Вчера встречались с нашим психологом. Это 3-я наша встреча за последних 3 года. У нас накапливаются вопросы и проблемы, и примерно раз в год-полтора мы обсуждаем их с Виталием Александровичем Матусевичем.
Встреча всегда проходит у нас дома и длится больше 4 часов.
1. Инфантильность и не адекватная реакция на некоторые вещи.
ВА заключил, что Ванина социальная и эмоциональная зрелость отстает от фактического возраста года на полтора. Это не имеет отношения к развитию, интеллекту и т.п. Речь о реакциях, способности владеть собой, особенно, при сильных эмоциях, как хороших, так и плохих.
Мне было важно это услышать. Это сильно меняет мое восприятие его поведения.
2. Конституция. ВА напомнил о необходимости минимизировать запреты, чтобы не было "нет, потому что я так сказала". Нам с Димой предстоит написать список железных запретов и правил поведения в семье (он будет скромным, но жестким и для всех). Этот список мы обсудим с Ваней. И станем более чутко относится к его запросам.
3. Согласованность родителей и апелляция. Мы должны договариваться друг с другом и с Ваней. Если кто-то ошибся, это нужно обсуждать. Родители тоже могут ошибаться, и важнее справедливость, чем навязанная правота родителя.
4. Поведенческий анализ. Мы не успели всего обсудить. Но мне очевидно, что нужно его практиковать. Суть в том, что мы выбираем очень конкретную ситуацию, которую нужно изменить которая повторяется. Анализируем события до и после нее. Выводим паттерны. Начинаем что-то менять, пока ситуация не прекратит повторяться.
Договорились, что дополнительно обсудим эту тему приватно или на семинаре.
5. Совместные занятия и чувство вины. Психологу во многом легко признаваться. Например, в том, что мне практически ничем не интересно заниматься вместе с Ваней. Обсудили в этой связи отношение ребенка ко времени и деньгам. Главное мерило для него - интенсивность удовольствия. То есть, лучше 10 минут в день совместной игры на полную, чем два часа унылого болтания.
6. Самостоятельность. Нужно расширять сферу его самостоятельных занятий - не резко, по одному, анализируя успехи. Нужно написать список таких занятий по силам.
7. ИЗО. Нужны занятия рисованием и творчеством для развития пространственного мышления. Приоритет - личности педагога.
8. Не школа. ВА поддержал идею отказа от общеобразовательной школы. Особенно для Вани. Порекомендовал школу экстернов, но не раньше, чем через год. Я выдохнула. Для меня его мнение в этом вопросе очень важно.
9. Социализация. Признает, что это проблема при анскулинге. Ее надо осознать. Решается кружками, секциями и активностью родителей.
10. Отношения с деньгами. Ваня пока не в состоянии оценить стоимость материальных благ, осознать необходимость работы, понять, что все не берется неоткуда. На данном этапе мы можем только давать ему работу по силам, что относится к пункту о развитии самостоятельности.
Вообще, мы сформулировали очень правильный тезис.
Наша цель - вырастить счастливого ребенка, который в состоянии о себе позаботиться.
Нужно напоминать себе об этом почаще.