А теперь более внятно (или, по крайней мере, более многословно) о моих впечатлениях от фильма.
Первое, что впечатляет (помимо чУдного актерского состава, разумеется), - внимание создателей фильма (и Ховарда в первую очередь) к деталям. Я, разумеется, абсолютный профан во всем, что касается мореходства, и допускаю, что специалист может найти какие-нибудь погрешности, но, на мой дилетантский взгляд, моменты взаимодействия моряков с кораблем завораживают не меньше, чем их противостояние стихии, будь-то буря или "дьявольски" огромный кит.
Киты - это отдельная и очень красивая песня. Понятно, что большая их часть создана с помощью компьютерных технологий, но как хорошо это сделано! Стая китов (и лодки китобоев между ними), загарпуненная самка с детенышем под боком и, конечно же, сам белый кит, которого многократно показывают очень близко, так, что видны все старые и новые раны на его шкуре и покромсанный край его хвостового плавника. Фантастически красиво! А вид сверху, когда кит проплывает под тремя лодками - один из самых лучших ракурсов во всем фильме!
В шутливом псевдо-названии "Тор против Моби Дика", как и в любой другой шутке, лишь доля шутки. В начале фильма Оуэн Чейз в исполнении Криса Хемсворта, и правда, похож на Тора на пике его "божественной" самоуверенности, но очень скоро желание сравнивать пропадает - на экране совсем другой характер. Хорошо прописано и отыграно соперничество обиженного на судовладельцев первого помощника Чейза и капитана-новичка, сына одного из этих судовладельцев, Джорджа Полларда (Бенджамин Уокер): кто кого перебодает, чья, простите, писалка больше и тому подобное. Тем неожиданнее был короткое выступление капитана перед следственной комиссией в конце фильма (да, я думала, что он скажет другое). Другой момент, когда я, вопреки логике и моим знаниям о судьбе хотя бы одного из участников реальных событий, на несколько минут поверила, что Чейз до земли не доплывет - это когда обессилевший юнга звал его, чтобы тот поднял голову и посмотрел на берег и корабли на горизонте. У Киллиана Мерфи интересный персонаж, с определенным характером. Вообще, надо отдать должное сценаристу, режиссеру и актерам - практически все участники этой трагедии получили экранную реализацию, благодаря которой их легко можно было отличить друг от друга. Т. е. получилась не просто группа моряков-китобоев, а группа личностей, каждый со своим характером, слабостями и сильными сторонами.
Один момент мне покоя не давал во время просмотра, потому и понадобилось время на обдумывание. Иногда казалось, что фильм провисает в кинематографическом плане: несмотря на всю серьезность этой многодневной трагедии (а каннибализм* ради выживания - куда уж серьезнее!) порой создавалась впечатление, что можно было сделать более... не знаю, картинно, что ли. Еще более зрелищно. Но если подумать, то правильно, что не сделано. Потому что это не взгляд на историю со стороны, приукрашенный художественными талантами писателей и художников, это история, рассказанная человеком, который был ее участником - юнгой по имени Томас Никерсон, который 14-летним подростком (Том Холланд) попал во всю эту передрягу, а уже почти стариком (Брендан Глисон), безуспешно пытающимся утопить свое раскаяние в молчании и виски, рассказывает, наконец (наконец!) всё, как было на самом деле, человеку, который готов выслушать, и не будет его осуждать (показательно, что при завершении разговора Герман Мелвилл (Бен Уишоу) завуалированно обещал ему, что в будущей книге не будет намеков на каннибализм). Юный Томас, сирота и новичок в морском деле, чуть ли не боготворит первого помощника капитана Чейза, смотрит на него, как на героя, буквально с первым минут его появления на борту корабля, и через эту призму воспринимал и воспринимает события 30-летней давности, впервые излагая всю эту историю. В результате чего она получается местами довольно безыскусной, временами излишне "героизированной", а в некоторых случаях даже несколько мифологизированной (например, эпизод прощального противостояния Чейза и кита). То есть, на мой взгляд, эта "недокинематографичность" - не баг фильма, а его фича.
*Примечание: Если кого-то этот момент тревожит - визуально случаи каннибализма не показаны, только предшествующие им события, но один из них довольно графически описывается рассказчиком.