* Lesen Sie Deutsch? - Вы читаете на немецком?
Чтобы как-то восстановить баланс между двумя иностранными языками, на которых я худо-бедно читаю, потихоньку знакомлюсь с творчеством немецкоязычных авторов.
Theodor Fontane. Effi Briest (9/10)
Теодор Фонтане. Эффи Брист
Как-то я сильно пожалела, что впервые познакомилась с творчеством Фонтанте только сейчас (в институте он у нас проходил только в списках на лекциях по истории литературы).
Дело происходит в конце 19-го века в Германии. Эффи Брист - 18-летняя девушка из дворянской семьи, с легким и живым характером, по предложению любящих родителей (и без какого-либо сопротивления) выходит замуж за барона, бывшего военного, который старше ее на 20 лет (пикантная подробность - когда-то он ухаживал за матерью Эффи, но она сочла его на тот момент слишком "зеленым" и не захотела стать его женой). Барон для своего возраста еще довольно бодр и привлекателен, и совсем не тиран и самодур, как можно было бы предположить при таком зачине.
Молодожены уезжают в небольшой курортный городок, где местная знать (за редким исключением) принимает Эффи довольно прохладно. Ей скучно, а порой еще и страшно (с домом, где они живут, связана какая-то странная "призрачная" история). От скуки ли, или от чего-то еще молодая баронесса попадает в историю, которая аукнется ей аж через шесть-семь лет. Да еще как аукнется! И вот тут остро встает вопрос соразмерности вины и наказания.
Одна из тех книг, в которых автору удается дать читателю повод осудить всех его героев (потому что все "хороши") и тут же посочувствовать им - ибо тоже есть из-за чего.
Gustav Meyrink. Der Engel vom westlichen Fenster (9/10)
Густав Майринк. Ангел западного окна
От более известного и популярного "Голема" этот роман отделяют почти 13 лет. Как пишут в вики, "«Ангел западного окна» признавался некоторыми критиками как наиболее удачный роман после «Голема»", хотя при жизни писателя он не был удостоен большого внимания читателей.
В общем-то, тут мы опять имеем дело со своего рода магически спровоцированная шизофренией - две личности в одном теле, только на этот раз речь идет о предке и потомке, последнем из рода. Предок тут непростой - такой небезызвестный исторический персонаж, как Джон Ди - реальный и одновременно мистически-легендарный, как и его предшественник в масштабной погоне за знаниями доктор Фауст (про него я тоже кое-что занятное прочитала, но об этом потом).
Действие происходит как во времена упомянутого Джона Ди (конец 16-го - начало 17-го веков), так и в начале прошлого столетия. В погоне за высшим знанием гениальный математик, географ, астроном, алхимик, герметист и астролог вынужден прибегать к потусторонним силам, одну из которых и представляет тот самый Ангел западного окна. Не успев достичь задуманного в годы своей собственной жизни, он овладевает жизнями (и телами) своих потомков. К чему это привело? Об этом как раз и речь.
Одна из наиболее интересных тем - тема обмана и самообмана. Здесь много чего: доверенные лица и люди, не заслуживающие никакого доверия, искусители (и искусительницы), любовь ложная и реальная, цели истинные и миражи.
Мне роман понравился, но он, конечно, на любителя - не в последнюю очередь из-за большой дозы мистики и эзотерики.
И раз уже я упомянула доктора Фауста, то добавлю одну книгу уже от англоязычного автора (читала в переводе).
Майкл Суэнвик. Джек/Фауст (9/10)
Весьма интересный "заход" на популярную у многих авторов тему "договор Фауста с дьяволом". Только в этой версии истории знаменитый ученый получает не аморфные мистические знания, а вполне конкретную информацию. Видимый только ему Мефистофель рассказывает Фаусту всё (ну, почти всё, иначе какой же это Мефистофель) о прошлом и будущем других людей, а также выкладывает ему всевозможные знания из различных научных областей - физики, химии, медицины, астрономии и пр., и пр., и пр. Что этот искуситель ждем взамен? Согласия Фауста на уничтожение всего человечества, если он убедится, что никакие знания не сделают людей лучше, чем они есть на данный момент.
Фауст начинает с науки, потом ударяется в производство и бизнес. На определенном этапе на его пути появляется Маргарита/Гретхен. История их отношений (основная ее линия) мало чем отличается от канонной, но, как это обычно бывает, "дьявол кроется в деталях". Итак, Фауст несет полученный им новые знания людям, а Мефистофель... что же, он "помогает" ему как может.