Сергею Кириченко на его запрос о ..
Сергей, я хорошо знаю Ричарда Соколова. Мне он не нравился и не нравится, его работы я органически не могу читать.
Что до хрЮстианства вообще у масс-"макаренковцев", то вот фрагмент из моего огромного файла
http://zt1.narod.ru/doc/o-Petyke-i-Hriste.doc . -
[...]
ZT. На Макаренковских конкурсах 1-5 апреля лейтмотивом - воспевание хрЮстианства.
Даже на собственно сессиях.
А уж в кулуарах только и разговору, кто какой монастырь посетил, кто какой иконе поклонился.
И это - на мероприятии, посвященном атакующему атеисту А.С. Макаренко.
В будто бы макаренковской секции СПб то же самое: сплошные славословия православной церкви и т.д.
Слушал, слушал, обдумывал, обдумывал, и решил. -
1) Я, Зиновий Тененбойм, больше на макаренковские ("макаренковские") конкурсы и конференции не ездок.
2) Я, Зиновий Тененбойм, больше в "макаренковскую" секцию СПб не ходок.
Ибо. -
1) Я больше не хочу,
да и органически не могу,
общаться с поклонниками
аморального типа по имени Иисус Христос.
2) Я больше не хочу,
да и органически не могу,
общаться с поклонниками мерзкого убийства из-за денег (Деяние апостолов гл. 5) супругов Анания и Сапфиры
[...] какие-нибудь Соколовы из Москвы обязательно в указанную похлебку замешают и ненавидимую Макаренко религию. Даже ведь в ПП-2003 у С.С. Невской на стр. 56 внизу подтасовка: у Макаренко "отвращения к религии", а у Светланы Невской "обращения к религии".
[...]
--
Устройство преподавания естественных дисциплин в будущем. Там есть и комментарии от меня, ZT. Эту мою (ZT) статью 04.07.2012 я перекомпановал в :
http://zt1.narod.ru/doc/zarabotok-ucheboy.doc . Там есть и крупный общетеоретический кусок по антропо- логии, макро и микро- социологии и а-с-макаренко- логии.
1) Второе рождение. Харьков 1932 А.С. Макаренко в "Педагоги пожимают плечами" [...] дать нового человека [...] (с.39). ZT. Об этом ("дать нового человека ") часто не только у Макаренко, но и вообще в советской педагогике / в советской идеологии 1920-х-1930-х гг. Но и тогда, и раньше, и позже, и поныне, и на будущие века реальное задание педагогике не "дать [ZT. некоего] нового человека", а: не дать свихнуться юным (обоего пола). Не дать / не давать свихнуться юным - вот задача, и такие актуальнейшие педагогические технологии и надо разрабатывать и реализовывать практически = учрежденчески ( см. Пригородная интернатная школа-хозяйство как добавка к семейному
http://bolshoyforum.com/forum/index.php?topic=53199.0 , ориентируясь и на практику собственно А.С. Макаренко, и на практику других макаренков всех времён и народов.
ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.docМалая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич великий педагог.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !)
2) Исто- чи более-менее полноценно- Макаренко- подобные учреждения в/на любом географическом пространстве во всю историю были и во всю же историю будут лишь : (!) точечными образованиями (!). Требовать от царей, президентов, правительств чтобы они (цари, президенты, правительства) своими указами вводили/ввели Макаренко- подобные учреждения на всей подведомственной им территории - это требовать физически, психически, экономически, организационно совершенно невозможного. МАКАРЕНКО - ГОРЬКОМУ Харьков 24.11.1926 .. Вообще у нас очень мало нового, а если оно и зарождается то исключительно благодаря отчаянным усилиям отдельных лиц которым приходится при этом лезть не на один рожон .. ZT. Да, так было и так будет всегда. С внедрением исто- чи более-менее полноценно- Макаренко- подобных учреждений так, как описывает Макаренко в письме Горькому от 24.11.1926, было и так неизбывно будет во все времена и во всех народах. Уповать на иное, писать царям, президентам, правительствам "открытые письма" и прочие петиции = зря сотрясать воздух и зря портить бумагу. Другое дело - обращения за поддержкой и помощью к более местным чиновникам.
--
28-29 марта 2013 г. (день заезда - 27 марта).
на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина состоится
Международная научно-практическая конференция, посвященная 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко
http://zt1.narod.ru/doc/28-29-03-2013-o-Makarenko-v-N-Novg.doc P.S. от Зиновий Тененбойм. Не факт, что я сам буду на конференции.
--
ZT. Я в зрелом возрасте сплошь прочел всё, что Л.Н. Толстой понаписал по педагогике, это были сплошь и сплошь мысли крайне не мудрого человека ..
А вот ещё. -
ZT. К.Д. Ушинский имел хорошее перо (умел писать), но его наработки в проблематике собственно воспитания ( ! собственно воспитания !, тренинговая проработка натур ) отчасти ничтожны, отчасти несколько (мизерно) так сказать тожны, отчасти ужас и кошмар как отрицательны. Вспомни его (К.Д. Ушинского) убогое : "Чтобы воспитывать во всех отношениях - надо знать во всех отношениях", и накоряканную по этой "знать во всех отношениях" его "Педагогическую антропологию", что не стоила бумаги, на которой она была накорякана.
Вспомни его же (К.Д. Ушинского) кретинообразное : "Только личность формирует личность".
Поганый С.Л. Соловейчик, "Советская культура" 13.01.1981: "Иногда говорят: дети должны расти как трава. Это сравнение "как трава" не так уж и неточно, если подумать..."
С-л-соловейчиковское (всех времен и народов, включая Эллен Кей) сведение проблем воспитания к проблемам "прав человека и гражданина" = ребёнка.
http://zt1.narod.ru/doc/Key-Ellen-uh.docЕллен Кей суть с-л-соловейчик (19-го века) в юбке.
С-л-соловейчики (всех времен и народов, включая Эллен Кей) страшно воодушевлены тем, что вот барахтаются в своей многовеково- всесветной колее = в яме субтильщиков,
но лишь бы, мол, вот не в яме авторитарщиков,
не ведая, что:
сводить проблематику воспитания к проблематике прав человечков и гражданинков = ребёнков - это: кретинизм первейшей степени!
Да, с-л-соловейчиковщина - это тупой и формальный экстраполяцио- перенос взросло- политических страстей всесветных "Деклараций прав человека и гражданина" на сферу детства, это вековое муссирование и пережевывание куцых абстрактностей "прав человечков и гражданинков" = ребёнков.
Заразится кто-то идеями свободного воспитания, и сведёт всю свою активность к отстаиванию "прав человечков и гражданинков" = ребёнков, но этим, конечно же, обязанности собственно воспитания ( ! собственно воспитания !, тренинговая проработка натур ) не выполняются.
1-е. Учения о правах и свободах, возомнившие себя собственно "учением о воспитании".
2-е. Техника безопасности, возомнившая себя собственно "учением о воспитании".
- Вот из каких двух мест растут ослиные уши антимакаренковских тов. Зой [нарицательное имя, персонаж "Педагогической поэмы" А.С. Макаренко, более чем сильно напоминающий Надежду Константиновну Крупскую 1928 года (известная реакция Н.К. Крупской на статью Надежды Феликсовны Остроменцкой о Колонии им. Горького)].
Подмен- раскоряк технологических, в частности, но не только, тренинговых задач воспитания жгучим и маньячным рефлекс- раскоряком доминирования (! над всем и вся !) единственной позиции: "НА СТРАЖЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕЧКА И ГРАЖДАНИНКА - РЕБЕТЁНКА!", вот что такое с-соловейчиковщина = шалва-аминошвилищевна.
На деле же без :
а) строительства тренинговых систем и
б) контрольно- поправочного лоцманского отслеживания жизненных кульбитов воспитываемых (подопечных),
ну и учебного и так далее,
- нет собственно воспитания ( ! собственно воспитания !, тренинговая проработка натур ).
--
Думать что любую для подростков структуру можно органически ввести / вплести в любую более общую для подростков структуру, да, думать так - неправильно. Так называемые мастерские для подростков адекватны общей структуре интернатных подростково-юношеских школ-хозяйств, но они (так называемые мастерские для подростков) не адекватны = плодотворно не внедряемы в обычные = расхожие не интернатные школы голой учёбы.
Подробней в:
http://zt1.narod.ru/doc/Vessel-o-masterskih.doc .
--
Некто. - Как я понял вы предлагает совмещать семейное воспитание и школьно-интернатское.
ZT. Ну да, для родителей, которые в этом нуждаются, и для подростков, которым такие учреждения, как говорится, глянутся.
Полная добровольность.
Но и учреждение не обязано всех у себя держать, кто ни попросится, - лентяев и пакостников - вон.
То есть, это будут не исправительные учреждения, а просто учреждения в помощь родителям. Но и исправительные способности у таких (макаренковски поставленных) учреждений - будут.
Из:
http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc .. Некоторые из старших [ребят] разумно рассуждали, что жизнь вдали от города .. поможет им порвать с привычной уличной жизнью .. ZT. Географически несколько оторвать от разлагающей среды, чего, скажем, нет в учреждении "Новое поколение" в СПб.
--
А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Часть 1, 1921-1928 гг. .. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород 2007.361 - Статья М. Дымного "Молодые "соколы". Детколония им. М. Горького" (ж. Октябрьские всходы, 1928, № 8, апрель): бывшие беспризорные, 400 чел., "ведут культурное хозяйство… живут коммуною… громадная свинарня, ее продукция идет для своего стола и в город", 12 лошадей, 40 дес. пахотной земли и 20 дес. леса, оранжереи и парники. "Все учатся в школе"; "учиться надо, об этом много раз писал колонистам А.М. Горький". В колонии безупречная чистота. Колонисты спят с открытыми окнами.
В здании школы - комната А.М. Горького: его подарки: (собрание сочинений, альбомы с видам Италии и др.), литература о нем, портреты. Все "изучают творчество Горького, разучивают и ставят его пьесы, заучивают наизусть лучшие произведения", "искренне чтут своего товарища, близкого по духу друга, большого учителя".
----------
А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Часть 1, 1921-1928 гг. .. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород 2007. - Рапорт в правление коммуны им. Ф.Э. Дзержинского
Зав. коммуной А. Макаренко
Рапорт
Прилагая при сем вырезку из "Вiсти" от 27 июня с. г. и выводы ОкрРКИ по обследованию колонии от 3/IV-28 г., считаю необходимым сообщить правлению следующее.
Травля колонии и меня в различных организациях и учреждениях, а также в печати начата была еще в декабре. Травля эта была поднята после того, как окрисполком поручил мне реорганизацию всех колоний округа. Развал многих колоний и накопление в них элементов хулиганства и расхищения как раз в это время достигли уже пределов терпимого. Перевод детколоний на более четкую и подтянутую систему колонии Горького деловым кругам представлялся необходимым.
Но как только я приступил к работе, со всех сторон поднялись протесты. Они исходили от отдельных лиц и кругов, уверенных, с одной стороны, что детей нужно воспитывать в полной свободе, а с другой, совершенно не знающих работы колонии Горького.
Я принужден был оставить Управление детскими колониями, но травля колонии продолжалась. Организация коммуны им. Ф. Э. Дзержинского по той же системе еще более восстановила против меня моих противников.
10 мая я подал заявление об уходе из колонии. В окрино меня просили остаться до приезда Горького, но 27 июня в "Вiстях" появилась заметка, в которой сообщалось, что по докладу НКПр. об ужасных методах в колонии я снят с работы. По докладу НКПр. выходило так, что было обследование колонии и это обследование установило якобы мои "ужасные методы".
Я сейчас отправил заявление в НКПр. тов. Затонскому и в печать с утверждением, что представитель НКПр. докладывал НКРКИ неправду. Никакой научной системы наказаний я не выдумывал, битье детей тем более не могло быть частью никакой системы, также выбрасывание детей на улицу, да еще раздетыми, а посылание детей в лес за палками - просто анекдот.
В истории моего заведования колонией были, правда, случаи, когда я в гневе грешил подзатыльником, но случаи эти были чрезвычайно редки. Никто из воспитанников на меня никогда не жаловался, и никакие комиссии этих случаев не установили.
Комиссия окрРКИ, акт которой от 3/IV при сем прилагается, несмотря на то, что в течение трех дней расспрашивала всех воспитанников, не могла установить ни одного случая таких побоев или избиений, а узнала об отдельных случаях в прошлом от меня самого.
Только за время моего четырехмесячного отсутствия в колонии при заведующем Ковале было в последнее время несколько случаев, не составляющих, конечно, никакой системы.
Коллегией окрРКИ мне был объявлен выговор за допущение подобных мер, поскольку я считался официально ответственным за колонию.
Хотя сообщенное в докладе представителя НКПр представляет неправду, дальнейшая моя педагогическая работа в Харькове становится невозможной. Бороться с травлей я уже не могу. Все комиссии были, и больше ничего предпринять нельзя. Колония и так бесконечно обследовалась, и это в достаточной мере растрепало работу. Правление коммуны знает, что в коммуне Дзержинского та же система, и она проводится мною почти без усилий.
В известной мере я уверен, что травля эта будет продолжаться и дальше. Поскольку и мои воспитанники читают газеты, поскольку и я сам не всегда могу спокойно к ней относиться, работа в Харькове делается для меня чрезвычайно трудной.
В то же время я, как педагог, в достаточной мере опорочен всей этой кампанией, и в правлении коммуны должен возбудиться вопрос о моем уходе.
Поэтому прошу правление в ближайшие дни разрешить вопрос о моей работе в коммуне. Я могу работать в ней только при полном доверии правления. [Доверие А.С. Макаренко было оказано, он продолжал заведовать коммуной им. Ф.Э. Дзержинского].
--
Нельзя говорить о свободе идти куда хочешь в голой степи, это будет не свобода, а заброшенность. Свобода выбора путей возможна лишь при наличии конструктивно структуированного микро и макро окружения.
--
ZT. Необеспеченность практики информационно пропедевтическим возмутила Макаренко. -
А.С. Макаренко. “Педагогическая поэма”. ИТРК. Москва. 2003 ч.1, из гл. Чернильницы по соседству .. Меня возмущали безобразно организованная педагогическая техника .. И я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: / "Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, .. , нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство".
ZT. 1) Имели пропедевтику педагогическую и социологическую. Они обе веками "шли к практикам", но веками же буксовали в самих себе как в искусстве для искусства.
2) Имели пропедевтику антропологическую. Она веками "шла к практикам", но веками же буксовала в самой себе как в искусстве для искусства.
--
Давняя черновая выписка. Журнал "Педагогический сборник" РНБ П28/560 1868,1. Из ст. : И. Богомолов, "Влияние личности воспитателя" .. Пожалуй, обаяние личности действует на двух - трех, меж тем как остальные будут в хаосе. Но заведение не может довольствоваться такими жалкими результатами. Примеров же более ощутительного влияния исключительно обаяния личности на массу - опыт нам еще не представлял. .. Говорят. - "Любовь и дружба воспитателя, его участие к нуждам мальчика пробудят в последнем доверие". Но ведь проявление любви и дружбы воспитателя мальчик будет мерить вовсе мерой не воспитателя, а своей, ранее в жизни как угодно приобретенной, мерой. Вы к нему всей душой, но не думайте, что он обязательно именно так воспримет ваши действия. Нет, он часто очень не скоро догадается, а может и совсем не догадается, что вы ему друг и любите его искренне. Может случиться, что ударившись в теорию самую гуманную, кончишь практикой, какой сам не ожидал. Тот или иной деятель на основании исповедуемой им педагогической теории не приемлет, скажем, принудительных и предохранительных мер. Но что с того, что он это ТЕОРЕТИЧЕСКИ не приемлет? Без них ведь, в сущности, обойтись ему нет возможности. Ибо, если бы он, не принимая этих мер, захотел бы ожидать воздействия на ребят своей лишь обаятельной личностью, то в большей части случаев чего-нибудь дельного никогда бы не дождался. Надо же понимать: есть среди питомцев такие типы, от которых страдают товарищи его. Дать простор этим недостаткам, не применять против них принудительных и предохранительных мер и не исключить во что бы то ни стало их, таких типов, деятельность, значит жертвовать целым учреждения в пользу худшей его части. Сильный потехи ради бьёт слабейшего, обычно новичка, требуя от него услуг, отбирая всё, что понравилось, а если обижаемый попробует искать защиту у воспитателя, то обретает кличку "фискал", и тогда уж побои со всех сторон сыпятся на него без конца, толпа, послушная коноводам, издевается над такой жертвой до безобразия. Я ВАС СПРАШИВАЮ, КАКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ ЗДЕСЬ ОБАЯНИЕ ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ? КАК ТАК ЗАВЕДЁННЫЕ МАЛЬЧИКИ ПОЙМУТ ИЗ ОДНОГО ЛИШЬ СОЗЕРЦАНИЯ ВАШЕЙ ОБАЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЕСЬ КОШМАР СВОЕГО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА НАД ЗАТРАВЛИВАЕМЫМИ ТОВАРЩАМИ? Тут, если власть воспитателя не вступить в свои права, травля может продолжаться до трагического конца. Нужно, значит, что-то предпринимать. Нужны, значит, какие-то насильственные и ограничительные меры. Мы могли бы назвать заведения, где два - три строгих воздействия и единодушие в последующих действиях воспитателей до того были к стати, что воровство, существовавшее меж воспитанниками в самых безобразных размерах, прекращалось в самое короткое время. И главное: такого рода оперативными действиями создаются более оптимальные условия для последующего общего воспитания через ум и чувства. Без указанных оперативных мер не обойдётся воспитатель "носитель запаса положительных умственных и нравственных качеств". Назовите необходимые меры как хотите, назовите их, пожалуй, наказаниями, но всё же, когда необходимо, применяйте их. Только сообразуйте их с обстоятельствами и материалом, отнимите у них характер подавляющий и оскорбляющий ..
--
За всю историю было много крупных "воронок", роковым и неплодотворным образом втягивающих в себя миллионы умов.
Такой воронкой был марксизм-ленинизм,
и моя, ZT, голова с юности была затянута в эту воронку:
прочел все коричневые тома Маркса-Энгельса, все голубые тома Ленина, вообще потратил на это тьму времени,
а встреть бы я в юности тексты А.С. Макаренко и увлекись бы ими ..
(как это случилось, увы, лишь в конце 1978)
.. Встреть бы я в юности тексты А.С. Макаренко и увлекись бы ими
вместо марксизма-ленинизма -
было бы лучше.
В 1930-е в Германии возникла мощная фашистская "воронка" - она роковым образом увлекла миллионы молодых немецких голов.
Религии - это тоже роковые и неплодотворные "воронки".
Расстаньтесь с этой схоластической половиной ..
Мать - Гамлету: Ах, Гамлет, сердце рвётся пополам / Он ей: Вот и расстаньтесь с худшей половиной ..
Но подойдём и с другой стороны. Людям, особенно молодым, свойственно впадать в увлечение чем? - впадать в увлечение социальными структурами - феноменами СО СМАКОМ, то есть, социальными структурами - феноменами с некой выпирающей ХРАКТЕРНОСТЬЮ. Человечки увлекаются указанным и попадают в них как в ямины на тропах жизни. Блатное - это а) особо характерно и б) особо смачно, и этим увлекаются уличные подростки. В противу указанному блатному А.С. Макаренко предлагал подросткам а) особо характерное и б) особо смачное, но не блатное, а, - как бы это определить?, - футуристическое. В.В. Маяковский, т.13 М.1961 .. Никаких поз, никакой болтовни, никакой слащавости, никакой тоски по прошлому, никакой мистики .. Искусство загнивает, когда оно респектабельно и рафинировано .. Искусство должно иметь определенное назначение. И закон нового искусства: ничего лишнего, ничего без назначения .. Футуризм против мистики, .. против аристократической или любой другой формы лености, против мечтательности и против слезливости, - он стоит за технику, за научную организацию, за машину, за продуманность во всём, за силу воли, за смелость, за быстроту, за точность и за нового человека, вооруженного всем этим .. (с.225). ZT. Вот как бы по лекале В.В. Маяковского А.С. Макаренко и строил для своих ребят маяковско- футуристическо- образные а) особо характерные и б) особо смачные атмосферы и структуры.
--
Архипов А. Опыт построения трудовой шк. (теория и практика). Школа-коммуна в с. Винодельном. Ставрополь 1922.88 РНБ Мф К1/642 .. Главным стимулом, определяющим линию поведения отдельного ребенка, является факт одобрения или порицания его поведения вовсе не со стороны взрослых, а прежде всего со стороны детей .. В школу прибыла группа запущенных и диких. Коммунары выдвинули одно оружие: своё сознание идейного превосходства. Буйные пришельцы очень скоро подчинились, а через некоторое время их трудно стало отличить .. Нормально построенная детская среда так быстро перевоспитывает детей, как это не снилось ни одному педагогу .. ZT. Вот в чём именно суть так называемого "метода взрыва" у А.С. Макаренко.
--
Ушинский Конст. Дм. 1824-70 : Пошлятина от К.Д. Ушинского. - Знание каких бы то ни было воспитательных правил без объяснения законов человеческой природы я считал всегда бесполезным .. Не полезнее ли уяснить организм человека настолько, чтобы воспитатель сам мог предвидеть, какое влияние будет иметь то или иное воспитательное воздействие? (т.8 с.688). ZT. То есть, не индукция жизненного и практического опыта, и не соответствующая интуиция, а просто : прямолинейная дедукция из "уяснения организма человека". Вот чем съеден наш Борис Михайлович Бим-Бад.
--
Сахаров Ив. П. Из истории педагогики. М.1907 БАН 2в/7332. В РНБ нет. .. Принцип "Воспитание есть освобождение ребенка от опеки взрослого. От опеки даже и благожелательной. Свобода даже для неестественного проявления его (ребенка) активности". Такой принцип есть ни что иное, как плод заичной фантазии, далёкой от действительной жизни школы. Вообразите себе школу с большим количеством детей и её сотрудников, безучастно относящихся к произволу ("свободному порядку" по Толстому) детей. Какова будет такая школа, это могут представить только не кабинетные педагоги, а действительные практиканты, народные учителя .. Вмешательство учителей в сферу воспитания детей и допустимо, и естественно (с.6).
--
Гордеева Антонина Ив., Педагогическое руководство производительным трудом школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. (13.00.01) - 1984 NLR Шифр 86-4/1535 .. Эффективность управления производительным трудом в школе во многом зависит от районных производственных интересов. Результаты будут улучшены, если школы будут объединены общим целевым комплексным планом - программой трудовой подготовки школьников в масштабе района. Централизованный подбор объектов труда для школ района. Точное определение предприятий - заказчиков. Общий план для школ района. Это избавит руководителей школ от ненужной траты времени в поисках объектов труда. Каждая школа определит свои направления с перспективой расширения ..
--
Журнал "Под знаменем марксизма" 1927,10-11 .. Привычка приводит нас к более высокому и более разнообразному уровню деятельности. По различным причинам часто смотрят на этот термин с пренебрежением, находя в нём что-то неизбежное, неизменное и даже фатальное. По нашему же мнению на привычках построена вся сложность человеческой деятельности .. Без сего даже гений бессилен, самый талантливый не сможет сделаться свободным. .. В воспитательном процессе необходимо употребить время для создания огромного количества рациональных механизмов, созидания прочной базы из огромного числа необходимых рациональных автоматизмов .. Выработка привычек и автоматизмов считалось признаком реакционности педагогического мировоззрения, дурным тоном. Фактически же никакие, даже самые высшие, интеллектуальные акты поведения, действия не могут существовать без предварительной подготовки соответствующих автоматизмов. И чем больше вооруженность автоматизмами, тем на высшую ступень оригинальности и новых творческих комбинаций оказывается способным данный индивид .. Мендусс в своём образцовом очерке "От дрессировки к воспитанию" (Мендусс П., От дрессировки к воспитанию - 1917 (обл. 1918) РНБ Шифр Пс 02 В-8/3), прослеживая роль дрессировки и автоматизма в воспитании оригинальности и индивидуальности, приходит к таким выводам. - Я пришел к заключению, что, в противоположность ходячему мнению, человек тем более свободен, чем лучше он был дрессирован и тем одарён этой дрессировкой такой суммой привычек и рефлексий, которые он, будучи предоставлен собственной инициативе, почти никогда бы не постарался приобрести. Современная педагогика считает развитие инициативы главной задачей, и не замечает, в какой степени хорошая дрессировка является как раз непременным условием развития этих самых вожделенных качеств оригинальности и инициативы .. Немецкий историк педагогики Ф. Паульсен. - Вряд ли может педагогика усвоить воззрения платоновского Сократа что добродетель есть наука и может преподаваться как наука словами и обучением. Скорее она согласится с Аристотелем: добродетель есть прежде всего привычка воли и, следовательно, усваивается практикой и упражнением. Только на втором плане является слово и обучение.
--
Журнал "Педагогический сборник" 1868,11 .. Крайне небрежное обращение воспитанников с казёнными вещами. Количество разбитых ежедневно стёкол и посуды превосходит всякую меру. - Назначили каждому воспитаннику по 1 р. из бюджета гимназии на удовольствия. Из этих денег и из его собственных производим вычеты за всё разбитое и испорченное. Вычеты производятся раз в месяц. При не открытии виновного половина вычитается у дежурного воспитанника, а половина у всех воспитанников соответствующего отделения. Теперь воспитанники бьют очень немного оконных стёкол и посуды, но обращение с учебниками, мебелью ещё очень слабы .. (с.801-2).
--
"Педагогический сборник" РНБ П28/560 1902,11, Вл. Правиков. (Давняя черновая выписка) .. В виде опыта в некоторых кадетских корпусах лучшие в нравственном отношении старшие воспитанники назначены в младшие отделения проводить с младшими большую часть своего свободного времени, быть для младших кадетов ближайшими руководителями и советчиками. Мера эта новая, и, как всё новое, встретила массу возражений и затруднений. Но уже и сейчас, несмотря на то, что мера ся начала применяться ещё слишком недавно, есть выводы. Старшие в младших отделениях стали связующим звеном между отделениями разных возрастов .. Общаясь с малыми, старшие давали им хорошие, добрые примеры. .. Выбирали среди старших кадетов только добровольцев, и внушали: вы принимаете добровольно на себя очень важное и трудное обязательство, не приобретая, однако, никаких "прав". К чести ребят, они вполне прониклись важностью дела, сознавая вполне, что обрекают себя на трудную, большую работу, охотно и с любовью соглашались, весело принимались за дело. Уже своей внешней опрятностью и собранностью они с первых же периодов благотворно повлияли на массу малышей, у младших заметно возникло стремление к аккуратности и т.д. Резко улучшилось в заведениях отношения между возрастами и "силами", уменьшился межвозрастной и межсиловой третиризм. Еда младших в столовой преобразилась: пользование салфетками, уменьшился шум, исчезло расхватывание порций: физиономия младшей роты за обеденным столом изменилась до неузнаваемости. Мат и т.д. пошёл на нет. Теперь нередко можно увидеть этих ребят окружённых их малышами. Порой просто удивляешься тому запасу терпения, сердечности и снисходительности, которые находятся у ребят ..