Шедевры гравюры, готики и северного возрождения. И Вагнер, наверное...

Feb 12, 2011 01:31

Так, ну вот, пришла моя очередь писать пост). Речь пойдет о двух выставках.  "Шедевры северной готики и ренессанса" и "Шедевры европейской графики" (сплошные шедевры!). Сначала о готики и ренессансе. http://www.pravda.ru/culture/painting/exhibitions/04-02-2011/1065714-northgotic-0/  Понравилось. Выставка занимает часть "лестничного" (центральная лестница) и еще отдельный зал, в который лестница-то и ведет. Картины не впечатлили.  Они не смотрятся "страшно", а именно так должно выглядеть северное возрождение (в моей голове).   Странно было то, что в двух залах было разное освещение. В зале с лестницей  (холл?) приглушенный свет делал тени на резных скульптурах выразительнее, они принимали устрашающе-нечеловеческий вид, и на них становилось приятно смотреть. Во втором зале свет был яркий, будничный, и все экспонаты выглядели просто и неинтересно. Нужно было делать над собой усилие, чтобы что-нибудь почувствовать. Я это и делала. Пыталась. Алтарная скульптура, представляющая собой, по сути, "театральную коробку"  Джотто (Джотто, ведь?), наполненную деревянными фигурами святых нуждается в свете свечей, а не белых электрических ламп.
Самые приятные эмоции я получила от созерцания скульптур Георгия Победоносца и Мартина Турского (про него я и буду писать ЯС, теперь это мой новый любимый культурный персонаж, наравне с Мартинианом).  Интересно, что на всех табличках про Мартина было написано, что он стал святым, отрезав половину своего плаща и отдав его нищему. Это не давало мне покоя всю выставку. Как так! Люди УМИРАЛИ за веру, а он только половину (жмот!XD) плаща отрезал! Прибежав домой, я наспех удостоверилась в том, что это всего лишь момент его жизни, который является каноническим в изображениях, а не поводом к причислению к лику святых.

Я делала заметки в блоке об очередной скульптуре Мартина (их там 3, из них 2 конных ), когда к витрине подошла группа детей дошкольного возраста во главе с тетенькой экскурсоводом. Она:" Вот детки, посмотрите, это святой Мартин. Он не пожадничал, и отдал половину своего плаща нищему, и за это стал святым... А посмотрите, какой  у лошадки хвостик..."

На графику я пошла одна. Это оказалось правильным решением. Выставка оказалось гораздо больше, залов 10-12. Бабушка-кассирша, пробивая мне билет с прищуром спросила: "Что, будете отписку преподавателю писать?" Пришлось уверять её в своем неподдельном интересе =) Со светом здесь уже проблем не было, и Дюрер выглядел очень убедительно (в итоге, моя любимая гравюра - "Рыцарь, Смерть и Дьявол").  Черно-белая гамма, контраст света и тени, добра и зла, жизни и смерти... Латынь... Основную часть потраченных 3-х часов я провела в залах графики XV-XVII веков. Не  хватало музыки, какого-нибудь Вагнера (я все чаще начинаю задумываться о синтезе искусств). Интересно, что на обеих выставках я видела портрет одного человека - Иоганна Фридриха Великодушного, Курфюрста Саксонского. Но больше всего меня впечатлили 2 портрета императора Карла V, выполненные Бехамом Бартелем и  Даниэлем Хопфером. На первом портрете  изображен статный зрелый мужчина, он серьезен и властен, он холодно красив. На втором портрете изображен юноша в профиль (первый портрет - поворот головы на 3/4), похожий на пажа.  Если бы не подписи, ни за что бы не поверила, что на двух гравюрах изображения одного и того же человека!

Французские гравюры XVII-XVIII веков выглядят как черно-белая живопись. Парадный портрет (Людовик XIV <3), рококошные сюжеты - я поняла, что это мне уже не интересно. На эту эпоху хочется смотреть через цветные "окна". 
XIX - XX века меня тоже не впечатлили. Но, пробежав по последнем залам (XIX-XXвв.) я вновь вернулась к ранним голландским и немецким офортам. Не хотелось от них уходить.

Не уверена, что буду писать работу по этой выставке. Я не выбрала произведения, которые хотела бы описывать - это очень трудно. Но побывать там еще разок я хочу. С Вагнером.

И еще чуть-чуть о себе. ЯС говорил о том, что почти все мы воспринимаем искусство с помощью "исторического кода". Это старое, значит имеет ценность. Не знаю, как другие, но я воспринимаю искусство именно так. Для меня важно понять, что эти гравюры делал человек, который жил своей жизнью в той, невозвратно ушедшей от нас эпохе, что-то чувствовал, о чем-то думал, потом умер. А мы смотрим на его гравюры, а значит, часть его мыслей живет и сейчас. Думал ли он об этом? О том, что его гравюра (картина, скульртура и т.д.) доживет до 2011 года. Что где-то в Мосвке ("а где это?" - может быть спросил бы он) совершенно посторонние люди будут писать контрольные работы по его творению?
А эти лица на портретах? Это были живые люди, порой сильные мира сего... Важна не техника, важны люди, судьбы, история.
Да. И Вагнер 

история, death, moscow, martin, city, durer, history, german, culturology, middle ages, hobby, art, things, culture, wagner, something interesting, paintings, museum

Previous post Next post
Up