Диссертация: «Пенсионная система в структуре современной российской экономики»

Sep 03, 2018 16:05

31 МАЯ 2018

Сама работа.

Выводы:

I

Рассмотрение данных, характеризующих состояние пенсионных  систем России и других стран, позволяет сделать следующие выводы:

 расходы на выплату пенсий в России (измеренные в % к ВВП) ниже, чем в большей части наиболее экономически развитых стран и многих странах со схожим с Россией уровнем экономического развития;

 в России  нагрузка  на  экономику,  связанная  с  уплатой  взносов  на социальное страхование (измеренная в % к ВВП), относительно невысока;

 доля пенсионеров в численности населения России не превышает уровень, характерный, например, для большей части стран Восточной Европы;

 Солидарная  пенсионная  система - наиболее  часто  используемая  схема пенсионного  обеспечения,  тогда  как  развитая  накопительная  система характерна для относительно небольшого числа стран;

 существование  схем  досрочного  выхода  на  пенсию  нельзя  отнести  к факторам, критически влияющим  на  уровень  пенсионной  нагрузки  на экономику России.

III

В рамках базового демографического сценария предлагается возможная схема демографически обоснованного повышения возраста выхода на пенсию:

 мужчины: рост в 2030 - 2046 гг. на 3 месяца в год (за исключением 2040 г.) до достижения 64 лет в 2046 г.;

 женщины: рост в 2021 - 2048 гг. на 3 месяца в год до достижения 62 лет в 2048 г.

В рамках умеренного демографического сценария предлагается такая же схема для женщин и рост пенсионного возраста для мужчин в 2033 - 2044 гг. на 3 месяца в год до достижения 63 лет в 2044 гг.

Расчеты с использованием разработанного прогнозно-аналитического инструментария и учета предложенных критериев эффективности пенсионной системы позволяют сделать следующие основные выводы:

 вне зависимости от того, какой вариант развития пенсионной системы рассматривается, уровень жизни пенсионеров определяется прежде всего темпами роста экономики;

 если экономика развивается в рамках инерционного сценария, избежать снижения реального среднего размера пенсии будет возможно только при росте относительного уровня расходов на пенсионное обеспечение. В этих условиях решить эту задачу за счет повышения пенсионного возраста или перераспределения государственных финансов практически невозможно;

 устранение дефицита бюджета ПФ РФ при прочих равных условиях ведет к значительному снижению уровня жизни пенсионеров, а также негативно влияет на темпы роста экономики.

Согласно построенному прогнозу, общий эффективный коэффициент демографической нагрузки, равный в 2016 г. 102.6%, увеличится к 2030 г. до 126%, к 2040 г. - до 129%, а к 2050 г. - до 147%. Однако такой рост демографической нагрузки на экономику не является экстраординарным: уровень начала 2000-х гг. будет превзойден только к 2030 г., а к 2050 г. будет достигнут уровень конца 1990-х гг.

Анализ границ возраста выхода на пенсию с учетом предложенного в диссертации критерия демографического обоснования пенсионного возраста показывает, что в среднесрочной перспективе оснований для повышения пенсионного возраста у мужчин нет, при этом такие основания имеются для повышения пенсионного возраста у женщин. Демографически обоснованная траектория изменения возраста выхода на пенсию предполагает его постепенное повышение у мужчин до 64 лет в 2030 - 2046 гг., а у женщин - до 62 лет в 2021 - 2048 гг.

Рост расходов на выплату пенсий до 11% ВВП к 2035 г. увеличит среднегодовой темп прироста ВВП на 0.1 проц. п. в рамках инерционного экономического сценария и на 0.2 проц. п. -в рамках базового, тогда как сведение к нулю дефицита бюджета ПФ РФ при прочих равных условиях уменьшит среднегодовой темп прироста ВВП на 0.1 проц. п

Построенный прогноз параметров пенсионной системы, уровня демографической нагрузки на экономику и макроэкономических показателей демонстрирует, что в кратко - и среднесрочной перспективе основания для немедленного кардинального реформирования пенсионной системы отсутствуют.
Previous post Next post
Up