прочитанное, ч. 2 (фэнтези)

Sep 13, 2018 21:17

Joe Abercrombie. The Blade Itself (8/10)
Джо Аберкромби. Кровь и железо (Цикл: Земной Круг, книга №1)



Одно я для себя уяснила с абсолютной точностью: темное фэнтези - не моя чашка чаю. Хочется все-таки находить хотя бы одного персонажа в такой густонаселенной вселенной, кому хотелось бы симпатизировать. В первом романе цикла "Земной круг" таких нет. Ну, правда, кто тут может вызвать симпатию или сочувствие дольше чем на пять минут за раз? Может быть потом, в последующих частях, проявятся у кого-нибудь из этих озлобленных и так или иначе покалеченных людей какие-то скрытые качества, которые затмят весь негатив, но пока же вся эта компания - сплошной field day для любого психоаналитика. Один Занд Дан Глокта чего стоит. Но даже если не брать столь яркий образец мученика ставшего мучителем, можно взять более распространенные типажи, например брата и сестру Вест: домашнее насилие, бытовое пьянство, давление среды - "Вы хотите поговорить об этом?". Кстати, о поговорить: я так и не поняла, почему Арди Вест так усердно называют умной? Пока весь ее "ум" отразился в ее умении выдавать едкие ремарки со скоростью пулеметной очереди. Но, опять же, понадеемся на дальнейшее развитие характера и скрытые резервы.

Перебрав в уме всех ключевых героев, я добралась до второстепенных и таки нашла одного, который вызвал мое (и не только мое) искреннее восхищение, уважение и сочувствие. Жаль только что его убили, но, видимо, по законам жанра никакое добро не должно уйти безнаказанным.

"Back to the mud with you, Forley. We’re the poorer, and the ground’s the richer for it."

Neil Gaiman. The Graveyard Book (10/10)
Нил Гейман. История с кладбищем



У некоторых авторов я всегда читаю слова благодарности, с которыми они обращаются к людям, так или иначе вдохновивших их на написание этого произведения или поддержали каким-либо иным способом. У Нила Геймана они почти всегда содержат в себе краткую историю создания того или иного рассказа или романа, а порой и вступление (в большинстве его авторских сборников). В "The Graveyard Book" раздел с благодарностями расположен послесловием, что способствовало своеобразному "поглаживанию по шерстке" моей читательской догадливости: да, мне не показалось, праобразом для главного героя "Истории с кладбищем" стал малыш Маугли. Оба мальчика росли и взрослели в совершенно не подходящей для этого условиях, один в глуши индийских джунглей, а другой - на городском кладбище.

Несмотря на всю ирреальность "декораций" и большинства действующих лиц (среди которых очень мало простых живых людей), это не сказка, а история, как это принято писать в аннотациях, становления личности. Очень интересно следить за тем, как автор ведет своего героя от подгузников к первым книжкам, как он создает ситуации, в которых подросток, выросший в необычном окружении, сам или с чьей-то помощью разбирается, что хорошо, а что плохо, как он набивает себе шишки, справляется с потерями, учится любить - то есть быть живым человеком, несмотря на то, что его окружают почти одни мертвецы.

Финальная глава получилась очень грустная - в ней много прощаний навсегда (признаюсь честно, я ожидала более сказочного финала). Но в этом есть свой резон: таким образом Гейману удалось показать, с чем приходится расставаться взрослеющему подростку, и что его ждет в будущем - даже в таком фантастическом мире, как в "Истории с кладбищем".

Michael Ende. Momo (10/10)
Михаэль Энде. Момо



Эту книгу надо обязательно включать в школьную программу, и обсуждать, обсуждать... Хотя нет, не нужно, а то очень скоро бедолаге учителю придется отмахиваться от претензий каких-нибудь возмущенных родителей: "Чему вы тут детей учите? Я пашу как папакарла, чтобы у этого оболтуса было всё, что нужно плюс развивающие кружки, а он мне лепечет что-то про "у тебя на меня совсем нет времени". Конечно, у меня нет времени! А у кого оно сейчас есть?".

В принципе, кое в чем этот родитель будет прав. Ну, хотя бы в том, что наша сегодняшняя жизнь очень часто похожа на самые мрачные страницы этой сказки, написанной в 70-е годы прошлого века: ни у кого ни на что нет времени, детей учат играть исключительно в "полезные" игры с прицелом на будущее, рассказчики-фантазеры превращаются в продавцов секондхэндных историй.

Наверно, более правильно читать эту книгу родителю вместе с ребенком. Но лучше родителю прочесть ее первым - чтобы найти ответы на неудобный вопросы, которые могут возникнуть у любимого чада. Или чтобы что-то изменить в своей жизни. Впрочем, последнее полезно для любого взрослого. :)

Ли Бардуго. Продажное королевство (8/10)
Продолжение-завершение дилогии про Шестерку Воронов



В принципе, многое из того, что я писала после прочтения первой части этой дилогии, верно и для второй. Добавить могу немногое, но это немногое вынудило меня несколько снизить оценку.

У Ли Бардуго хорошо получается описывать различные преступные, спасательные и наступательные многоходовки (хотя, признаюсь, порой казалось, что всех этих неожиданных поворотов в сюжете становится слишком много даже для такой людной движухи). Что автору, на мой взгляд, дается с трудом, так это лирические отступления и ангст юных героев, которые нередко отрицательно сказывались на динамике повествования.

Еще хуже обстоит дело с описанием моментов близости (не сексуальной, просто душевной) между отдельными персонажами - на каждом из таких эпизодов хотелось биться голову об стол, настолько от всей этой романтики веяло подростковыми фанфиками (не теми, что для подростков, а теми, которые сами подростки и пишут). Если бы я не знала, что Ли Бардуго - это реальная женщина и она одна, я бы подумала, что текст написан как минимум двумя авторами, из которых один отвечал за экшн, а другой - за сердечные дела юных героев. Не знаю, как в оригинале, а в переводе даже стиль текста меняется. Спасает (и здорово спасает) только то, что неуклюже описанной романтики и ангста в этом романе все-таки меньше, чем головокружительных афёр и приключений. :)

Джо Аберкромби, Ли Бардуго, книги, Нил Гейман, Михаэль Энде

Previous post Next post
Up