Казиник и двойная доминанта

Jun 18, 2015 08:32

.
Я очень люблю передачи Михаила Казиника, но некоторые его высказывания просто ставят меня в тупик! Например:

"Что такое ля-бемоль мажор в до-мажорной части? Это двойная доминанта! Да!.. Это двойная доминанта! Это доминанта к доминанте. Это самый напряжённый аккорд, потому что ля-бемоль в до-мажоре, для музыкантов и для немузыкантов, это так ( Read more... )

music_theory, radio, haydn, lol, kazinik, classic, questions, quotations

Leave a comment

messaggiera June 18 2015, 13:30:21 UTC
безграмотный Казинник свалил всё в кучу ("ради красного словца не пожалею и отца", называется).
Двойная доминанта (DD)- это группа аккордов вводного характера, взятых к доминантовому трезвучию. Классическая DD в до-мажоре: ре фа-диез ля до.
В кадансах этот аккорд (в целях плавности голосоведения) хорошо использовать в виде терцквартаккорда ля до ре фа-диез. Дальше (для разнообразия в звучании) начали усиливать тяготение этого аккорда в кадансовый квартсекстаккорд. Способ один: максимально использовать полутоновые тяготения. Так ля (разрешаемое в соль) стало ля-бемолем, а ре (разрешается в ми) стало ре диезом. Таким образом DD-терцкварт стал дваждыальтерированным (с повышенной примой и пониженной квинтой).
Самое интересное, что получившийся аккорд на слух соответствует обычному D7 от ноты ля-бемоль (с ля-бемоль мажорным трезвучием в основе). Понятно, откуда ветер дует у Казинника?)))) При этом, звук ля-бемоль в до-мажорной гамме действительно признак гармонического мажора. Причём тут дваждыгармонический мажор - не знаю, наверное для нагнетения эмоциональных словес (скрестил дваждыальтерированный аккорд и гармоническим ладом, и главное - никто ничего не понял)))

И наконец, что там НА САМОМ ДЕЛЕ происходит в гармонии того отрывка, о котором речь - совершенно непонятно, так как просто ля-бемоль мажорное трезвучие в до мажоре может быть обычной медиантой в гармоническом ладу)))) без ужасов) Но это надо уже в нотах смотреть, как выглядит.

Reply

zverolov June 18 2015, 20:08:40 UTC
Спасибо огромное! Просто и ясно, разложила всё по полочкам. А я чуть умом не тронулся, пытаясь понять каким образом Ре-мажор превратился у Казиника в Ля-бемоль мажор )))

>Причём тут дваждыгармонический мажор - не знаю, наверное для нагнетения эмоциональных словес

Насколько я знаю, дважды гармоническим мажором называют иногда гармонический мажор с пониженной II ступенью. Он тут по-моему совсем ни при чём.

>И наконец, что там НА САМОМ ДЕЛЕ происходит в гармонии того отрывка, о котором речь - совершенно непонятно, так как просто ля-бемоль мажорное трезвучие в до мажоре может быть обычной медиантой в гармоническом ладу)))) без ужасов)

Ага, но оно там не обычный мажорный аккорд, увеличенный.

Reply

messaggiera June 21 2015, 08:47:51 UTC
не за что))) это у меня профессия такая))

если там есть увеличенный аккорд на ноте ля-бемоль, то Казинник - совсем дурак, потому что гармонически это объясняется ещё проще, чем ля-бемольмажорное трезвучие, и никакой сверх-альтерации и тем более дважды-лада.

Если это просто ув.53 - то это обычное трезвучие VI ступени в гарм. мажоре.
Если в виде ля-бемоль до ми фа-диез, то это аккорд DD, который называется "малый квинтсекстаккорд с пониженной терцией". Происхождение: берём малый вводный септаккорд двойной доминанты (он строится на IV повышенной, на фа-диезе в до мажоре: фа-диез ля до ми ), обращаем до квинтсекста и понижаем VI ступень (случай гарм. мажора). Цель - как и в предыдущем случае - усилить вводные тяготения перед разрешением в кадансовый квартсекстаккорд))

Reply

zverolov June 21 2015, 19:21:18 UTC
Я сейчас тщательным образом изучаю "Бригадный", но пока только-только подбираюсь к концу первой части. Так что DD для меня это небольшое забегание вперёд, но вроде всё понятно.

Reply

messaggiera March 15 2017, 15:45:07 UTC
Казинник - не дурак, так как он имел совершенно иное) И человек, который смотрел эту передачу и высказался по поводу ДД, просто не понял его мысль.

Reply


Leave a comment

Up