И тут снова заговорил здравый смысл...

Jul 13, 2014 13:55

От неудачного фильма может быть своя польза - повод прочесть литературный источник. В романе Жозе Сарамаго есть все, чтобы снять по нему приличный фильм, но выделив энное время под пауков (вот зачем вообще?), Вильнев не оставил времени и места для пары-тройки фраз, которыми могли бы обменяться герои, и которые могли привнести в его картину хотя бы небольшую толику того смысла, что есть в романе. А финал, если бы он повторил тот, который написал Сарамаго, был бы не менее шокирующим, чем "бу!", который сделал (опять же, зачем?!) Вильнев.

Я других вещей Сарамаго не читала (пока), может быть это вообще его фишка, но в "Двойнике" прямая речь героев никак не выделяется визуально (привычным читателю образом). И вопросы не заканчиваются вопросительными знаками. При этом все понятно. Писатель много места уделил не только главным героям, двойникам, но и их женщинам, жене одного, подруге и матери другого. Каждая сказала свое веское слово в этой истории. У Вильнева же они почти статистки, чуть ли не для мебели, что тоже сбивает с толку. То же касается коллеги одного из главных героев, учителя математики, который и рассказал ему про злополучный фильм. От еще одного персонажа романа, здравого смысла, у которого есть права голоса, в фильме не остается и следа - во всех отношениях. В общем, еще одна книга, которой очень сильно не повезло с экранизацией.

Несколько цитат из книги:

"Говорят, ненавидеть другого может только тот, кто способен ненавидеть себя, но худшая из всех ненавистей та, которая не выносит сравнения с кем-то другим, тем более с кем-то абсолютно одинаковым."

***
"Того, что многие нерадивые литераторы в течение долгого времени называли выразительным молчанием, на самом деле не существует, выразительное молчание - это слова, застрявшие в горле, задохнувшиеся, не сумевшие вырваться на волю."

***
"[...] Не иметь врагов невозможно, враги появляются не потому, что мы хотим, чтобы они у нас были, но по причине их собственного непреодолимого желания занять наше место."

***
"[...] Роль здравого смысла в истории рода человеческого состоит в том, чтобы рекомендовать быть осмотрительными и кушать полезный куриный бульон, особенно в тех случаях, когда глупость уже взяла слово и вот-вот возьмет в свои руки бразды правления."

***
"[...] Порядок, являясь, как и собака, лучшим другом человека, иногда тоже кусается."

***
"[...]у нас очень странные отношения со словами. Мы с детства усваиваем какое-то их количество, затем в течение жизни узнаем новые, приходящие к нам благодаря образованию, чтению, из разговоров, однако имеется лишь ничтожное число слов, о значении которых мы могли бы дать точный ответ, если бы нас об этом спросили. И вот мы что-то утверждаем или отрицаем, убеждаем или позволяем себя убедить, приводим аргументы и делаем выводы, отважно плывя по поверхности смыслов, о которых имеем весьма смутное представление, ощупью, но с показной уверенностью пробираясь сквозь словесную мглу, и при этом, как ни странно, все-таки, хоть и с грехом пополам, понимаем друг друга и даже приобретаем единомышленников."

***
"Здесь мы позволим себе немного отклониться от главной темы нашего повествования, может быть, нам удастся точнее выразить свою мысль, если мы обратимся к классической, хотя и несколько дискредитированной достижениями современной науки классификации, разделяющей всех людей на четыре большие группы в зависимости от их темперамента, который может быть меланхолическим, определяемым черной желчью, флегматическим, связанным, естественно, с флегмой, сангвиническим, не менее очевидно связанным с кровью, и, наконец, холерическим, определяемым желтой желчью. Как мы видим, в этом четырехчастном сугубо геометрическом построении не нашлось места кротким людям. Однако история, которая далеко не всегда заблуждается, утверждает, что они существовали, и притом в большом количестве, с незапамятных времен, а современность, то есть та глава истории, которую нам еще предстоит написать, показывает, что они не только не перевелись, но их число постоянно возрастает. Причина сей аномалии, приняв которую во внимание нам будет легче понять как загадочную тьму древности, так и расцвеченный праздничными огнями блеск современности, возможно, заключается в том, что при установлении и определении вышеописанной клинической картины была забыта еще одна жидкая субстанция, а именно слезы. Факт поразительный и с философской точки зрения даже скандальный, ибо совершенно непонятно, как могло нечто, столь заметное, столь частое и обильное, чем всегда являлись слезы, ускользнуть от внимания почтенных мудрецов древности и не менее мудрых, хотя и менее почитаемых исследователей современности. Вы спросите, в чем состоит связь между этим нашим столь пространным рассуждением и гневом кротких, тем более что, как мы видели, Тертулиано Максимо Афонсо, так ярко его проявивший, ни разу не плакал. Но если мы обвиняем теорию гуморальной медицины в том, что она не принимает в расчет слезы, то это вовсе не означает, что люди кроткие, по природе своей более ранимые и, следовательно, более склонные к выражению чувств при помощи влаги, день-деньской не выпускают из рук платка, постоянно сморкаются и вытирают покрасневшие от плача глаза. Мы только хотим сказать, что такой человек, не важно, мужчина или женщина, в глубине души часто страдает от одиночества, беззащитности, робости, всего того, что словари определяют как аффективное состояние, проявляющееся в социальных отношениях и волевых актах, которое может быть спровоцировано каким-нибудь пустяком, словом и даже жестом, доброжелательным, но излишне покровительственным, как тот, что позволил себе недавно преподаватель математики, и вот миролюбивый, мягкий, покорный человек исчезает, и вместо него, совершенно неожиданно и непонятно для тех, кто, как им кажется, знает о человеческой душе все, на сцену вырывается слепой и сокрушительный гнев кротких. Обычно он быстро проходит, но оказаться его свидетелем страшно. Поэтому для многих людей самой горячей молитвой перед отходом ко сну является не общепринятая Отче наш и не вечная Аве Мария, а такая: избави нас, Господи, от всякого зла, а пуще всего от гнева кротких."

И "хозяйке на заметку": Яндекс.Браузер умеет открывать файлы формата fb2 в отдельной вкладке (если на той же флибусте нажать ссылку скачать fb2). Книгу тогда можно листать и даже делать закладки - выглядит как в киндл-читалке.

Дени Вильнёв, цитаты, Жозе Сарамаго, книги, фильмы

Previous post Next post
Up