихами)) Спасибо огромное!!!
2. Песню о бумажном солдате Окуджавы я не знал. Спасибо. Содержание более-менее понятно, исполнение красивое. Песню "До свидания мальчики" да, раньше слышал. В ней содержание понятнее. А то что из фильма Михалкова (не знал об этом фильме) по-моему какая-то жуть. Мейерхольд. Уж никак не уважение к ополченцам ВОВ.
"Резать к чёртовой матери" кстати в том же стиле, хотя подача вполне реалистичная. Посмотрел - это фильм "Покровские ворота". Не слышал о таком. Из этого фрагмента - по-моему, это как раз типичные советские типажи, как я их себе представляю. Если честно, совсем не понравилось.
"Хочу в СССР" - именно в такой формулировке не встречал. Но такой смысл встречал и в инете, и во дворе у озлобленных (наверно, от неустроенной личной жизни) старых склочных пенсионерок экс-членок компартии или комсомола.
Высказывание Путина о сердце и голове очень интересное, не слышал, спасибо. Про голову полностью согласен. Про сердце это как раз очень интересно. Это как раз суть темы. Это откуда, это от воспоминания хорошего счастливого детства среди любящих родителей? Сейчас участников ВОВ уже практически нет. Они жизнь за Родину клали миллионами. Это говорят люди, для которых детство и юность это брежневская эпоха. Я кстати поискал и нашёл тот фильм от которого при просмотре по ТВ мой дед дошёл до злобы, встал и выключил. Называется "Из жизни отдыхающих". Вот из таких фильмов, из советской эстрады того времени мне кажется это было время какого-то загнивания, какой-то неосознаваемой фальши по крайней мере у части того советского общества. Мой тесть, 1953 года рождения, он детдомовский из райцентра Челябинской области. Сомневаюсь, что у него детство счастливое. Но с ним по душам о советском прошлом не поговоришь. Вот, с Вами оказалось можно ))
Сейчас очень тороплюсь, но сразу напишу, что "Не самый адачный день" фильм не Михалкова, это старый фильм, Никита Михалков ещё мальчишка, он ещё не стал режиссёром. Молодой артист, которого все запомнили по фильму "Я шагаю по Москве". А "Покровские ворота" -- фильм-шедевр. Блестящая игра артистов, в некотором роде, пародия. Вот, встретила человека, которому фильм не понравился)) Да, советские типажи, старая московская коммунальная квартира, в которой живут люди разного возраста и профессий. Просто надо почувствовать атмосферу послевоенной Москвы.
Когда Путин говорил про "сердце", он имел в виду трагедию распада Советского Союза. Жаль то хорошее, что было. О счастливом детстве потом. Убегаю))
Спасибо за песню. Честное спасибо, потому что понимаю Вы вставили от души. Конечно я ничего не знал об этом певце. И в вокале мало разбираюсь. Голос кажется хорошим.
Если посмотреть на дизайн места, где снимали, это что-то вроде видов внутри старого дворца пионеров. Я что-то такое помню по бывшему дворцу пионеров в Николаеве, пока его под казино не переделали.
Дела такие, я советскую эстраду вообще не понимаю. Тут и содержание текста, и стиль музыки. Я посмотрел, автор Роберт Рождественский. Да, известный поэт. Я даже читал что-то. Но что это за картины? Начал с такой, знаете, задумчивой меланхолии. Дождинка малая на землю капнула. Но дальше-то. Это не о природе. И не наблюдение из окна. У Милна есть, мы моим малы́м читали:
Вот две капли дождевые
На стекле. Они живые.
Каждой капле дал я имя:
Это Джонни, это Джимми.
Кто скорей домчится вниз,
Тот получит первый приз.
Это понятно, это образно, здорово, держится. У Рождественского - дождинка малая капнула. При чём тут дождинка, если дальше автор, певец, кто угодно, мужик в общем, давай строить из себя супер-благородного, когда объект воздыханий отшила его. Да плюнь ты разотри. Вместо излагать, как пусто в комнате, сходи на танцплощадку, возьми отпуск недельку, слетай на море, выбор увидишь большой. Выберешь, о том споёшь. Ведь это не Онегин и не Вертер. Там веришь, тут нет.
А музыкальный стиль советской эстрады - понимаете, это очень субъективно, мне само звучание кажется каким-то жидким киселём. Какого-то джаза подлили чуток жиденького, ложкой помешали. Даже необязательно, есть саксофон или нет. Какое-то оно плоское, скучное, слабый кислосладкий вкус. Может, брежневский застой так себя выражал.
Сейчас вспоминаю и наверно только "На поляне траву зайцы в полночь косили" и "Остров невезения" из "Бриллиантовой руки" настояще нравятся.
Вы умный человек и не обидитесь. Спасибо что заинтересовались моим постом и комментируете.
Reply
Огромное спасибо за "разбор полётов")) У меня было предчувствие, промелькнула мысль, когда нашла "Желаю вам", что примерно такая критика последует по содержанию. Помню и другую песню, про "дождинку": "Одна снежинка -- ещё не снег, ещё не снег, одна дождинка ещё не дождь...", которую исполняла Валентина Толкунова. Мне так кажется.
А вообще-то сначала пела Нина Бродская.
Но можно видеть по комментам под видео, с какой любовью вспоминают и Гуляева, и песню советские люди. И да, Вы правы, брежневский застой... Надо помнить ту атмосферу, на фоне заказных "Маршев энтузиастов" такие тёплые, трогательные песни, звучавшие на радио и ТВ, были целым событием.
А вообще-то мы росли на песнях Высоцкого, на бардовских песнях. По поводу джаза)) Это, конечно, вспоминается чудесная шахназаровская комедия "Мы из джаза". И много помню хороших советских фильмов с прекрасной музыкой и песнями))
Reply
Спасибо за интерес и внимание. Никогда не думал, что как слышу советскую эстраду может быть интересно. Посмотрел: голубой карандашик значит "пиши ещё"). Ну-ну ))
О чём тут ещё? Я не знаток поэзии. Но я вот думал. Поиск и желание тёплого сам по себе понятен. Но скорость изменений общества, т.е. вкусов, ожиданий, всё быстрее. Я вот 1991 года рождения. Мне например непонятно, как проявление мужской эмоциональной слабости напоказ может казаться тёплым, родным. У нас в Малороссии говорят, давно говорят: "Не показывай попу". Мне, 1991 года рождения, из сейчас кажется "Марш энтузиастов", где первая строчка "В буднях великих строек", интереснее и приятнее просто чтобы слушать и по содержанию, и по звучанию музыки, чем "Дождинка малая" и "Одна снежинка". В песне, если абстрагироваться от сталинизма, там драйв есть, стремление жить, работать, вперёд. Я понимаю, это всё специально так раскрашено, но раскрашено и сделано в пределах задач массовой песни талантливо. В словах нет слабости, в музыке нет этих жидких отголосков псевдо-джазовости, которые пошли в советской эстраде неверно в 70-е, и меня, если честно, раздражают. Вообще, мне реальная советскость интересна: как люди жили душевно и духовно во всём том, чтó их старшие наворотили, и сами не замечая тоже продолжали наворачивать. Но тут две вещи. "Марш энтузиастов" для тогдашней московской и ленинградской интеллигенции это был грохот советской пропаганды. И что-то отличное - уже событие. А сейчас, то есть с перспективы из сейчас - лапидарно "тогда трава была зеленее". Это воспоминание молодости, той которая не на комсомольских обязаловках, а на кухне и в турпоходах к речке. Отсюда и комменты в Ютубе. Так мне кажется.
Тоже я понимаю, что для Вашего круга были барды. Знаю, что были два маяка Высоцкий и Окуджава. Но их я мало знаю. Жене нравится Окуджава. Мне - скорее побольше, чем Высоцкий. Знаю, что Высоцкий на актуальную политику много намекал. И по-моему неоправданно хрипит. Я его нормальный голос в интервью слышал. Окуджаву просто на звук слушать лучше. При этом оба, да и барды, это всё столичное. Мы далеко от этого были, малороссы: Николаев, Херсонщина и Крым. Родители, 60-е годы рождения, и дедки-бабки другое слушали и танцевали.
Спасибо за новые фамилии и названия. Валентина Толкунова - первый раз узнал. Фильм "Мы из джаза" почитал в Википедии. Понимаете, я слушал афроамериканскую музыку в полудомашних полузлачных местах в Новом Орлеане в Штатах. Так сказать, дальше некуда. Там это настоящее, и кайф настоящий. В России это с самого начала вторичное.
(дальше - ниже)
Reply
Очень благодарна за ответ!!!
Вы правильно пишете: люди уставали от пропаганды. Конечно, под роликами советских песен комменты выдают огромную и понятную ностальгию. А вспомнились две забытые песни совершенно случайно, только в связи с разговором о прекрасном певце Гуляеве. Его со времён Советского Союза я тоже не вспоминала. Почему герой песни так печален? Так ведь не все рождаются героями-победителями)) Вспомните Пушкина "Я вас любил", и всё встанет на место. Мне это печальное смирение понятно, наверно, потому что я в школе посещала кружок любимого писателя Достоевского. Он лучше всех погружался в душевные переживания.
Одна сентиментальная "дождинка" и другая "снежинка" -- абсолютно случайная выборка. Вот ничего не знала про жизнь Толкуновой, плохо знаю её репертуар, но она была очень популярной певицей.
А я любила песни нашей ленинградской певицы Лидии Клемент, моя мама её хорошо знала, они вместе работали в одной архитектурный мастерской.
Можно было бы вспомнить замечательные песни о войне, лётчиках, космонавтах, геологах, тайге... (например, песню Окуджавы из фильма "Белорусский вокзал"). Песен создавалось огромное количество, проводились конкурсы "Песня года" и т.д., девочки вели тетрадки-песенники. Ставились постановки "Зримая песня".
Нам досталось счастливое детство. Наши мальчики бегали по школе с гитарами, мы все пели под гитару, ездили с концертами агит-бригадой по воинским частям.
Пели в хоре, побеждали на конкурсах))
Наша учительница истории "приучала" нас к Высоцкому, приходила иногда к девочкам на уроки труда и ставила записи: слушайте, пока шьёте. Погружала в настоящую жизнь))
Записи были разные, ведь Высоцкий вживался в роль (то он самолёт-истребитель, то вор, то фронтовик).
В пионер-лагере наш радист постоянно гонял пластинку Битлов на всю округу)) Конечно, не только. Целый день звучали самые разные советские песни. На утреннюю и вечернюю линейку мы ходили под марш "Прощание славянки".
Песня играла огромную роль в нашей жизни. И джаз я любила всегда, до сих пор обожаю Эллу.
Кстати, посмотрите фильм "Мы из джаза" Карена Шахназарова, там играют прекрасные актёры.
В Советском Союзе создавалось огромное количество музыкальных групп. Муж моей сестры ездил с гастролями по стране звукорежиссёром "Землян". Всё новости музыкальной жизни я узнавала от него))
Ответила несколько сумбурно.
Оставляю на сей раз не "дождинку", а очень бодрую "Траву у дома", которую так любят наши космонавты))
Земляне "Трава у дома" (1983)
https://youtu.be/C4Pajis7OOU?si=cwsHN_2AlrI7Xq6X
PS. После повторной редакции обнаруживаются чудовищные пропуски строки, тьфу.
Reply
Согласен полностью, советские фильмы дали великие песни. Мужские - хотя бы "От героев былых имён не осталось порой имён". Шедевр на поколения. Женские - хотя тоже из фильмов, но стали самостоятельными. Первое, что вспомнил, я это с детства от старших знаю. Какое исполнение!
Исполняет Нина Сазонова. Не бард, не эстрада. Не важно что. Это настоящее. А рядом смотрю - названная Вами Валентина Толкунова, ссылка. Открыл и: чего это она в грусть жеманную? Почитал в Википедии. Ну, понятно. Выбранный образ жизни типичный для бомонда не важно советского или не советского не может не отразиться даже на актрисе. Ведь это оёёй. К мужчинам, которые хотели с ней просто пообщаться, насмешка и "это дети". При этом сама ходила в другом смысле вполне по рукам. Понятно, бросали, понятно, страдала. Пишут, обратилась в религиозность. С горюшка. Для женщины религиозный путь он когда с детства и юношества настоящий. Ведь это видно и слышно. Нина Сазонова настоящий человек, прекрасная женщина, прекрасная мать. Это же сразу видно и слышно. Поэтому и в её песне настоящая красота. Ведь содержание песни не ура-ура. А всё равно аура исполнителя даёт силу и правду. Валентина Толкунова - даже в исполнении какая-то червоточина.
И второй пример. Мне тоже дико нравится.
Два красивых голоса. Инструменты народные, переливы. Содержание настоящее, понятное, девушка ждёт, когда придёт настоящая любовь. В "Снежинке" - "не говори мне про любовь". Здрасьте. Это почему?! А здесь в ролике - лицо актрисы какое! Веришь каждому движению. Настоящая красота без порчи.
Голубой карандашик ))) . Знаете, я потому много написал, что (А) пусть в Петербурге тоже Россию знают и (Б) мне кажется, Вам интересно, чтó провинциал (Николаев да Тюмень-столица-деревень) в возрасте скоро 33 о советской музыке думает. А у меня тоже предчувствие мелькает. Что общий смысл Вашей реакции будет: "Всё с тобой ясно, добрый малый. Живи и Бог тебя храни". Не так ли? ;))))
Reply
Конечно, Нина Сазонова это артистка из плеяды народных артистов Советского Союза. Очень любила "этот негромкий вальсок" в её исполнении из к/ф "Женщины".
Совсем плохо знаю кинематограф 50-х годов, только несколько фильмов. Впервые слышу название вторго фильма. Да красивая песня, спасибо огромное. Ещё послушаю, посмотрю внимательнее, вникну.
Ну и напрасно пишете про мою реакцию)))) Мне очень интересно знать мнение человека другого поколения. Особенно, когда оно искреннее и вдумчивое. Спасибо огромное, ещё раз.
Reply
"Трава у дома" в исполнении "Землян" гениальная вещь. Звучит как надо и сейчас, и это важно. Всё в пропорции - драйв и мелодичность, романтика и сила. Другая космическая песня, старинная по стилю, но тоже непреходящая "Заправлены в планшеты космические карты" в исполнении Трошина:
Это и Путин раз на камеру спел.
Я прекрасно понимаю была космическая романтика. И сейчас гордимся за тех космонавтов. А вот "Я земля, я своих провожаю питомцев, сыновей-дочерей", тоже вроде известное и наверно знаете, для меня уже не нравится. Женскому голосу не веришь. Мелодия и слова идеологизированы.
Про тайгу и геологов Вы наверно знаете "Где-то багульник на сопках цветёт, кедры вонзаются в небо" в исполнении "Самоцветов". Текст хороший. Но "Самоцветы" поют, как колыбельную. Откуда и почему такое понимание и такая подача? Это что, такое бегство и противовес от советской пропаганды? Слабое оно какое-то, неубедительное. Ведь песня точно не колыбельная. Кстати, я геолог, который в экспедициях. Вот когда в вахтовке (здоровый шестиколёсный грузовик-вездеход, вместо кузова полуавтобус с кресло-койками и обогревом), когда в вахтовке "Где-то богульник" поётся вечером под гитару, под чарочку кто хочет, и тут же пара участниц-женщин-геологов из НИИ в ватниках, вот тогда это настоящее. Я не знаю как это иначе назвать.
С чего весь разговор пошёл, для меня советская эстрада брежневского времени, именно эстрада, это пример и выражение именно прогрессирующего застоя и прокисания, только застоя в мозгах интеллигенции двух русских столиц. Окуджава - да, нормальное творчество. Советские фильмы о Великой Отечественной войне - вообще великие вещи. Песня из "Белорусского вокзала" в исполнении Нины Ургант - шедевр на поколения. Но уже исполнения Марка Бернеса - содержание песен достойное и композитор хорошо поработал, а подача уже не та.
Вопрос мужского достоинства, а с другой стороны "Дождинка малая", как пример, и "Я вас любил, любовь ещё быть может" Пушкина - Пушкин не этим силён. Если он это стихотворение написал для того, чтобы выставить на людях, как его отшили, а он давай якобы благородство показывать, я не одобрил бы. Понимаете, дело не в победителях или не победителях. Всё проще. Весь животный мир вышел таким, что для продолжения рода нужно соитие, и поэтому женская особь примет того, кто сильный и сможет защитить гнездо и добыть пропитание. Среди homo sapiens вокруг функции продолжения рода такое дикое количество всего нагорожено, прямо удивляешься, но мужскость этим не отменяется. Мне немного странно, что у отшитого охи-вздохи на тему, как пусто в комнате, вызывают у Вас сочувствие. Побеждать можно и нужно врага. Если смотреть на женщину, с которой продолжаешь род, как на побеждённую, то непонятно, как её после этого уважать и себя тоже.
Ваши поездки в воинские части с агит-бригадами - даже интересно. К чему, в смысле за какие такие желательные поступки агитировали пионеры военнослужащих советской армии? ))
Ваш учитель истории на уроках труда приучал класс к песням Высоцкого это, конечно, сильно. Он был в конспиративном сговоре с учителем труда? Я конечно в то время не жил. Но по тому что знаю, за Высоцкого шпыняли на месткомах.
(дальше - ниже)
Reply
"Самоцветы" просто красиво пели, никого не убеждали. Лирическая-романтическая)) Припоминаю, что они сами признаются: "Край, где ни разу я не был".
Пушкин не этим силён©️ Это такое отношение к любовной лирике наших гениальных поэтов???))
Вы, Батенька, опять строги!))
Лирическая поэзия живёт и дышит чувствами и переживаниями:
"..Печаль моя светла, печаль моя полна тобою"©️
И с "дождинкой" совсем всё просто)) "Пусто в комнате" - это не про комнату, это про пронзительное одиночество. В лирических песнях и стихах поёт Душа. Одних только романсов с "не пробуждай воспоминаний..." не счесть. Препарировать эти чувства невозможно и не имеет смысла)) В три песенные минуты всю жизнь не втиснешь, а душевные, часто противоречивые, переживания иногда очень необычно выглядят.
Вот Маяковский:
"Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю разломавши...©️
У Бальмонта: "О, женщина
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, тоскуя..."©️
И так до бесконечности. Это поэзия.
Нашла песню! Гуляев уже улыбается на "Голубом огоньке ", который вся страна любила и ждала на ТВ.
Голубая тайга
https://youtu.be/fd3cQ5o89ww?si=57Z6X3KJxyDY8IEA
Голос и обаяние у юрия Гуляева редкие. Следует ещё учитывать то состояние техники при записи телепередачи с толпой гостей.
Вот ещё хорошая песня, основанная на реальных событиях -- воспоминание о войне.
"На безымянный высоте"
https://youtu.be/kRrOtOnj5Oc?si=5h92ggu2KsY_IjbK
Моя подруга -- тоже геолог, после школы она училась в Горном институте и одновременно работала, а руководителем сначала у неё был Александр Городницкий (учёный, поэт, бард), потом он переехал в Москву.
Она бывала тоже во многих экспедициях: Крайний север, вечная мерзлота, остров Шпицберген...
Агитбригада. Слово, такое необычное как-то у меня вырвалось)) Это концертная группа. Повсеместно проводились, так называемые, "Эстафеты искусств", своеобразные конкурсы.
В связи с этим вспоминаются всякие курьёзные случаи)) Но это совсем длинно писать.
Помню, как мы ездили в воинскую часть под Ленинградом с постановкой отрывков из "Маленьких трагедий" Пушкина. Игру на сцене мы сопровождали пением "Stabat Mater" композитора Перголези. Это итальянская классика.
Мы каждый год готовили новую композицию к конкурсу с песнями, танцами, стихами. Заняли 1 место по Ленинграду, о нас сняли передачу на телевидении и показали наш концерт)) Несколько раз ездили в телецентр на репетиции.
О Высоцком. Никакой конспирации не было. Кто хотел, слушал Высоцкого в записях, мы пели под гитару со сцены его песни.
Наша учительница истории приходила, когда была свободна, к нам на урок труда, к своей подруге (по характеру -- полная её противоположность) и врубала нам записи Высоцкого. Посмел бы ей кто-нибудь возразить!))
В свое время, она ещё работала пионервожатой у моей мамы, обладала весьма оригинальным строптивым характером, вела необычные, интересные уроки, возглавляла в школе поисковые работы, мы ей спели на выпускном: "Но живёт на земле не греша, вечно юная в жизни Душа... Спустя годы, когда она умерла, собрались бывшие её ученики. Мы её хоронили всей школой.
Если вспоминать счастливое детство, никаких страниц не хватит))
Reply
2.
Ностальгия по советскому это отдельная интересная тема. Я знаю, что такая ностальгия у пожилых людей бывает. При этом её совсем нет у моих родителей, 60-е годы рождения, и у дедов, конец 30-х рождения. Я знаю, это встречаешь, что фронтовики ВОВ не любили рассказывать о войне. Похожим образом мои не любят воспоминать свою молодость. Бабушка 1940 года рождения пережила оккупацию в Николаеве, оккупацию не помнит, зато охотно вспоминает послевоенное детство, были карточки на продукты, до середины 50-х школьники помогали в послевоенном приведении в порядок города. А потом техникум, замужество, переезд в Крым. Я спрашиваю: ну как вы тогда жили, ты же была к комсомоле, тебя на картошку посылали? Чем вы интересовались? Она: да что рассказывать, было да прошло. Как-то я у них летом, год около 2010, по телевизору в который раз "Семнадцать мгновений весны". Для меня - средний такой боевик. А бабушка: "Ну да, неплохая мелодрама". Представляете - "Семнадцать мгновений" мелодрама. Она один раз видела, больше смотреть не стала. Дед 1935 года рождения, крымчанин по рождению, в войну был в эвакуации в Узбекистане. Там пошёл в школу. Об этом рассказывает с хорошей улыбкой. Потом возвращение в Крым, вступление в пионеры, комсомол, техникум. "Как вы жили?" - "Перед татарами стыдно". Знаю, что его как-то чуть из комсомола не выгнали. Потом на работе тоже какую-то интригу сплели, "ушли" с работы. Что там было - не рассказывает. Есть какой-то советский фильм, я не помню название, какое-то длинное, да и содержание не помню, ничего особенного, какая-то бытовая драма с намёком на комедию, 70-е годы, дом отдыха в Крыму, какие-то сезонные влюбленности не слишком молодых людей, кажется массовик какой-то чудак-прохиндей. Делать было нечего, посмотрели, может, две трети. Дед прямо со злобой, что-то вроде: какие бездельники паразиты, какая фальшь. Выключили. А фильм времён его молодости. Но вот "Освобождение" он по много раз смотрел. Дед и бабка вспоминают по-настоящему хорошо, может и с ностальгией, как пели и танцевали на своей свадьбе. Всё ходуном ходило. Я застал и тех, кто их свадьбу помнит и тоже восхищается. Но это совсем другое, это не за советской эпохой.
Мои родители инженеры: николаевское - сегодня бывшее - судостроение. К Высоцкому и Окуджаве вообще безразличны. Так, что-то когда-то слышали. Хотя отец под любительские аккорды на гитаре на семейных праздниках пел маме "Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встретимся с тобою" и "Свой единственный век отдаю я тебе, всё что будет со мной это будет с тобою". Я позже узнал, что это Визбор. Отец не называл автора. Мои вопросы "как вы жили?" - он: "ты лучше о героях Великой Отечественной войны читай". Пионерские лагеря - мама бывала. У отца уже не спросить. У мамы - мы как-то смотрели экранизацию "Мастера и Маргариты", там Иван Бездомный в дурдоме что-то говорит про другого поэта: "у него всё только взвейтесь-развейтесь". Мама прямо в ладоши захлопала: "ну это точно про наш пионерлагерь". Оказалось была какая-то ритуальная песня пионеров "Костры взвейтесь, флаги развевайтесь". Молодость родителей это ура-увлечение перестройкой, оказавшейся пшиком, развал николаевского судостроения украинской властью, унизительное челночничество со шмотками в Польшу чтобы прокормиться, и уже в возрасте за сорок удаётся найти работу и обосноваться в Тюмени. Мама про всё, что было до переезда в Тюмень, тоже неохотно говорит, хотя вроде не война и не фронт, как у фронтовиков. Музыка - только классика: фортепиано, Шопен, Рахманинов. Как-то на машине ехали, включили радио, там "Песняры", она: "Ой, выключи". У родителей, как и дедов, пост-советской ностальгии по-моему вообще нет. Но само явление своеобразное. Мне вообще кажется, что всё это от некоторого "жиру" интеллигенции Москвы и Ленинграда.
Reply
Ностальгия есть по детству.
Если интересно, то кое-что напишу, раз уж говорим о песнях. Малыми детьми мы пели всё, что нравилось. От "напиши мне, мама в Египет" до "жил да был чёрный кот за углом"... позже полюбили песни бардов. Это песни Юрия Визбора (обязательно - "Солнышко лесное"), Ады Якушевой, Кукина, Клячкина, Кима ("нет, кита не видно!"), Городницкого... Вспомнила, как пели в пионер-лагере на концертах "Над Канадой небо сине, меж берёз дожди косые, так похоже на Россию..." Городницкого. И "Карелию" девочки любили.
Да что мы только не пели от дворовых песен до нами сочиненных. Мои дети кое-что запомнили)) Мы за столом тут как-то хором запели пионерское: "Мы союз полночных лунатиков, ты да я плюс куча фанатиков, астрономов, математиков..." и т.д.
Продолжаю. Кажется, Ваша мама вспомнила старую пионерской песню "Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих.." но это песня из далёких годов. Её, конечно, вспоминали иногда по радио.
Наш самый младший отряд в пионерлагере стал победителем на смотре строя и песни (были такие соревнования): ходили строевым шагом под песню о "Бумажном солдате" Окуджавы.
"Один солдат на свете жил, красивый и отважный,
Но он игрушкой детской был,
Ведь был солдат бумажный..."©️
Булат Окуджава -Бумажный солдат
https://youtu.be/NqiYknlH5nI?si=RyLJVF6fu76aXtOl
Отдельно отмечу, как мы "оживляли" песню.
Увлечение "зримой песней" прокатилось по всей стране и долго не затихало после кинофильма "Не самый удачный день" с Никитой Михалковым в главной роли.
Мы и в пионерлагере, и в школе разыгрывали песню "Ах, война, что ты сделала, подлая, стали тихими наши дворы..."
К примеру, у нас в школе так было. Тёмный зал, сцена освещена прожекторами, мы поем: шесть девочек и ребята с гитарами.
Как в этом фильме
До свидания , мальчики. Булат Окуджава
https://youtu.be/8v2UbETip5c?si=XgTlaERpkKlprnNl
Это было уже в старших классах. В таком исполнении песня производила на зрителей огромное впечатление.
Меня предупреждают о большом количестве символов. Придётся резать.
Один из любимых в Советском Союзе фильмов.
"Покровские ворота"
Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов.
https://youtu.be/7uf7keyprv8?si=JuJvlpMx52uHBOLn
Reply
Наша школа имела, по тем временам, очень хорошее техническое оснащение. В школе, которую окрестили "политехнической", проводился эксперимент обучения "с элементами программирования".
Полезно, что мальчики осваивали киноаппаратуру, разную звукозаписывающую и осветительную технику. К классах на окнах висели чёрные шторы, чтобы в любой момент можно было зашторить и посмотреть фильм или картинки, но потом мы всё это расхлёбывали в оригинальных темах домашних заданий)) Поэтому весь наш класс часто сидел в юношеском зале Публичной библиотеки.
Тема детства богата воспоминаниями. Загадка. Как всё это можно было успевать: многочисленные кружки, в том числе спортивные, КВНы, спектакли, хор, различные конкурсы, концерты, народные танцы, стенгазеты и многое др.
Пионерлагерь - тоже счастливая тема. Каждый год я ездила в одно и то же место с теми же ребятами, так мы вместе и росли. Моих далёких детских друзей, с которыми я проводила каждое лето, вспоминаю до сих пор. Некоторое время мы встречались, уже будучи взрослыми. Очень похожая атмосфера летнего отдыха передана в фильме "100 дней после детства".
Ностальгия))
Вот Вы меня немного рассмешили)) Мне вообще кажется, что всё это от некоторого "жиру" интеллигенции Москвы и Ленинграда."©️
Наверно, в этом что-то есть.
Но я наоборот, с удивлением наблюдаю это "хочу в СССР" в комментах, и думаю, что это где угодно, только не в Петербурге.
Ностальгия, конечно, есть по детству. Главное - по хорошим людям, которые окружали, которых помнишь всю жизнь, с которыми получалось совместно что-то хорошее и интересное.
Поэтому, когда я вижу под роликами возглас "Верните мне СССР!", мне кажется, что это люди из какой-нибудь отстранённой глубинки. Я таких в реале не знаю. Конечно, я помню многое: и хорошее, и плохое в Советском Союзе.
Об этом в двух словах не напишешь. Согласна с Путиным: "Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы."©️
Примерно так. Огромное спасибо за неожиданный интерес и беседу))
Reply
И Вам спасибо, очередное )) , за желание поддержать тему и за подробные ответы. Советский Союз, для него очень грубое сравнение "очередная Атлантида", и всё же. Тем более моя страна. Это совсем недавно, почти можно потрогать, живы очень много тех кто жил и прошёл через то, как советская действительность была, была и ушла. Мне интересен менталитет.
Но сначала по порядку. "Пушкин не тем силён", и "батенька строг" )) и любовная лирика. Хотя я совсем не спец в поэзии, но вот смотрите. "Я вас любил, любовь ещё быть может" - как по мне, это выставление напоказ своей слабости и изображение якобы благородства перед той, которая отшила. Я никак не могу понять, для чего это, хотя думал. Таких стихов, конечно, по миру достаточно. Но цель-то какая? Глупая надежда, а вдруг поменяет поведение? Да если отшила - плюнь, разотри. Страдаешь от одиночества, ну так во время Пушкина поезжай на балы, заведи новые знакомства. В наше время попробуй сайт знакомств, слетай на юг а море, там девок полно, постарайся показать себя, знакомься. А вот "Мороз и солнце, день чудесный" - этим как раз Пушкин силён. День чудесный - просыпайся, явись звездою, ты была вчера печальная - посмотри в окно, снег блестит на солнце, и давай, скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу! Вот это красиво, понятно, и к тому же по-моему для женщины привлекательно, и если сложится может дать продолжение рода. Пушкин силён и гениален это "Евгений Онегин" и "Борис Годунов". Вот Вы цитируете Бальмонта (спасибо, я не слышал о таком): "О, женщина, я должен бы тебя всем сердцем презирать, а я тебя люблю, тоскуя..." Может я и строг, но по-моему это раздвоение личности и шизофрения. А в любовной лирике для меня лично самое сильное из вообще всего это Визбора:
По-моему это до конца понимаешь, когда и у тебя самого сын, а у меня уже два таких.
"Голубая тайга" в исполнении Гуляева. Текст понравился (с одним но), мелодия тоже. Исполнение приемлемое. У Гуляева хороший психотип (чуток чересчур застенчивый только). А "но" которое мне непонятно это почему тайга голубая. Может, автор текста не был в тайге, но даже подмосковный лес, и тайга тоже, тут много чего можно: зелёная, солнечная, тёмная, смолистая, пахучая, дремучая, колючая, мрачная, птичья, пугающая, интересная, неразведанная, снежная. Я тайгу и с вертолёта видел. Голубой ни сверху, ни рядом, ни изнутри никогда или даже синей или фиолетовой не виделась.
Песню "На безымянной высоте" знаю. Исполнение Гуляевым не понравилось. Эта песня не эстрадный театр. И советская псевдоджазовость аккомпанемента вообще ни к селу ни к городу. Даже становится понятным, почему фронтовики могли такой подход отвергать. Самое большое - снисхождение и "не понимают за что взялись".
"Маленькие трагедии" Пушкина в инсценировке для сцены в военном городке это я вполне могу понять. Солдатам и офицерам вполне может быть интересно новое и необычное. Но в этих трагедиях ведь не про Голгофу. Stabat Mater вообще-то начало о скорбящей Богоматери в слезах у Распятия. Если уж то по содержанию наверно "Реквием" больше бы подошёл.
Пионервожатая хорошо что у Вас была хорошая. Моя мама о своём пионерлагере если и что-то вспоминает то только с иронией.
(продолжение ниже)
Reply
Очень благодарна за искренний ответ! Ну, Батенька))) Вы мне так всю поэзию Серебряного века разгромите!)) Подозреваю, что на Украине после 1991 года в школах не изучали поэтов Серебряного века.
Интересно, а давали представление о поэтах: Александре Блоке, Николае Гумилёве, Марине Цветаевой, Анне Ахматовой, Сергее Есенине, Осипе Мандельштаме, Владимире Маяковском...
Это всё Серебряный век нашей поэзии: символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты...
А Визбор, конечно, и артист замечательный, и бард... Но это уже другое время, Советский союз, "оттепель".
Вчера вспоминали в другом ЖЖ поэму Лермонтова "Демон", в которой просто нечеловеческие любовные страсти кипят. Боюсь спрашивать, боюсь за Лермонтова)) Это гений.
Уж очень по-деловому Вы расправляетесь с любовной лирикой знаменитых поэтов.
Романтическая песня "Голубая тайга...", а вот не помню, чтобы кого-то удивляло название. Может, в голубой дымке эта тайга... Больше того, помню, народ очень любил песню "Голубые города".
А у Пушкина тоже найдётся: "Подошёл старик к синему морю..." И у Вертинского: Над розовым морем...")))
Константин Бальмонт -- это поэт-символист, его окрестили Королём поэтов, был необычайно знаменит и популярен в Российской империи. Обижаете его))) Хотя, конечно, противоречивая у него натура.
Заметила, что Юрий Визбор избежал критики и не удивил Вас строчкой: "Под моею рукой чьи-то звёзды лежат..."
В конце приведу одно из стихотворений Иннокентия Анненского. Это шедевр любовной лирики. Его в наше время переложили на музыку и поют:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
И. Анненский
Ну, как Вам?))
Прекращаю мучить стихами))
Спасибо огромное!!!
Reply
Песню о бумажном солдате Окуджавы я не знал. Спасибо. Содержание более-менее понятно, исполнение красивое. Песню "До свидания мальчики" да, раньше слышал. В ней содержание понятнее. А то что из фильма Михалкова (не знал об этом фильме) по-моему какая-то жуть. Мейерхольд. Уж никак не уважение к ополченцам ВОВ.
"Резать к чёртовой матери" кстати в том же стиле, хотя подача вполне реалистичная. Посмотрел - это фильм "Покровские ворота". Не слышал о таком. Из этого фрагмента - по-моему, это как раз типичные советские типажи, как я их себе представляю. Если честно, совсем не понравилось.
"Хочу в СССР" - именно в такой формулировке не встречал. Но такой смысл встречал и в инете, и во дворе у озлобленных (наверно, от неустроенной личной жизни) старых склочных пенсионерок экс-членок компартии или комсомола.
Высказывание Путина о сердце и голове очень интересное, не слышал, спасибо. Про голову полностью согласен. Про сердце это как раз очень интересно. Это как раз суть темы. Это откуда, это от воспоминания хорошего счастливого детства среди любящих родителей? Сейчас участников ВОВ уже практически нет. Они жизнь за Родину клали миллионами. Это говорят люди, для которых детство и юность это брежневская эпоха. Я кстати поискал и нашёл тот фильм от которого при просмотре по ТВ мой дед дошёл до злобы, встал и выключил. Называется "Из жизни отдыхающих". Вот из таких фильмов, из советской эстрады того времени мне кажется это было время какого-то загнивания, какой-то неосознаваемой фальши по крайней мере у части того советского общества. Мой тесть, 1953 года рождения, он детдомовский из райцентра Челябинской области. Сомневаюсь, что у него детство счастливое. Но с ним по душам о советском прошлом не поговоришь. Вот, с Вами оказалось можно ))
Reply
Сейчас очень тороплюсь, но сразу напишу, что "Не самый адачный день" фильм не Михалкова, это старый фильм, Никита Михалков ещё мальчишка, он ещё не стал режиссёром. Молодой артист, которого все запомнили по фильму "Я шагаю по Москве".
А "Покровские ворота" -- фильм-шедевр. Блестящая игра артистов, в некотором роде, пародия. Вот, встретила человека, которому фильм не понравился)) Да, советские типажи, старая московская коммунальная квартира, в которой живут люди разного возраста и профессий.
Просто надо почувствовать атмосферу послевоенной Москвы.
Когда Путин говорил про "сердце", он имел в виду трагедию распада Советского Союза. Жаль то хорошее, что было.
О счастливом детстве потом.
Убегаю))
Reply
Leave a comment