«Esse di Salome»

Oct 27, 2010 10:51



Сегодня сходила на моноспектакль Франческо Джоми «Esse di Salome» в театральном центре на Страстном. Понравилось. Правда, на программке было написано, что основное новшество спектакля - это его «музыка» (под которой, как потом выяснилось, подразумевался голос).  Голос меня мало удивил: я была готова к странным хрипам, крикам и не знаю, как еще описать, к чему.

Героиня спектакля - иудейская принцесса, та самая, что попросила принести ей голову Иоанна Предтечи. Со сцены звучала только итальянская речь, но смысл слов, как это иногда бывает, не был столь важен. Главное - эмоции.  Актриса (Сони Бергамаско) все время находилась на зеркальном троне с высокой спинкой (странно напоминающем подиум).  Длинноволосая (белый, кудрявый парик до колен), в бежевом корсете на косточках, она периодически напоминала то скелет, то механическую куклу, то манекен (последнее особенно сочеталось с троном-подиумом). Когда она услышала звуки каблуков, цокающих о какую-то гладкую поверхность, её объял страх. Но против зрительского ожидания, она встает  на трон и начинает танцевать, пытаясь заглушить своими каблуками звук тех, чужих, пугающих. А ведь Саломея начала танцевать, когда увидела голову Иоанна Предтечи на блюде. Так может и здесь она увидела (или услышала) нечто вожделенное и одновременно страшное?  Вот она берет откуда-то красное меню и начинает хохотать на разный манер, её смех напоминает лошадиное ржание, звуки, издаваемые обезьянами, хрипение, шипение, пение. Все это постепенно нагнетает атмосферу, пока не случается самое страшное: она выбрала «блюдо», и её тело судорожно дергается, она держится за шею, а зритель слышит удушающие хрипы, бульканье,  как будто кто-то режет ей горло (или душит её). Но это лишь метафорическое упоминание о смерти Иоанна Предтечи. После этой кульминации Саломея затихает, её страстное желание удовлетворено. Гаснет свет. Слышатся аплодисменты.

Не дает покоя мне этот трон. Во-первых, зеркальная поверхность, как правило, выбирается не случайно. Это символизирует двойственность, думаю, самой Саломеи. С одной стороны она кажется живой прекрасной женщиной, но что-то настораживает, а именно свет. Он делает из нее мертвеца (особенно эффектно «играют» косточки на корсете), куклу (волосы при определенном освещении выглядят показательно неестественно). Это с виду она - красивая, молодая женщина, а внутри - нечто с одной стороны бесчувственное, а с другой - обуреваемое почти животными страстями существо. Так кто же она, Саломея?

culture, performance, theatre

Previous post Next post
Up