книги

Mar 12, 2017 10:48

Опять у меня случилось совпадение при параллельном чтении. Две довольно разные (я бы даже сказала совсем разные), истории, но в обеих речь идет о светлой и темной божественной сущности. Правда у Громыко читатель видит две стороны одного бога (он так и называется - Двуединный), и эта его двоякость играет скорее роль фона, декорации для основных событий, чем сколько-то по-настоящему решающего фактора, тогда как у Рошака всё намного серьезнее, и противостояние, противопоставление (да и просто сама вероятность существования) Светлого Бога и Темного Бога являются ключевым моментом и краеугольным камнем всего сюжета.

Теодор Рошак. Киномания (10/10)




Из аннотации: "Студент Лос-анджелесского института киноведения, а впоследствии видный кинокритик Джонатан Гейтс становится одержим легендарным режиссером-экспрессионистом Максом Каслом, который снял несколько скандальных шедевров в 1920-е гг. в Германии и череду фильмов ужасов уже в Голливуде, прежде чем исчезнуть без вести в 1941 г. Фильмы Касла производят странное, гипнотическое воздействие, порождают ощущение буквально осязаемого зла. И тайна их оказывается сопряжена с одной из самых загадочных страниц истории Средневековья..."

Книга толстая (928 стр. в переводном варианте), но весьма захватывающая - при условии, что вы не имеете ничего против частых описаний тех или иных кинематографических трюков (с таинственно-конспирологическим уклоном). Наряду с несколькими вымышленными фильмами и персонами из киноиндустрии, в романе упоминаются десятки реальных фильмов (от картин эпохи немого кино до "Новой волны", оскароносных лент, голливудских ужастиков категории B, арт-хауса и андеграунда 60-х и 70-х годов прошлого века), актеров, режиссеров, операторов, продюсеров, кинокритиков и пр., и пр. Некоторые названия и имена узнаются без труда и дополнительного похода в Гугл (напр., "Мальтийский сокол", "Гражданин Кейн" или снявшие их Орсон Уэллс, Джон Хьюстон - эти двое даже появляются в кадре на страницах романа в качестве действующих лиц), по другим даны обширные сноски (ну, или википедия вам в помощь).

Все вышеперечисленное связано между собой не только принадлежностью к самому молодому из искусств, но и деятельностью некой тайной религиозной организации, цели которой проясняются только во второй половине романа, и то [типа спойлер]не до конца. И тут читатель получает почти полный набор: средневековая борьба католической церкви с еретиками, катары, тамплиеры, дитеизм (двоебожие), разбросанные по всему миру загадочные приюты "Сиротки бури", скрытые от невооруженного глаза изображения на кинопленках с известными и совершенно трэшевыми (порой буквально) фильмами, от которых мороз по коже. Лично мне интереснее всего было читать именно про эти скрытые изображения; Рошак описывает их с такой тщательностью и изобретательностью, что совсем несложно их "увидеть" - и тут же содрогнуться от отвращения. Именно такого эффекта и добиваются создатели описываемых спецэффектов (и сам Рошак, разумеется), и делают они это настолько мастерски, что одинаково сильно пробирает как зрителей - героев книги, так и читателя. А заговоры, крестовые походы и инквизиция - это уже кремовые розочки и вишенки на торте, мало ли об этом историй написано.

Кстати о всемирных и тайных заговорах. Совсем близко к финалу история начала развиваться классическим образом: герой узнает о сути заговора и ищет способ ему помешать. Дочитав до этого места, я несколько расстроилась, ожидая, что опять всё сведется к беготне по закоулкам и подземельям от смертельно боевых монахов в рясах. К моему читательскому счастью, этого не произошло. Возможно, самый-самый финал может кого-то разочаровать, но мне он показался наиболее правдоподобным в тех декорациях и с теми героями, которых придумал Рошак.

Я бы купила себе бумажную версию этой книги, но увы, не нашла даже на интернет-"развалах". :(

Парочка цитат:

"Когда сноб - не сноб? Когда ему до боли претит дурной вкус малых сих и он готов платить за их обучение".

***
"Искусство в том и состоит, чтобы прятать. Неужели вы еще не поняли? Художник всегда работает под поверхностью. Только так можно воздействовать на людские умы - когда они об этом не догадываются".

Ольга Громыко. Цветок камалейника (9/10)




Фэнтези, как несложно догадаться по обложке. И да, вполне боевое.
Главных героев несколько, характеры у них очень разные (даже у охотничьего кошака, размером с тигру, но с внешностью и повадками домашней кошки). Концовка оказалась для меня довольно неожиданной, но, к счастью, не из той серии, когда сидишь и думаешь: "Постой-ка, а это откуда выросло?". Следов, подводящих к такому финалу, было по всему тексту оставлено предостаточно, но поскольку даже главные герои ни о чем этаком не догадывались, то и читателю простительно "прохлопать ушами".
Есть повод перечитать, уже со знанием "чем сердце успокоится".

цитаты, книги

Previous post Next post
Up