15-е. Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме от Зиновий Тененбойм.

Aug 14, 2012 21:56

Ушку девическому в завиточках-волосках .. (Маяковский).
Чинные чиновники ангельской лиги .. (Маяковский).

А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания .. 1921-1928 гг. .. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород 2007.361 .. А.С. Макаренко А.М. Горькому, 14 марта 1927 г. .. К нам теперь стараются присылать исключительно тяжелых, в конец расхулиганившихся подростков, вшивых матерщинников, лодырей, убежденных противников всякого авторитета и дисциплины. Но в течение двух дней их сопротивление коллективу рушится бессильно. На каждом шагу они натыкаются на острый, меткий, веселый взгляд, короткое энергичное слово, а в крайнем случае и на ряд кулаков, готовых разбить нос при первом антиобщественном движении. / За это меня регулярно едят наши педагогические мудрецы. Я, грешен, люблю мальчишеские драки, разбитые носы двух дуэлянтов меня просто радуют, в особенности потому, что владельцы их всегда с большой готовностью благородно подают друг другу руки ..

ZT. А.А. Фролов на это: Рукоприкладство, драки в колонии запрещались, за это строго наказывали ..

ZT. Такую же (Крупскообразную) реакцию в книгах А.А. Фролова вызывали и все соответствующие места в:

а) очерке Остроменцкой

и

б) письмах А.С. Макаренко того периода к Г.С. Салько.

ZT. Нет никакого сомнения, что в апреле-мае 1928 г. А.А. Фролов послал бы в журнал "Народный учитель" письмо в духе писем "шкрабов" с гневным осуждением А.С. Макаренко.

А.А.Фролов. - "Н.Ф. Остроменцкая в своем очерке о колонии горьковцев допустила значительные, субъективные, не соответствующие действительности соображения. Это серьезно повлияло на критику колонии ..".

ZT. А.А. Фролов в ряде своих публикаций упорно утверждает: Остроменцкая в очерке наврала.

ZT. Нет, Остроменцкая писала о том, что реально видела своими глазами.

Остроменцкая писала только правду.

Но в учении Макаренко и в его (Макаренко) учреждении был обязательный и для ребят, и для взрослых сотрудников принцип ориентировки: не всё, что происходит в учреждении, подлежит огласке,

и вина Остроменцкой была только в нарушении указанного макаренковского принципа ориентировки.

Еще раз. А.А. Фролов утверждает, что Н.Ф. Остроменцкая рассказывала мол о том, чего, мол, и в помине категорически не было = категорически не могло быть в Колонии им. Горького.

Но это совершенно не соответствует реакции А.С. Макаренко на очерк Остроменцкой до ..

(подчеркиваю : ДО, см. в http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm)

.. до скандального выступления Крупской на 8 съезде ВЛКСМ 14 мая 1928.

А.А. Фролов десятки лет упорно продолжает обвинять Надежду Феликсовну Остроменцкую в абсолютно наглом, де, вранье, хотя А.С. Макаренко обвинял Н.Ф. Остроменцкую только в потере ориентировки: не о всем, что ты наблюдала в Колонии можно в открытую рассказывать московским, киевским и харьковским дуракам.

А.С. Макаренко учил такой ориентировке своих воспитанников, но упустил научить этому Н.Ф. Остроменцкую…

А.С. Макаренко Г.С. Салько 27.04.1928 .. Получил письмо от Остроменцкой. Она говорит, что буря в Москве по поводу ее статьи страшная, со всех сторон редакция получает письма от шкрабов [школьные работники] в защиту несчастных детей. Редакция не знает, что делать .. Оказывается, редакция тоже послала книжку Горькому. Воображаю. Я очень боюсь, что Горький тоже станет в защиту ребенка, и тогда будет алли! ..

Из: А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания .. 1921-1928 гг. .. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород 2007.361. - Журнал Главнауки РСФСР "Вопросы изучения и воспитания личности. Педология и дефектология", №2 вышел со статьей П.Г. Бельского ""Новейшая" система перевоспитания беспризорных". Это критический отклик на очерк Н.Ф. Остроменцкой о колонии им. М. Горького. В статье говорится: методы воспитания в этой колонии напоминают практику аракчеевских военно-воспитательных учреждений.

В украинском журнале "Детское движение", №4 А.Б. Залкинд делает вывод: система горьковской колонии противоречит принципам советской педагогики.

Статья М. Дымного "Молодые "соколы". Детколония им. М. Горького" (ж. Октябрьские всходы, 1928, № 8, апрель): бывшие беспризорные, 400 чел., "ведут культурное хозяйство… живут коммуною… громадная свинарня, ее продукция идет для своего стола и в город", 12 лошадей, 40 дес. пахотной земли и 20 дес. леса, оранжереи и парники. "Все учатся в школе"; "учиться надо, об этом много раз писал колонистам А.М. Горький". В колонии безупречная чистота. Колонисты спят с открытыми окнами.

В здании школы - комната А.М. Горького: его подарки: (собрание сочинений, альбомы с видам Италии и др.), литература о нем, портреты. Все "изучают творчество Горького, разучивают и ставят его пьесы, заучивают наизусть лучшие произведения", "искренне чтут своего товарища, близкого по духу друга, большого учителя".

14 мая Н.К. Крупская в докладе на VIII съезде ВЛКСМ (Москва), основываясь на материале очерка Н.Ф. Остроменцкой ( http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm ), подвергла острой критике "один Дом им. М. Горького на Украине". ..

ZT. Ниже в комментируемой книге А.А. Фролова в числе прочего встречаем. - А.А. Фролов. О нетерпимом отношении А.С. Макаренко к фактам рукоприкладства колонистов-командиров см. .. его письмо Г.С. Салько 10 мая 1928 г.

ZT. Но ниже ведь встречаем и такое. - Письмо Макаренко Г.С. Салько 10-12 марта 1928 г. : “ .. В обед собрал общее собрание, на котором заявил, что в случае надобности морды буду бить по-прежнему с тем, однако, что каждой побитой сявке буду давать по 25 копеек на дорогу в Харьков - жаловаться. Поставил на голосование вопрос о полном доверии мне и педсовету. Доверие было оказано единогласно. Я им сказал: - "Ну теперь не пищите!" ..”

Макаренко А.М. Горькому 18 апреля 1928 г. .. Когда организуется жизнь 400 ребят, да еще правонарушителей, да еще в условиях нищеты, так трудно быть просто должностным лицом, в таком случае необходимо стать живым человеком, следовательно, нужно и рисковать, и ошибаться. Где в работе есть увлечение и пафос, там всегда возможны отклонения от идеально мыслимых движений ..

Из: http://zt1.narod.ru/pp-03-1.htm ("Педагогическая поэма" ч.1) - .. Случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую незаконность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей.

А.С.М. : "Чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей".

Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. Через некоторое время у меня было серьезное столкновение с Волоховым, который, будучи дежурным, не убрал в спальне и отказался убрать после моего замечания. Я на него посмотрел сердито и сказал:

- Не выводи меня из себя. Убери!

- А то что? Морду набьете? Права не имеете!..

Я взял его за воротник, приблизил к себе и зашипел в лицо совершенно искренно:

- Слушай! Последний раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу! А потом ты на меня жалуйся, сяду в допр, это не твое дело!

Волохов вырвался из моих рук и сказал со слезами:

- 27 -
- Из-за такого пустяка в допр нечего садиться. Уберу, черт с вами!

Я на него загремел:

- Как ты разговариваешь?

- Да как же с вами разговаривать? Да ну вас к..!

- Что? Выругайся…

Он вдруг засмеялся и махнул рукой.

- Вот человек, смотри ты… Уберу, уберу, не кричите!

Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство ..

Из: http://zt1.narod.ru/ostapch.htm - Письмо А.С. Макаренко в редакцию харьковской газеты "Коммунист" [ZT. "Комунiст" Харьков шифр РНБ У27], 1928 г., в защиту Александра Ивановича Остапченко ("Народное образование" 1963,2, не вошло в восьмитомник) .. В одной из колоний подросток избил до синяков воспитательницу, а через день кухарку. Его упрятали в тюрьму. КАКАЯ-ЛИБО АВТОРИТЕТНАЯ ПОЩЕЧИНА МОГЛА БЫ ОСТАНОВИТЬ ЭТОГО ХУЛИГАНА. По самой "идеалистической этике" этот случай не так легко разрешается, ибо что особенно идиллического заключается в тюрьме? ..

Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 ч. / Автор С.С. Невская. - М.: 2006. - 976 с. .. В дневнике он [Макаренко] записал сценку .. "Идем строем по Одессе. Вдруг через ряды оркестра проталкивается Левшаков и ведет под руку Козыря. В руках Козыря кларнет. Левшаков взволнован и громко говорит:

- Идем, идем.

Козырь смущенно упирается.

- Чего я пойду?

Они обходят знаменную бригаду и теряются на тротуаре в публике. Случай некрасивый.

Через минуту возвращается Козырь, а за ним и Левшаков. Мы с Дидоренко спрашиваем:

- Что это за номер?

- Играет неправильно. Я ему говорю, так нет, он (мол) играет правильно. Идем, говорю, проверим.

- Все-таки в строю делать такие вещи...

- Я его мог ударить, а не только такие вещи.

- Все-таки нужно иметь уважение к строю.

- Уважайте, если Вы можете в таких случаях, а я не могу.

В этом эпизоде нужно обратить внимание на следующие элементы:

1) Оба уверены в своей "правильности". Как разрешить конфликт?

2) Рефлекс дисциплины у Левшакова ведет к нарушению дисциплины им самим.

3) Может быть для установления дисциплины в оркестре метод Левшакова даже прекрасен" (с.134) (РГАЛИ, ф. 332, оп. 5, ед. хр. 29).

ZT. Убогим = трусливым башкам н-к-крупской и ей подобным (ну всякие там в-а-сухомлинские, а-а-фроловы и т.д.) такая диалектика не доступна...

ZT. Серьёзные дела требуют, - да, - последовательности в соблюдении важных принципов,

но, они же, как дела живые, не терпят педантизма.

В приведённом фрагменте о Левшакове Макаренко в сущности пишет: может быть метод Левшакова (непедантизм из страстности) только и может нравиться подросткам.

А.С.М. был тверд в соблюдении важных принципов, но тверд не железобетонно,

и если бы у самого А.С.М. не было такого же как у Левшакова, НЕПЕДАНТИЗМА ИЗ СТРАСТНОСТИ,

то А.С.М. не был бы так прекрасен, как он действительно был,

и в итоге: он не нравился бы ребятам.

А для А.С.М. по-серьезному (на серьезной основе) нравиться ребятам было более важно, чем нравиться начальству и/или нравиться каким-либо "ученым" писакам типа Н.К. Крупской.

ZT. Если вы не умеете по-серьезному (на серьезной основе) нравиться ребятам, то вы, как педагог, обречены…

А.С. Макаренко - это:

1) построить структуру, а) богатую факторами и б) убирающую рифы воспитания,

2) мобилизовать для воспитания и оснащения каждый фактор.

Н.К. Крупские = тов. Зои = В.А. Сухомлинские ( http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm ) судят по читаемому.

Но и в читаемом они (Н.К. Крупские = тов. Зои = В.А. Сухомлинские) не интересуются итогом:

а) воспитанностью,

б) оснащенностью и

в) самочувствием ребят в учреждении.

Этим читаки Н.К. Крупские = тов. Зои = В.А. Сухомлинские не интересуются, а сосредоточены на: инквизиционном = цензурном выискивании лишь отступлений от канона средств и методов.

Но ведь средства и методы - не самоцель, самоцель -

а) достижения позитивного воспитания ребяток,

б) достижения позитивного оснащения ребяток и

в) достижения позитивного самочувствия ребяток в учреждении.

Если в этом трём - победа, то отступления от канона средств и методов - не имеет никакого значения.

В инспектуру педагогических учреждений принцип: "Победителей не судят!".

Н.К. Крупская в её истериках по поводу очерка Н.Ф. Остроменцкой ( ищи в http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm ) - это фанатичка и средневеково-номиналистической и средневеково-реалистической СТЕРИЛЬНОСТИ.

Повторяю: СТЕРИЛЬНОСТИ.

Но СТЕРИЛЬНЫМ бывает только конструируемое и рисуемое и писанное за письменным столом, а не реально строемое = не реально устраиваемое в самой реальной плоти жизни, где не только есть гладко рисуемое на бумаге, но есть и овраги.

Всякое педагогическое не должно было по Крупской содержать, скажем, такое как наказание: даже, де, тени такого не должно было быть.

Да, всякое педагогическое должно было по Крупской быть абсолютно СТЕРИЛЬНЫМ от любого, что означается словами, которые "ушку девическому в завиточках-волосках" (Маяковский) будут неприятны.

На самом же деле не может быть хорошим неукоснительное (!) предписание, не входящее ни в какие конкретно- бытово- житейские обстоятельства.

Триггер в башке.

Диамат учил об опасности т.н. абсолютных истин и об опасности же, - при разных суждениях, решениях, предписаниях, оценках, выводах и т.д., - об опасности, говорю, невхождения в обстоятельства.

ВЕЛИКАЯ ШТУКА - ВХОЖДЕНИЕ В ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Но не такое верещал в своей ахинейской Нагорной проповеди Иисус Иосифович Христос: Матф 5:37 .. Да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого.

И вот Н.К. Крупская в указанной выше её мании АБСОЛЮТНОЙ СТЕРИЛЬНОСТИ - была ух какой истинной хрЮстианкой.

Но! - Среди людей есть тьма дураков, так что - официально разреши применение такого средства как, скажем, молитва, и тьма этих самых людей-дураков вдрызг разобьют свои толоконные лбы.

И точно также и среди педагогов тоже есть тьма дураков, так что - официально разреши применение такого, - вообще говоря вполне уважаемого, - педагогического средства как, скажем, розги или вообще физическое воздействие, и тьма этих самых педагогов-дураков дойдет в применении этих, - вообще говоря вполне уважаемых, - педагогического средства до неуместной глупости, до несоразмерной пошлости, до бессмысленного садизма.

А.С. Макаренко вообще считал, что наказание, как и Восток, дело тонкое, и поэтому вообще не каждому может быть дано право наказывать. Но если человек умеет правильно наказывать - то это находка, и тогда уж нужно ему дать полное право самому решать, к чему прибегнуть: к строгому лишь взгляду, к обсуждению проступка на общем собрании ребят или к розге.

Со времени полного запрещения физических наказаний в школах эти самые школы выпустили и продолжают выпускать в свет огромное количество созревших именно в школе насильников, садистов и выдающихся пакостников. А ведь интуиция и многовековой жизненный опыт подсказывают: пару - другую раз примененная розга в 85 %-ах особых коллизий вполне могла бы остановить (притормозить) созревание индивидиков в указанном (опаснейшим для общества!) направлении…

Ленин и Сталин занимались мАкро-социальным жизнеустройством и они (Ленин и Сталин) совершенно пренебрегали правозащитным,

и это было плохо.

Но то было в области мАкро-социального жизнеустройства.

Область же макаренков - это область мИкро-социального (для детей, подростков и юношей) жизнеустройства.

Не заниматься в отношении детей, подростков и юношей мИкро-социальным жизнеустройством, а заниматься в отношении их только правозащитностью - это, к сожалению, очень пошлая и, к сожалению же, очень господствующая мировая мания.

Трудно найти энтузиастов, которые бы взялись за организацию действительно воспитывающих макаренковских по роду учреждений,

но на каждом шагу натыкаешься на массу любителей заниматься инспекционной и правозащитной деятельностью.

Видать "доходней оно и прелестней" (Маяковский).

И вот эти назойливые мухи

а) посадят практиков-макаренковцев в тюрьму,

и

б) загубят их учреждения.

Сами эти ажиотажные журналюги и "общественники" за дело, конечно, не возьмутся. Зачем? Инспектировать, шельмовать, со стороны критиковать - респектабельней оно и прелестней…

--

В http://zt1.narod.ru/art_1953.htm Александр Иванович Янкевский, из его там весьма разностороннего и живого рассказа о Коммуне им. Дзержинского .. У него был еще случай, когда начали пропадать шинели в коммуне. Я это слышал из его уст, не знаю, опубликовано ли это или нет. (С МЕСТА. - Во "Флагах на башне") А с револьвером там есть? (С МЕСТА. - Нет). Стали пропадать вещи в коммуне. Антону Семеновичу было ясно, кто руководил шайкой, но доказать он не мог. Он неоднократно вызывал и спрашивал: "Ты?" "Нет". Однажды он вызвал его после сигнала, а сигнал был, примерно, такой - трубный сигнал, коммунары придумали такие слова: "Спать пора, Спать пора. Коммунары, день закончен, День закончен трудовой". После сигнала "спать" Антон Семенович вызывает его, а вызов после сигнала "спать" всегда был очень многозначителен и часто неприятен. Зима. Коммуна помещается в лесопарке. Тот является к Антону Семеновичу. Антон Семенович говорит: "Ты?" "Нет". "Иди в спальню, оденься". Он идет в спальню, одевается, возвращается одетый. Антон Семенович берет свою шинель, шапку, одевается, открывает демонстративно бюро, вынимает оттуда браунинг, вкладывает обойму, кладет в карман, идет вперед. "Иди за мной". Выходят из коммуны, идут в лес, идут 5-10 минут по снегу. Антон Семенович поворачивается. "Ты?" "Нет". "Становись к дереву. Ты?" "Я". "Иди спать." (Смех). / Это из ряда вон выходящий пример. Это - большой риск, и будущим педагогам я не советую это брать как рецепт (смех), даже с пугачом ..

А.С. Макаренко 1888-1963. Сб. М.1963 с.168-185. С.А. Калабалин .. Вася на порог - Антон Семенович вдруг так эффектно встал, так эффектно стукнул по столу, что Вася остановился на пороге и его прекрасные глаза вытянулись в два испуганных восклицательных знака. Не давая ему опомниться, Антон Семенович закричал: / - Как смеешь ты осквернять прекрасный русский язык! И неожиданно перейдя на какой-то зловещий шепот, добавил: / - Пойдем со мной в лес сейчас же! / Мы все испугались. Девочки уже пожалели - зачем они сказали Антону Семеновичу, что Вася ругался. / Не давая атмосфере разрядиться, Макаренко быстро вышел из кабинета, а Вася за ним. Мы все перепугались не на шутку: что же будет? Метрах в шестистах от двора колонии на небольшой полянке они остановились. Антон Семенович указал: / - Здесь!.. / Затем снял часы и протянул Васе: - Вот, возьми. Сейчас двенадцать. До шести часов сиди на этом пне и ругайся. Я тебя не наказываю. Ты любишь ругаться, вот я для твоего сквернословия и создаю специальные условия. / И ушел. / Мы так волновались, что я не мог больше вынести, побежал на полянку. Вижу: Вася сидит на пне... Через минуту все население колонии покатывалось от смеха: как же - сидит парень на пне в лесу и ругается. Между тем Вася не ругался, а скорее проклинал свой "махновский" язык и давал клятву больше не сквернословить. Он просидел положенное время, а в шесть часов пришел, принес часы и сказал: / - Уже. Больше никогда в жизни не буду ругаться. И действительно, в колонии наступила такая благодать, что только кто-нибудь заикнется началом нехорошего слова, так другой сразу ехидно заметит: / - Наверно, в лес захотел... (с.179).

--

"Детский дом" БАН 1.242 1928,1. СИСТЕМА ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. В. Куфаев. Что касается размещения детей по отдельным домам (коттеджам), оно происходит без обособления возрастных групп. В каждом коттедже могут находиться дети разных возрастов. ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СТАРШИЕ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ЗАНЯЛИ ПОЛОЖЕНИЕ БРАТЬЕВ ИЛИ СЕСТЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К МЛАДШИМ. Что касается пола, то, как общее правило, соблюдается разделение детей по полу: мальчики и девочки живут в отдельных домах.

ZT. Это последнее - не проводится в так называемых "семейных детдомах", что бывает там черевато.

ZT. Плюс к тому: по макаренкам вне-коттеджным должны быть:
своя собственная школа учреждения;
свое собственное производительное общее хозяйство;
собственное общее клубное и спортивное.
Это - обязательно.

ZT. Причем, если к/л воспитанник почему-либо не прижился в одном коттедже ЕДИНОГО КОТТЕДЖНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, то он может попросить перевести его в к/л другой коттедж. Этого указанного нет, конечно, в т.н. "семейных детдомах".

ZT. Недостатком "семейных детдомов" является и "насмерть слитность" в таком "д/д" воспитательного "персонала" с личностями; а именно: в таких структурах нет кооптации, нет, когда надо, и замены "персонала", - там никого нельзя заменить, сменить, И/ИЛИ (когда это бывает даже крайне необходимо) уволить, и если тамошний папа (мужчина) ушел в сторону, или запил, или его сексуально потянуло в сторону к/л из воспитанниц
(а в "семейных д/д" возникают и такие вот еще коллизии!),
то поправить положение заменой, сменой, увольнением - нет возможности, и это плохо.

ZT. Поэтому в педагогическом движении есть категория таких макаренков, которые идее "семейных д/д-ов" противопоставляют идею, допустим, и КОТТЕДЖНЫХ ДЕТДОМОВ - ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ, считая, что это и является, де, предпочтительней ... Хотя это и более расходная вариация.

--

Януш Корчак (1878-1942) в "Воришка" ( http://zt1.narod.ru/korchak.htm ). - ".. Я желаю взлетов для моей ребятни, грежу о горных тропах; тоска по их совершенству - грустная молитва моих самых сокровенных минут .."
ZT. А действительно:
что если (как педагогическое средство) применить страстную
(наедине, перед распятием)
молитву?
Ведь кто-то же утверждает, что победу Советской Армии над фашистской Германией в 1941-45 вымолил в каком-то монастыре какой-то там святой монах!
Надо кашпировщину экстраполировать на воспитание детей и на воспитание народа.
Да, наверное, и урожай яровых этим же способом можно повышать?

--

Как и образованность - воспитанность ребятни нужна не только их родителям (и/или вообще воспитателям), но и им (ребяткам) самим.

Отказать детям в необходимой им (самим детям) строгости, отказать детям в стоянии над их душами, отказать детям в им же самим необходимом конструктивном подчинении позитивным и здоровым нормам, требованиям и регулирующим правилам - это значит ПРЕДАТЬ ДЕТЕЙ.

Почему люди записываются на подготовительные курсы? Разве не смогли бы они те же знания обрести из учебников? - Вообще говоря, может быть и смогли бы, но им надо, чтобы в процессе учебы кто-то: стоял над их душой.

Но так и в воспитании!

Неправда, что большинство детей не выносят стояния над их душой. Некоторые дети и подростки, да, такое не любят, но большинство же детей и подростков прямо таки субъективно нуждаются в стоянии над их душами, они (такие ребятки, а их абсолютное большинство), нуждаются в этом, и они будут благодарны тому и тем, кто и которые устроят им .. (таким ребяткам, а их - абсолютное большинство) .. устроят им исто педагогически = макаренковски организованный = требовательный кусок жизни, будут благодарны тому и тем, кто и которые _требуют_ от них (от таких ребяток) правильного поведения и, - стоят над их душами,

ежели, конечно, только эти самые те и которые - делают всё это не занудно = не противно = не по-жлобски.

Человекам-ребёнкам и человечкам-подросткам (обоего пола) "в жизни во плоти" самим нужно, чтобы над их душами стояли различные регулиративные светские (всякую религию и всякую мистику - прочь!) нормативы и правила, - без этого человеческая жизнь теряет устои и человечик-дитё, человечик-подросток не чувствует почвы под ногами!

Нет самостийной силы воли? - Тренируй её условиями предписанности!

Предписанность (она, родимая) оттренирует твою волю.

А потом уж мабудь-будь ты и сам сможешь стать и быть хозяином своего поведения.

--

В истом = макаренковском воспитании не только и не столько лишь "лекционно" (хотя и это в ходу) сообщаются нормы поведения, но в истом = макаренковском воспитании постоянным и повседневным стоянием над душой добиваются следования этим нормам, и таким вот стоянием над душой (лоцманским сопровождением) и добиваются укоренения в подопечных так мною (ZT) называемой
бессознательной сознательности,
т.е. привычки поступать правильно почти механически, без особого умственного рефлексирования
(на этом настаивал и настаивал Антон Семенович Макаренко).

(ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ - ЭТО И ЕСТЬ "БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ").

--

По политической ориентации А.С. Макаренко был а) ближе к эсерам, б) ближе к бакунистам, в) ближе к синдикат-социалистам ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 .. До настоящего времени было так, что в своей экономической жизни детское учреждение не имело никаких прав и всецело зависело от снабжения. Все это вело к тому, что наше воспитание никогда не было социалистическим, ибо быть социалистическим - это значит прежде всего быть основанным на активном экономичном коллективном труде и творчестве (с.35).

ZT. Вот какое у А.С. Макаренко было представление о социалистичности. Это изоморфно (конгениально) не ленинизму, а бакунизму (синдикат-социализму)...

--

Из файла http://zt1.narod.ru/zaboty01.htm . - Перепелкин А.П., Историческая записка о 30-тилетней деятельности Московского общества сельского хозяйства и его президента И.Н. Шатилова. - 1890 NLR Шифр 18.268.2.2. NLR Шифр 127/3192 / Орлов В.П., Агроном и лесовод Иосиф Николаевич Шатилов (1824-89). - 1986 (Наши славные земляки) NLR Шифр 86-4/21428. Шатилов (ZT. цитату сверить). - Мне пришлось знакомиться со многими, окончившими курс Петровской с/х академии. Поступая туда из среды, чуждой с/х, молодые выносят много научных сведений, но ни грамма из тех нравственных условий, которые составляют азбуку удачного ведения хозяйства. Им хорошо известны, например, химические анализы питательных веществ, устройство орудий, но они, например, не привыкли рано вставать, их не возмущает брошенное на пашне орудие, или валяющийся под ногами животного корм, или непроизводительно потраченное на данную работу лишнее время .. ZT. Именно, обрисованным И.Н. Шатиловым "специалистам" ни в коем случае нельзя поручать школы-хозяйства.

--

Из: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. Агрошкола-интернат Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Администрация учреждения: - Ванцаев Муса Синаевич - директор ШИ, - Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно - воспитательной работе .. Естественно, дети не содержат хозяйство полностью (одной только земли у интерната 460 гектаров). Основная работа выполняется выпускниками, которых на сегодня живет в Багряниках 18 человек. Ванцаев не спешит отпускать ребят: не каждому по многим причинам дано легко адаптироваться к большому миру. К тому же интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области - но и работу найти порой еще сложнее. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться .. ZT. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ТАМ ПОДРОБНЕЕ.

--

А.С. Макаренко, т.1 М.1983 Макаренко М. Горькому 18.09.1934 .. Единственно, что я хочу утверждать: в .. воспитании единственным и главным инструментом воспитания является живой трудовой коллектив. Поэтому главное усилие должно быть направлено к тому, чтобы создать и сберечь такой коллектив, устроить его, связать, создать тон и традиции, направить... (с.261).

А.С. Макаренко т.1 М.1983, Доклад о состоянии Полтавской трудовой колонии им. Горького, 30.06.1923, (с.25-26). .. Удалось не обратить воспитанников в маленьких стариков. Они всегда веселы и активны, всегда способны шутить и смеяться. Это обстоятельство я считаю особенно важным, так как организация трудовой общины всегда в самой себе должна нести опасность нарушения прекрасного детского радостного фона .. (с.26).

--

Глебовский Вл. Александрович. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах. СПб 1903.144. РНБ 38.36.5.5. .. Ксенофонт 430-355 до н.э. .. Большая часть государств позволяют воспитывать своих детей каждому, как ему угодно, а детям, по достижении ими зрелого возраста, жить, как им хочется, только внушают последним: не воровать, не грабить, не врываться насильно в дома, не бить кого не следует, не развратничать, не оказывать неповиновения начальнику и т.д.; если кто нарушает что-либо из этого, они накладывают наказание .. [ Правильнее же ] предпринимать предупредительные меры, чтобы гражданин заранее не был таким, что стремился к преступному и гнусному .. (с.25).

ZT. По вышеприведенной цитате Ксенофонт был, может быть, первым в истории, кто поставил вопрос о ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОСНАЩАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВСЕРЬЁЗ.

--

А.С. Макаренко в письме к М.М. Букшпану ( авг. 1932, т.8 М.1986) ".. Утверждение, что никакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве, - одна из завиральных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина. Подобных, скороспело изобретенных, на вид даже революционных, а на самом деле затасканных мещанских "педагогических" афоризмов я в последние 4 месяца наслушался довольно. Заменять четкую и до конца продуманную воспитательную систему случайным набором "педагогических взглядов" - значит быстрыми шагами приближаться к обычному типу детского дома, и никакой завод нас от этого не спасет .." (с.49).

ZT. Производственная составляющая в Макаренко-поставленной пригородной интернатной школе-хозяйстве - само собой подразумевается, но принципиально важно то, что в воспитание ВСЕРЬЕЗ одной лишь производственной составляющей не достаточно + производственная составляющая не имеет права ущемлять учебное, клубное, спортивное, экскурсионное и т.д. , а также все макаренковские средства общего нравственного и культурного воспитания и оснащения ребяток.

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) Требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

См. и http://zt1.narod.ru/doc/psevdo-makarenkovskoe-psevdo-proizvodstvennoe.doc .

--

Для поисков объектов производства для Школ-Хозяйств у меня есть файл :

http://zt1.narod.ru/leg-prom.htm .

Там, правда, только библиографические данные, но:

"Лаборатория по информационному обеспечению Школ-Хозяйств"

должна извлечь оттуда сами тексты.

--

А.С. Макаренко т.1 М.1983 .. Совершенно достаточно, если потребности в пище и в одежде будут удовлетворены нормально, но потребности учебы и работы должны быть удовлетворены как можно лучше. Можно ограничиться в крайнем случае некрашеными столами и деревянными ложками, но зато купить лишнее пособие для школы и поставить лишний станок в мастерских. Деревянные ложки потом всегда можно будет заменить хорошими металлическими (с.189).

--

А.С. Макаренко. ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО СОВЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ (лекции; янв. 1938). Лекция первая .. Сначала казалось, что главное - это какая-то отдельная воспитательная работа, в особенности трудовое воспитание. На такой крайней позиции я стоял недолго, но другие мои коллеги по коммуне стояли довольно долго. В некоторых коммунах, даже НКВД (при старом его руководстве), эта линия преобладала. Проводилась она при помощи как будто вполне допустимого утверждения: кто хочет - может заниматься в школе, кто не хочет - может не заниматься. Практически это кончалось тем, что никто всерьез не занимался. Стоило человеку потерпеть какую-нибудь неудачу в классе, и он мог реализовать свое право - не хотеть заниматься. Я скоро пришел к убеждению, что в системе трудовых колоний школа является могучим воспитательным средством. В последние годы я подвергался гонениям за этот принцип утверждения школы как воспитательного средства со стороны отдельных работников отдела трудовых колоний. За последние годы я опирался на полную школу-десятилетку и твердо убежден, что перевоспитание настоящее, полное перевоспитание, гарантирующее от рецидивов, возможно только при полной средней школе, - все-таки я и теперь остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то и другое, - методика воспитания и методика образования, - по моему мнению, составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным .. (А.С. Макаренко, т.4 М.1983 с.125).

--

Дополнения будут.
Previous post Next post
Up