Мы уже договорились что такое стартап. Сейчас предлагаю обсудить самый главный элемент стартапа - команду. Выясним почему она необходима и кто должен в нее входить.
Так уж получилось, что в России культура командного бизнеса не развита. Бизнес чаще всего делают одиночки. Магазин, лесопилка, автомастерская или даже завод чаще всего принадлежат одному человеку. Да, он нанимает себе толпу персонала, но весь этот персонал - не команда. Они просто наемные работники, которым плевать на успех компании. Компания разорится - найдут себе новую работу, преуспеет - зарплаты вряд ли существенно вырастут.
Вообще, я видел много одиночных бизнесов и могу примерно их классифицировать.
1. Владелец - предприниматель.
Предприниматель - это в смысле прирожденный предприниматель. Он прекрасно чует где можно нарыть деньги, он умеет сделать продажу и он умеет организовать людей для производственного процесса. Гораздо реже, но бывает и такое, предприниматели могут организовать само производство. Реже, потому что для этого нужно вникать в технические детали, а предпринимателям это дается сложнее, чем работа с людьми.
Основная черта подобных фирм - это прекрасная работа с клиентом: маркетинг, менеджмент, продажи, поддержка. Но все, что касается технической стороны - это просто полный атас. Чаще всего предприниматель плохо разбирается в технических деталях и принимает решения со слов других людей. А кто эти другие люди? Какие у них интересы? Интересы у них свои и сугубо меркантильные.
Что еще хуже в предпринимателе, он часто просто не понимает той роли, которую несет в себе профессиональный технарь. Я видел предпринимателей, которые увольняли технаря, на котором завязан весь бизнес, просто из-за незначительной ссоры, которую легко было разрулить. И вот представьте, что из компании уходит человек, который написал 10 мегабайт кода. Уже чтобы просто разобраться в этом коде, новому человеку нужно немало времени. А если проект сложный, то и найти другого человека, который способен осилить такую задачу непросто. В результате, после подобных увольнений компания на несколько месяцев останавливается и терпит убытки.
Вот и получается, что фирма предпринимателя вся красивая снаружи, но ужасная внутри. Клиенты, раз купившись на услуги такой фирмы, очень скоро начинают искать альтернативу и часто попадают к следующей категории бизнесменов.
2. Владелец - технарь.
Технарь - это полная противоположность предпринимателя. Он прекрасно знает всю техническую сторону. Он как Генри Форд в любой момент может до винтика разобрать изделие свой фирмы, разобраться в проблеме и тут же собрать обратно. На переговорах ему не нужен пресейл инженер - он сам способен оценить сроки, стоимость и сделать все необходимые технические предложения.
Но предпринимательская сторона для технаря - это большая слабость. Ему трудно понять потребителя, ему трудно понимать рынок, ему трудно мотивировать людей. По крайней мере не таких технарей как он сам.
Основная черта такой фирмы - она снаружи выглядит очень невзрачно: в рекламе, в продажах, во взаимодействии с клиентами у нее часто возникают проблемы и недовольства потребителя.
Но это не самое страшное. Гораздо более страшно то, что наемный продажник может просто увести клиентскую базу, потом переманить наемных сотрудников или просто нанять других и скопировать функционал. После этого он делает красивую копию фирмы и клиенты опять переходят в царствие предпринимателя. Технарь при этом остается с носом.
3. Владелец - технопредприниматель - играет роль и технаря и предпринимателя.
Многие владельцы бизнеса вряд ли признаются даже себе, что они только предприниматели или только технари. Чаще всего они пытаются играть и ту и другую роль. На самом деле, это как сидеть на двух стульях. Можно сидеть, но сидеть очень плохо. Просто технарь и предприниматель изначально скроены по-разному. У них разные типы мышления. Технарь живет и восхищается своими железками, а предприниматель живет общением с людьми со всеми их недостатками. Технарю сложно справляться с неадекватными людьми, которые несправедливо критикуют его детище. А предпринимателю трудно сосредоточиться на мелких деталях своего продукта.
Поэтому человек, который позиционирует себя одновременно и как предприниматель, и как технарь, на самом деле ни тот, ни другой. Определенная компромиссность позволяет ему делать бизнес, но такой бизнес хромает уже не на одну, а на обе ноги.
Возможно и есть в мире такие люди, которые успешно сочетают в себе и предпринимателя, и технаря. Но видимо это большая редкость, по крайней мере я таких не встречал. И даже если бы они были, где они возьмут время для плодотворной работы в разных направлениях? Т.е. такой бизнес все равно будет менее эффективным, потому что будет медленным.
Единственный способ исправить хромоту фирмы - это заведомо строить ее не одному человеку, а команде. В команде сейчас выделяют до двеннадцати ролей, но один человек часто совмещает несколько из них, особенно в период становления компании. Чем отличается член команды от наемного работника - прежде всего мотивацией. Наемному работнику плевать на успех бизнеса. Даже если он не получит квартальную премию - для него не велика потеря. В команде все находятся "в одной лодке". Потонет компания - потонут все. Взлетит компания - взлетят все.
Наемному работнику легко покинуть фирму - заявление, две недели и поминай как звали. Участнику команды так сделать гораздо сложнее - у него доля.
У команды есть еще и другая мотивационная роль. Это когда ты один что-то делаешь и отчитываешься только перед собой, всегда можно с собой договориться сделать это потом. С командой договориться сложнее. Возникает ответственность перед командой. И эта ответственность заставляет не опускать руки, не откладывать на завтра, а брать и делать прямо сейчас.
Именно по описанным выше причинам инвесторы отказывают в финансировании самым гениальным вундерманам, а финансируют исключительно командные стартапы.
Ну и последний на сегодня момент. Почему все-таки команда - это самый важный элемент стартапа. Многие привыкли считать, что самым важным является идея. Но в действительности, когда команда принимается работать над идеей, то быстро оказывается, что "великая идея", которую "никому не скажу", потому что она "стоит миллионы", на самом деле никому не интересна. Она выглядит привлекательно только на начальном этапе, а после детального исследования рынка ее приходится либо корректировать, либо просто выбрасывать и искать новую. И здесь опять во всей красе проявляются преимущества командной работы.
1. Предприниматель сначала делает продажу, но быстро осознает, что никакие технари ему не могут реализовать его "великие" планы, по крайней мере в заявленном бюджете. Он просто часто не думает о таких вопросах как техническая реалистичность проекта.
2. Технарь наоборот может год ковыряться со своей идеей, сделать прототип товара, но потом просто не может продать его. Он точно также не задает себе вопросов, которые выходят за рамки его технических познаний. Например такие: какая конкретно рыночная ниша, что за человек мой клиент, что для него важно, сколько у него денег и пр.
3. У технопредпринимателя шансы на начальном этапе выше. Он худо-бедно, но задаст большую часть как технических вопросов, так и предпринимательских. У него больше проблем возникает не в момент начала, а во время работы на рынке. Вот пример, который у меня стоит перед глазами. Да, человек может продать. Да, он может сделать. Коряво продать и коряво сделать, но может. В итоге он лет 10 работает примерно таким образом. Продает, получает заказ на миллионов 10-20 рублей. Делает, заказчик даже принимает, начинает работать и через некоторое время отказывается и списывает убытки. И у этого технопредпринимателя за все время работы нет ни одного действительно успешного внедрения, когда фирмы годами платят за поддержку и использование.
В общем, в таком режиме можно вести бизнес и получать неплохие деньги, но таким образом не делается стартап и ни один инвестор в подобный бизнес не вложится.
4. И только работая в команде можно ставить реалистичные цели и добиваться их: один член команды работает по предпринимательской части, выясняя потребности клиентов, другой оперативно реализует эти потребности в коде и железе и возвращает готовое изделие первому для продажи. (это одна из моделей работы команды, могут быть и другие).
На сегодня я закончу. Но, поскольку команда - это действительно самый важный элемент стартапа, я продолжу эту тему в других публикациях.