О концертах и фанатах. Записки запутавшегося культуролога.

Sep 21, 2012 17:03

Один раз мне уже приходилось задумываться о том, как устроен рок-концерт.
Ну что значит "как устроен рок-концерт"? - Так и устроен: за несколько месяцев менеджер исполнителя (ну, или кто там?) договаривается с организаторами, которые подготавливают площадку, проводят PR-акцию, продают билеты, готовят все необходимое для соблюдения райдера и т.д. Потом исполнитель приезжает, выступает, получает свои денежки и едет дальше. Иногда дает автографы. О чем тут можно вообще думать?
С чего начинается концерт? Конечно, с покупки билетов. Но, оставим орагизаторскую деятельность в стороне. Поговорим о фанате.

Фанат - это глубоко религиозный человек. Конечно, речь не идет о христианстве или буддизме. Институт "звезд" существует в модерном мире в качестве одной из мифологий, отчасти замещающих институт религии. Здесь есть свой бог (или сонм богов), корпус священных текстов (слова песен), гимнов (собственно, сама музыка), канонические и апокрифические сюжеты, иконография, праздничный календарь, эпос...  Все необходимые элементы, способные организовать жизнь фаната (здесь термин "фанат" я использую для обозначения некоего собирательного образа - образа "идеального фаната", его эйдоса). Эсхатологические идеи, как правило, в этой религии тоже присутствуют (если речь не идет об уже умерших исполнителях). Фанат ждет концерта. Он ждет его год или два, а может и больше, соблюдая все праздники, прослушивая и пропевая гимны, читая священные тексты и пытаясь уловить хоть какой-то знак свыше в сети. И вот появляется пророк -  глава официального фан-клуба в этой глубинке - и вещает в чате, мол, близится тот день, братья и сестры. Открылась первая печать.

С этих пор фанат придерживается всех постов, в надежде заготовить масла
для своего светильника. А попросту говоря, копит деньги. На билет.

Информация о гастрольном туре, дата концерта на официальном сайте открывают вторую печать.
Третья печать открывается, когда в продажу поступают билеты.  Впрочем, оставим печати Иоанну.
Получив
билет, ощутив его в своих руках, фанат готов заказть золотую оправу для
этой нетленной бумажки. Получив билет, фанат на одну ступень Лествицы
становится ближе к ангелам. Теперь он - член закрытой малочисленной
группы верующих, имеющих право на Знание, а также на представительство.
Начинается долгое томительное время ожидания.

Наконец, кумир
прилетает (приезжает). Его встречают, провожают до гостинцы, там же
караулят. С одной стороны - встреча и (потом) проводы звезды - своего
рода церемония, где границы между "королевским двором" и "чернью" резко
обозначены и блюдутся здоровыми парнями в черных футболках с надписью
'Security'. С другой, границы всегда нарушаются (насколько - зависит от
звезды).  Вся морфология передвижения звезды сохраняет (а, может, быть
прямой преемственности тут и нет) черты архаичных религиозных мистерий.
Точно так же 5 тысяч лет назад древний египтянин следовал из Луксора в
Каранак за статуей Осириса, бережно оберегаемой группой бритоголовых
жрецов.

День концерта - особый день, сопровождаемый множеством
ритуалов. Необходимо облачиться в ритуальные одеяния ордена, не забыть
свою лампу с маслом. Оказавшись у места проведения концерта (предлагаю
рассматривать большие стадионы - так интереснее), необходимо 3-4 часа
постоять на морозе в ожидании своей очереди, чтобы все-таки протиснуться
в игольное ушко и очутиться в храме.
Настоящий фанат никогда не берет билет в сектор - это же почти что ересь, там - места для мирских. Только фан-зона.

Сначала
обязательно появляется Антихрист - разогрев. Настоящую звезду нужно еще
подождать. Каждый концерт непременно начинается с Intro - самой важной
части выступления. То, как появится божетсво, как оно предстанет перед
своими поддаными, задаст дальнейший темп концерта и оперделит его
завершение. Поэтому выходу уделяется очень большое внимание. Как
правило, сначала посылаются отдельные знаки-символы, которые вызывают
вполне конкретную реакцию паствы. Затем появляются и сами звезды -
высвечиваются мощными лучами прожекторов, что искажает очертания
антропоморфных фигур, лишний раз напоминая о том, что там, на возвышении
появились сверхлюди (очень грамотно в этом году был простроен выход
R+).
Под ритмические звуки ударных фанат входит в транс. Есть в этом
что-то архаичное - единение мелких людишек перед лицом чего-то
величественного в общем порыве синхронного ритмичного движения.
Существует
набор магических формул, которые звучат со сцены и требуют реакции
патсвы. Допустим, если звучит всем известное "Do you hear me? I don't
here you!" или "Спасьиба, Масква! Йа люблью вас!"  (во втором случае
эффект усиливается, так как формула составлена на языке абоиригенов).
Причаститься
можно во время концерта с помощью барабанных палочек, бустых бутылок
из-под воды и медиаторов, щедро летящих со сцены в зал.
Завершается
концерт всем известной песней - так, что даже самые слабоверующие
ощущают вселенский масштаб происходящего. Последняя песня, как и первая,
является знаковым элементом всего действа. Это конец, и фанат очень
болезненно это ощущает. Это последние мгновения свидания с кумиром.
Важный
вопрос, ответить на который  непросто: переживает ли фанат в какой-либо
момент концерта катарсис? В античном театре катарсис - это духовное
очищение путем сопереживания трагическому герою. Говоря о концерте,
нужно сказать, что если катарсис и возникает, то скорее в форме неокего
религиозного экстаза, так как 1) непосредственно трагической истории,
которой можно сопереживать, нет 2) следует ли непременно после
"духовного очищения"  состояние спокойствия? если да - то фанат не
испытывает катарсиса, если нет, то некоторое подобие катарсиса все же
приходит к фанату.
Возражая на первый аргумент, надо заметить, что,
как правило, трагическую историю можно найти в некоторых песнях (без
этого, мне кажется, ни одна звезда не существует). Кроме того, очень
часто "трагическим героем" выступает сам исполнитель. На концерте
существуют все условия для сопереживания. Но, в реальности, это
сопереживание наступает сразу после концерта, во время рефлексии. Когда
концерт заканчивается, звезда уходит за кулисы, фанат ощущает
опустошение (очищение? это оно?), но одновременно некоторое
беспокойство. Это беспокойство имеет двойственных характер. С одной
стороны, звезда - не полностью вымышленный герой (не будем брать сейчас
во внимание сценический образ), а значит, она продолжает существовать
после концерта. Мысли об этом не дает фанату покоя. С другой стороны,
концерт окончен, Судный День состоялся. Цель достигнута.  Что дальше?
Этот комплекс переживаний, связанный с отсутствием цели, овладевает
фанатом (и как правило быстро замещается новой целью - например, попасть
на еще один концерт/ за кулисы/ взять автограф и т.д.). Так что:
катарсис? Нет, скорее религиозный экстаз.
На самом деле, мне кажется,
что аналогии с религией возникают неслучайно  и не у меня одной.
Достаточно вспомнить мьюзикл "Иисус Христос - суперзвезда". Это
состояние современной культуры. Божество коммерциализируется и
глянцевеет. Божеством становится звезда.
Массовость, свойственная
большим рок-концертам имеет и несколько иное измерение (впрочем, я
думаю, все это между собой взаимосвязано). На сцене, на возвышении
находятся "сверхлюди" ("сверхчеловек" - если это один исполнитель).
Внизу - обожающая своих героев толпа, где все равны, идентичны, где
индивидуальность уходит на второй план, а общая черта (восхищение
кумиром) выпячивается, помещается в акцентированное положение. Такую же
расстановку акторов можно увидеть в фильме Лени Риффеншталь "Триумф
Воли". Только на возвышении не исполнитель, а канцлер. Диктатор.  
Концерт - тоталитарное общество? Или религиозное действо?
Божество - Диктатор - Супер-звезда.
Я устала писать и запуталась

баловство, things, culture, music, Дневник впечатлений, something interesting

Previous post Next post
Up