Мир наизнанку: Троллейбус вместо автобуса

Jan 25, 2015 12:00

В интернете (да и ИРЛ) часто встречается весьма нелепое сравнение троллейбуса с трамваем - они электрические, они устаревшие и, по мнению комментаторов, их нужно помножить на ноль и забыть как страшный сон, заменив б-гомерзкими маршрутками, об этом красноречиво высказался Илья Варламов.

Газельваген-фетишизм оставим на совести несчастных, обделённых качественным ОТ пассажиров, а вот нелепое сравнение - разберём подробнее.


Само слово "троллейбус" - калька с английского "trolleybus", то есть trolley (тележка, вагонетка) и bus (автобус). Грубо говоря, троллейбус - это такой "автобус с проводами", а потому сравнивать его нужно именно с автобусом.
Трамвай же - то самое волшебное "лёгкое метро", о котором в прошлом десятилетии трубили газеты и вещали политики. Более того, первые метролинии в Москве прокладывались именно по трамвайным "трассам", и названия линиям присвоены так же, как и в трамвайной практике. Так что - рельсы отдельно, колёса - отдельно.

Само сравнение полностью умещается в картинке от Горпроектов.


Но, что естественно, троллейбусная система имеет свои недостатки:
1. Троллейбусы зависят от проводов, продлить троллейбусный маршрут сложно - нужна инфраструктура, подстанции.
-Во-первых, современные троллейбусы умеют особую магию - автономный ход. Незачем даже Европу упоминать (всё равно не догоним), тот же белорусский АКСМ-420 "Витовт" может в 5 километров автономного хода с полным салоном. Этого хватит и чтобы затор объехать, и чтобы развернуться без контактной сети. Во вторых - автобусу инфраструктура так же нужна, пусть и в меньшем объёме. Монтаж троллейбусной контактной сети - недолгое дело, при наличии заранее заготовленных опор и растяжек - не больше суток. Тем временем, кабинетные паразиты района Печатники двенадцать лет не могли продлить 292 маршрут автобуса до улицы Гурьянова.
2. Троллейбус иногда тормозит на пустой дороге и вылядит как древняя рухлядь.
-За это мы все скажем спасибо руководству МосГорТранса, которое клало хер на обновление инфраструктуры и подвижного состава. Чаще всего троллейбусы снижают скорость из-за стрелок, разработанных почти сотню лет назад. Закупать новые радиоуправляемые стрелки МГТ не хочет, им качество транспортных систем, видимо, не важно. Недавно, впрочем, была новость о планах МГТ закупать таки новые стрелки и обновлять инфраструктуру. Была, да сплыла. Сами машины - в большинстве случаев либо морально устаревший хлам от Тролзы, либо модификации ЗиУ-9 (а это уже не троллейбус, а музейный экспонат, замечу). Если с первыми всё понятно, то наличие вторых на улицах столицы - как минимум странность. Если представить, что полгорода ездит на двадцать четвёртых "Волгах" - становится понятен весь абсурд транспортной ситуации в городе. Врядли найдутся желающие сменить комфортное кресло личной машины на поездку стоя, в давке, да ещё и в устаревшем троллейбусе.

В результате, троллейбусные недостатки несложно устранить. Другой вопрос, как же подружить троллейбус с трамваем? Ведь город не потянет две электротранспортных системы!
Во-первых, город замечательно их потянет. На том же Шоссе Энтузиастов замечательно умещаются и троллейбусы, и трамваи, и даже метро (три станции, но всё же). И это - не в жилой застройке (максимум пассажиров), а в полумёртвой промзоне!
Во-вторых, это совершенно разные виды транспорта, о чём написано выше. Современный трамвай это облегчённый и дешёвый аналог метро - вместительный и быстрый. Современный троллейбус - замена автобуса, экологичный, тихий и надёжный транспорт.

И, на мой взгляд, развитие троллейбуса разумно проводить именно так - заменять им неэкологичные и шумные автобусы. Способ первый - дополнять троллейбусную КС небольшими участками, чтобы копировать (а точнее, заменять) автобусные маршруты. Способ второй - искать наиболее загруженные автобусы и прокладывать КС по пути их следования. Третий способ есть, но он напрямую не относится к замене автобуса на троллейбус - прокладка троллейбусной КС в районы, совсем не обеспеченные общественным транспортом (если такие есть).

На этом троллейбусные идеи пока что заканчиваются. Пока что.

Надземное, Идеи и проекты, Массаракш!, Многабукаф ниачом

Previous post Next post
Up