Известно, что гомеопаты, рассуждая о преимуществах своего метода над конвенциональной медициной («аллопатией» в их терминологии), любят ссылаться на то, что «аллопатия» лечит только симптомы, не устраняя и даже не выясняя истинную причину заболевания. Слово самим гомеопатам:
«...Но главная беда состоит в том, что лечение, направленное на устранение и подавление симптомов, в итоге приводит к хронизации болезни, ее расползанию, появлению новых, более тяжелых форм. [...] Мне опять же возразят, что после аллопатического лечения тоже все стихает, и это считается "выздоровлением". По этому поводу один из ведущих клиницистов в акушерстве и гинекологии, профессор Минкина Г.Н. сказала:
"Когда клинические проявления болезни стихают, мы не знаем - что происходит дальше"».
[1] «Врачи-аллопаты в своей практике руководствуются только следствиями заболевания, не понимая и не принимая во внимание причину заболевания, не имея четких критериев, чтобы определить, когда человек болен, и когда здоров. В аллопатической медицине под болезнью понимают лишь патологические изменения в тканях, к тому же рассматривая каждый орган изолированно, а не весь организм в целом. Врачи-аллопаты руководствуются в своей практике только теми проявлениями патологического процесса, которые можно пощупать пальцами, увидеть глазами или обнаружить с помощью инструментов.
[...]
Гомеопаты, наоборот, базируются на том, что органические изменения вторичны. Общепринятым является утверждение, и опыт доказывает это, что все события развиваются последовательно и всегда можно проследить любой процесс в развитии: от начала, до конца и, наоборот, от конца к началу. Следовательно, зная закономерности развития патологического процесса, всегда можно установить причину любой болезни.
[...]
Имеющиеся симптомы являются теми сигналами, которыми больной организм дает знать о своих страданиях. И если врач знает этот язык природы, то он точно установит причину и природу заболевания.
[...]
Врачи - аллопаты считают, что болезнь поражает один орган или систему органов, и, следовательно, восстановив функцию этого органа или системы, они излечивают человека. Например, при высыпаниях на коже назначают местные средства, и, когда высыпания исчезают, пациент считается полностью излечимым [очевидно, имеется в виду «излеченным» - zwg]».
[2] Я давно подозревал, что здесь что-то не так: сам принцип подобия, на который опирается вся гомеопатия, требует подбирать лекарство исключительно по сходству совокупности симптомов. Наконец собрался заглянуть в гомеопатическую библию - «Органон врачебного искусства» Самуэля Ганемана, основателя гомеопатии. Результат превзошёл ожидания. Цитирую по 6 изданию, подготовленному автором перед смертью, в 1842 году:
«Разве не то, что проявляет болезнь своими доступными чувствам патологическими симптомами, является в глазах врача самим заболеванием, тем более, что он никогда не сможет увидеть духовную сущность, вызывающую болезни, жизненную силу? Ему не столько необходимо увидеть её, сколько составить верное представление о её патологических проявлениях для того, чтобы получить возможность вылечить заболевание. Что же ещё хочет обнаружить старая школа в скрытых недрах организма в качестве prima causa morbi [первопричины болезни - zwg], отвергая при этом и высокомерно презирая как объект лечебного воздействия те ощутимые и явные признаки заболевания, симптомы, которые так ясно предлагают себя нашему вниманию? Что же ещё, кроме этих симптомов, они собираются излечивать?»
[3] Да-да, по Ганеману у болезней вообще нет физиологических причин, а симптомы вызываются непосредственно повреждением пресловутой vis vitalis, нематериальной и непознаваемой жизненной силы. И если все симптомы устранены, то и делать с организмом больше нечего, всё замечательно.
«Если больной излечивается от своей болезни настоящим врачом таким образом, что не остаётся никаких патологических симптомов и даже следа заболевания и окончательно восстанавливаются все признаки здоровья, то как в таком случае можно утверждать, не рискуя при этом впасть в вопиющее противоречие со здравым смыслом, что всё телесное заболевание этого индивидуума сохраняется где-то в недрах организма? И, тем не менее, глава старой школы, Гуфеланд, утверждает это следующими словами: "Гомеопатия может устранить симптомы, но заболевание остается". (Vide Homöopathie, S. 27, I, 19). Он делает это отчасти будучи пристыженным благотворными для человечества достижениями гомеопатии, отчасти из-за того, что всё ещё придерживается сугубо материалистических представлений о сущности болезни, которую он ещё не может осознать как состояние организма, динамически изменённого болезненно поражённой жизненной силой, как изменённое состояние здоровья. Напротив, он представляет болезнь как нечто материальное, и думает, что по завершении лечения она может в скрытом виде остаться где-то в глубинных уголках организма с тем, чтобы однажды, в период цветущего здоровья, вырваться на свет, к своему удовольствию, во всём материальном великолепии! Настолько потрясающа всё ещё слепота старой патологии!»
[3] Самого Ганемана за всё это трудно осуждать: его взгляды сформировались в конце XVIII века, когда о физиологии знали ещё очень мало, а практическая медицина находилась в настолько плачевном состоянии, что зачастую лучше было никак не лечить, чем лечить тогдашними методами. Но вот те его последователи, которые ругают конвенциональную медицину за то, что он сам считал единственно правильным подходом, выглядят довольно смешно.
[1]
Сайт гомеопата Ольги [2]
Сайт гомеопата Заозёрнова [3]
С. Ганеман. Органон врачебного искусства, или Основная теория гомеопатического лечения