14-е. Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме от Зиновий Тененбойм.

Aug 12, 2012 15:19

Вл. Маяковский: Любовная лодка разбилась о быт / Социалистические лодки во всем мире разбивались о не качественности людей. Исток - отсутствие в социалистических странах сколько-нибудь серьезного = макаренковского воспитания подростков.

Религиозное - это общественный официоз. Все знают, что бывает государственный официоз. Например, при Сталине государственный официоз был достаточно противен. Но всегда = во все времена наиболее противным был общественный официоз. Скажем, - беря близкое время, - культ В.А. Сухомлинского, и/или культ Игоря Петровича Иванова, и/или культ пресловутого же Викниксора, и/или многое тому же (в жёлтой интеллигенции) подобное, так вот, беря и рассматривая указанное, мы говорим, что всё это суть общественный официоз. Широко-общественное, - и лишь в частности - религиозное, - предполагает слепо, - как эхо или как "хоровое пение", - принимаемые имплицитные аксиомы и постулаты, которые индивидуальные критические умы для себя эксплицируют, пропускают их через реальную, а не усечённую информацию, пропускает их через трезвый и реальный здравый смысл, и (!) - элементарнейшим образом ну никак не могут принять установившуюся бодягу дежурных реверансов и славословий. Атаки на индивидуальное враньё терпятся. Атаки на враньё интеллигентских групп поклонников Сухомлинского ( http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm ), и/или поклонников И.П. Иванова ( http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm ), и/или поклонников Викниксора ( http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc ) "терпятся" уже с огромным скрипом и брюзжанием. Атаки же на враньё для масс (на религиозное) - крайне не терпятся, объявляются кощунством, объявляются оскорблением чувств, объявляются чего-то там "разжиганием", а для большей же гарантии на такого рода масс-враньё нацепляют словечко: "священное"...

Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.

А.С. Макаренко ПП-2003 .. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, .. , нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство (с.111). .. Ученый педагог будет говорить .. Можно улыбаться до самого утра, если думать об этом ученом педагоге. Он, этот промотавшийся интеллигент, этот последовательный последователь всех “великих” педагогов .. (с.348). .. С илистого дна растут древние, как ихтиозавр, проблемы человеческого поведения. На длинных-предлинных стеблях качаются среди водяных тростин красивые бледные цветы, прекрасные слова и мысли великих людей и великих педагогов. / По долгу службы и, кроме того, из приличия я обязан ходить вокруг этих цветов осторожно… оказывать им знаки почтения и время от времени убедительным голосом выражать восторг перед “вековым наследством”… (с.505).

Рутинная склонность к ДЕЖУРНЫМ РЕВЕРАНСАМ суть многодесятилетняя убогая черта наших патентованных "макаренков" и "макаренковедов" прошлого и настоящего.

Кстати говоря, всё реноме Иисуса Христа на 100 % как снежный ком слеплено исключительно и только из 2-х-тысячелетних ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ в его (Иисуса Христа) адрес...

Заниматься в религиях "миссионерством" и вводить в школах подобие "Закона Божьего" - это - вовлекать всё новые и новые головы в систему как эхо безвникающих и в сущности бессмысленно-рефлексных повторений ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.
Преподавать в Университетах, и в Педагогических вузах, и в Педагогических училищах Историю педагогики - это - вовлекать всё новые и новые головы в систему как эхо безвникающих и в сущности бессмысленно-рефлексных повторений ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.
И в религиозном, и в Истории педагогики против этого и произвёл ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ Антон Семенович Макаренко.
Но 95% наших патентованных "макаренковедов" уровня тех, кто в московском Музее А.С. Макаренко (ул. Поклонная 16) повесили рядом три совершенно несовместимых портрета: Ушинского, Сухомлинского и Макаренко ..
Но 95% наших патентованных "макаренковедов" уровня Светланы Сергеевны Невской и/или супругов Соколовых в Университетах, и в Педагогических вузах, и в Педагогических училищах, или не знаю где ещё, были уж прозомбированы на как эхо безвникающие и в сущности бессмысленно-рефлексные повторения ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.
То есть, со времён убогой на голову Марии Петровны Павловой (1896-1984) и до Анатолия Аркадьевича Фролова, дежурно повторяющего в адрес пресловутого Игоря Петровича Иванова "последователь Макаренко", 95% наших патентованных "макаренковедов" десятилетия демонстрировали свою склонность к ненавидимым А.С. Макаренко ДЕЖУРНЫМ РЕВЕРАНСАМ.
То есть, 95% наших патентованных "макаренковедов" десятилетия демонстрировали свою в сущности глубоко немакаренковскую натуру...
Давайте-ка сравним две педагогические республики.
Давайте-ка сооценим = сравним "Республику ШКИД" как учреждение,

особенно по http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc

с подмосковной (с 1919 г.) "Юной республикой", квинтэссенция о коей собрана мною (ZT) в файле http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc.

а.с. макаренки, включая таких, как Филипп Иванович Егерман (http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc), - это разработчики ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОСНАЩАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВСЕРЬЁЗ.

20.04.2010. -

А.С. Макаренко. Восьмитомник, т.4 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью". - [...] Я ВИДЕЛ МНОГО ЧУДЕС В ДЕТСКИХ КОЛОНИЯХ, ПЕРЕД КОТОРЫМИ ПОБЛЕКНЕТ ОПЫТ ГОРЬКОВСКОЙ КОММУНЫ ..

ZT. Я подтверждаю приведенное мнение Антона Семеновича о том, что его (Макаренко) опыт в его же время не был уникален. Я, ZT, в этом абсолютно убедился, ознакомившись с публикациями о подмосковной "Юной республике", о саратовском "Красном детском городке", о 189-й ленинградской школе на Крестовском острове (у них была и обширная с/х база за городом). Не следует забывать и "Красные зори" Игнатия Вячеславовича Ионина под Ленинградом.

ZT. Но у меня есть предчувствие, что нас ждут ещё и другие открытия такого же рода.

Виктор Михайлович Опалихин пишет: "высочайшей эффективности воспитательной системы Макаренко".

А на мой взгляд справедливее и объективнее говорить не о "воспитательно-педагогической системе А.С. Макаренко", а о "воспитательно-педагогической системе по имени школа-хозяйство",

внутри которой, да, школо-хозяйственная система А.С. Макаренко лишь значительно выделяется а) командирской системой, б) вообще "лица не общим выражением" и в) рекордсменской на весь мир мощью призыва.

И всё-таки учреждения А.С. Макаренко - это вариант более общего: вариант школы-хозяйства вообще.

Десятки лет у иных пошлых, но остепененных "макаренковедов" встречалось примерно такое:

"Методика А.С. Макаренко может быть применена во всех школах",

что в сущности равносильно нелепице:

"Методика школ-хозяйств может быть применена во всех школах".

Вот цена культа личности А.С. Макаренко.

В http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc я настаиваю: Понятие "Школо-хозяйство-ведение" шире и актуальнее понятия "Макаренковедение".

И надо нам, наконец, от макаренковедения перейти к школа-хозяйство-ведению, как к феномену и объекту изучения более обширному.

Это будет полезно.

--

У А.С. Макаренко, говоря об активе ребят у него, существенно не "подопечный не должен чувствовать себя специально воспитываемым" (принцип незаметности воспитания). Нет, бери круче: у Макаренко (говоря об активе ребят у него) подопечный активист находится в позиции ответственного воспитателя. Подопечный активист у Макаренко не столько активно воспитываемый (а он всё-таки - активно воспитываемый), сколько активно воспитывающий. Да, лица не общее выражение двух интернатных воспитательных учреждения А.С. Макаренко - это прежде всего: разбиение на отряды с командирами, то есть: "командирская педагогика" не просто со словечком "Есть!", но с настолько реальной организационной (вплоть до кастелянской) и воспитательной работой ребят-командиров, что Макаренко ставил вопрос о зарплате им по ставкам воспитателей.

--

А.С. Макаренко, т.5 М.1985 с.314 .. Мы [не - ZT. явная опечатка] можем найти на территории нашего Союза самые разнообразные виды и типы детских домов, начиная от небольшого дома, где живут 40-50 воспитанников, которые пользуются какой-нибудь соседней школой и ничего общего, кроме общежития, не имеют. И есть большущие и сравнительно богатые детские городки, где численность детей достигает до 2500 человек, они имеют чудесные собственные школы, даже целые концерны школ, прекрасно оснащенные мастерские или богатые полевые и животноводческие хозяйства. / Так же отличаются детские дома и в качестве своей работы. Тут мы наталкиваемся на целую цепь учреждений, начиная от наиболее четких и интересных и кончая "приютами", где полно тех же уличных беспризорных, где настоящий преступно-анархический быт и не менее распущенный персонал ..

А.С.М т.4 М.1984 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью", июль 1936 .. Я 8 лет был в колонии им. Горького несменяемым заведующим и 8 лет у меня была в руках коммуна им. Дзержинского .. Кроме этих двух коммун очень много таких же учреждений, не менее удачных .. Я видел много чудес в детских колониях, перед которыми поблекнет опыт горьковской ..

ZT. Вы найдете полное подтверждение сказанному АСМ в 1) и 2) в: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc .

ZT. Мы также помним, что АСМ настаивал и на изучении и обобщении опыта работы в Трудовых колониях для подростков и юношей в системе НКВД.

ZT. То есть, мы видим, что АСМ как бы просил и настаивал: не сосредотачиваться только на нём.

--

Валентина Максакова> Хорошо бы практические материалы излагать по единому алгоритму: проблема (что было не так, как хотелось, трудности)- стратегия - конкретные методы - результаты.

ZT. Тут штука такая. Все интернатные учреждения,

- с производственно-трудовым или без него, -

и все производственно-трудовые для подростков и юношей учреждения,

- с интернатом или без него, -

работали и работают в конкретном "контексте" доставшихся им условий, и этот "контекст" весьма разбросан, весьма различен.

И именно из-за различия условий скорее всего бесперспективно пытаться осуществить алгоритм вычленения: проблема (что было не так, как хотелось, трудности)- стратегия - конкретные методы - результаты.

И в этом смысле меня особенно привлекает путь журнала "Детский дом" 1928-31 гг. Там как правило практики не занимались общими рассуждениями, а 1) описывали "контекст" своей работы и 2) описывали свои методы достижения лучших результатов в условиях этого "контекста".

Ведь методы, которые сработали в рамках одного "контекста" могут даже не иметь смысла в ином "контексте".

Вывод:

1) Приложить к электронному Нового собрания сочинений (НСС) А.С. Макаренко полное электронное переиздание журнала "Детский дом" 1928-31 гг. и его продолжения.

Можно там сделать отсылку и на моё: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc

2) В эту же DVD-пластину НСС Макаренко вставить и практико-ориентированный дайджест журнала военного ведомства "Педагогический сборник" (СПб 1864-1918) РНБ П28/560 , журнал преимущественно по военно-учебным заведениям интернатного типа.

3) Школа и производство. Ежемес. журн. М-ва прос. РСФСР по вопросам трудового воспитания политехн. и производ. образования - 1957- NLR Шифр П29/402. Журнал издавал брошюры для учителей труда (задай поиск: Школа и производство).

Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657. http://zt1.narod.ru/doc/byt-d-d.doc .

--

Нижеследующее из: http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc Учение о педагогике проработки натур. Там текста куда больше.

Воспитание по А.С. Макаренко и по макаренкам всех времен и народов - это не расхлёстанное = невнятное = не экономное расходование = убийство времени a la Иг. Петр. Иванов, а оно (воспитание по А.С.М.) - это, скажем, нужная для России проработка младшеньких и юных натур (! проработка натур !). Нам Сибирь осваивать и заселять, но мы отдадим это китайцам, а сами будем булькать и пузыриться в уютных комнатках дома Облонских.
А.С.М. разделял две разные так сказать вещи: а) вообще воспитание (фоновое воспитание) и б) собственно воспитание = существенное воспитание (специальное воспитание) в полосе ближайшей детерминации … Так сказать "собственной песней" (выражение Маяковского) А.С.М. было, конечно, не фоновое воспитание, а воспитание специальное, воспитание - проработка натур подопечных - в: полосе ближайшей детерминации (! полоса ближайшей детерминации !).
Но есть, конечно, и другие важные составляющие в макаренковском действии.
А.С.М. 19 марта 1923 г. (т.8 М.1986). - Организация перевоспитания малолетних правонарушителей с самого начала, по моему мнению, была поставлена в колонии на правильный путь, доказательством чего являются очевидные воспитательные достижения: это путь трудовой общины, определенно прогрессирующей в разных областях ее жизни (с.246).

ZT. Но это единственно правильный путь вовсе не только лишь для перевоспитания малолетних правонарушителей, но и вообще для истинного воспитания, суть коего ( - суть истинного воспитания - ) - проработка натур (! проработка натур !).
Важнейшие для педагогики воспитания слово-выражения: "упражнение в поведении", "тренинговая линия", "система тренинговых линий", "проработка натур в так сказать гимнастическом зале (выражение А.С.М.) как системе тренинговых линий", "полоса ближайшей детерминации".
Я, ZT, развиваю такое важное в макаренковском: учение о воспитании как проработке натур = воспитании как тренинговой проработке натур (! тренинговая проработка натур !) при помощи нужным образом локально = учрежденчески структуированной полосы ближайшей детерминации.
Квинтэссенция серьезного воспитания (по А.С.М. и вообще) - это плотско-тренинговая проработка натур.

--

Нельзя путать имеющее некоторую важность идеологическое пропагандийское обеспечение воспитательного процесса с корнем воспитания, которое (корень воспитания) в действительности есть всесторонне- координатная и (так сказать) плотская проработка натур.
Как для выработки социально значимого качества человека недостаточно надстроечного (представлений, убеждений), но нужна и проработка натуры человека на некоторую её (натуры человека) глубину, то тако же для исто серьезного познания к/л комплекса недостаточно лишь словесной информации (даже с наглядностью), а необходимо некоторое _плотское_ погружение в реаль-контекст одного из подобных комплексов. То есть познание тогда исто, когда комплекс-объект в нужной степени познан не только словестно-информационно, но и т.ск. "своей шкурой".
ПРОРАБОТКА натуры человечка систематическими (! систематическими !) УПРАЖНЕНИЯМИ в пользу укоренения в ней (в человеческой натуре) позитивных жизненных и социальных ухваток, навыков и привычек = позитивных ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АВТОМАТИЗМОВ до органичного сроднения с ними, - это и только это создает в человечке воспитательный и так сказать оснащательный фундамент.
Моей, ZT, заслугой является обогащение линии и учения А.С.М. новыми хорошо работающими терминами-понятиями, вроде "тренинговая линия жизни", "проработка натур", "вампиловать" ( http://zt1.narod.ru/vampil01.htm ) и прочее. В частности вот и введение мною же термина (понятия) "иллюзорная (поверхностная) воспитанность" (как редиска) представляется мне примером исто весомого терминологическо-понятийного творчества в педагогике.
Термин "проработка натур" суть ключевой термин в истом Макаренко-движении.
Воспитание - это проработка натуры, а натуры прорабатывают тренинговые (и иные) структурные линии в куске жизни, который (локальный кусок жизни в её структурной плоти) выстраивают педагоги для детей. Это в моей терминологии называется: безличностные (вернее, не-личностные) составляющие воспитания. При всей, конечно, при этом, важности и личностных составляющих.
Тренингово проработать нужным ("нутряным") образом натуры всех детей (не-книжных; но и книжных тоже) и не закрыть при этом пути интеллектуального развития детям именно книжным - вот цель воспитательно- образовательного инструментария макаренков всех времен и народов.
Нутряная необходимейшая проработка натур всех и вся, это в воспитании - как гос-стандартный минимум в образовании, но только тут - в воспитании и оснащении.
Скажут, помилуйте, да из тьмы людей, века писавших по педагогике, очень многие настаивали на значении привычек, и вон, мол, и сам А.С.М. цитировал место из В.И. Ленина о том, что люди со временем (c греческими календами) привыкнут работать социалистически, а значит А.С.М. хотя бы в этом исходил то ли, де, из традиционной педагогики, то ли, де, непосредственно из Ленина.
Да, близкие к вышеприведенным утверждения действительно можно встретить у публицистов разных веков, но (!) у них нет макаренковского упорного настаивания на том, что нужно обязательно создавать специальные структуры (! специальные структуры !), в которых стабильно (! стабильно !) обеспечивалась бы такая желательная проработка натур подопечных. И этой вот социальной структуре Антон Семенович Макаренко дал специальное = отдельное название: интернатные пригородные школы-хозяйства. А ведь такое настаивание (именно настаивание, а не просто случайное провякивание), да, именно настаивание на интернатной пригородной школе-хозяйстве, как единственном, что может дать и обеспечить нужную проработку натур подопечных, - да, такое = таковое упорное (! упорное !) настаивание мир встретил только у Антона Макаренко !

Главнейшим недостатком в обеспечении воспитания являлось то, что во всём мире собственно воспитание рассматривалось как что-то попутное, второстепенное, а не как самостоятельное явление, требующее правильно = по А.С.М. налаженного структурно-строительного обеспечения.

Подробности в большущем http://zt1.narod.ru/metodika.htm и в сопутствующих ему моих же файлах.

В "Педагогической поэме" А.С. Макаренко, в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш .. коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны .. + "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128).

ZT. Вот, скажем, ухватки - это не то, что привычки. Но привычки и то, что именуется термином - ухватки, "проживают" в человеках где-то "на одном этаже".

И "жители" этого "этажа" (в человечках) должны быть в человечках изоморфны идеям, мнениям, самомнениям, представлениям, установкам, грезам и тому подобным "вещам", прописанным и "проживающим" на верхних этажах структуры личности (в сознании и т.п.).

И/или наоборот: "жители" верхнего этажа структуры личности (идеи и тому подобное) должны под собой иметь все необходимые (и адекватные) наработки на глубинных этажах натуры той же личности.

Иначе образуются типы в духе "идеальщиков", бесконечно описываемых и высмеиваемых в горестных "комедиях", рассказах и повестях Антона Павловича Чехова.

Наработанное в человечке лишь на верхних "этажах" его (человечка) структуры, но НЕ поддерживаемое изоморфными (этим "верхним" наработкам) наработками же "нижними", то есть наработками на глубинных этажах натуры, - на тех, то есть, "этажах", где "проживают" привычки, ухватки и тому подобное, - такое, будто бы (школой голой учебы или чем другим) в юных индивидиках наработанное (лишь на "верхнем этаже" = лишь в сознании), на деле, - при первом же соприкосновении индивидика с реалиями жизни - 1) окажется пустотой и пустозвонством, 2) обернется и окажется: пустым самомнением, 3) окажется мифом и/или: тем, что хуже, чем ноль, и тем, что: ХУЖЕ, ЧЕМ НИЧЕГО.

--

А.С. Макаренко же, т.4 .. Как нам уже известно, наша дисциплина всегда должна быть дисциплиной сознательной. Как раз в [19]20-х гг., когда такой широкой популярностью пользовалась теория свободного воспитания, по крайней мере тенденция свободного воспитания, тогда эту формулу о сознательной дисциплине расширяли, считали, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только к катастрофе, т.е. убедить человека в том, что он должен соблюдать дисциплину, и надеяться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50-60% успеха. Определяться сознанием дисциплина не может, так как она является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных специальных мер. Думать, что дисциплины можно добиться при помощи каких-то специальных методов, направленных на создание дисциплины, - ошибка. Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации (ZT. В том числе и тренинговой проработки) характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса, считая здесь также такие процессы, как процесс физкультурного воспитания, физического развития и т.д. Рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями, - это значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый .. (с.140-1).

А.С. Макаренко же т.1 .. Все глубоко убеждены, что сознательная дисциплина - благо и что нужно воспитывать именно сознательную дисциплину, а между тем это, безусловно, одно из самых спорных положений .. Дисциплина - это производное очень многих влияний и очень многих образований в сфере человеческой личности. Дисциплина поэтому может быть только конечным эффектом всего процесса воспитания. Ниже добавлено по : Гётц Хиллиг. "Святой Макаренко". Марбург 1984 (с.64). - И как раз поэтому чрезмерное преобладание сознательности в дисциплине говорит прежде всего о ее слабости, о ее сознательной нарочитости. Такой термин, как "сознательная дисциплина", можно употреблять в разговорной речи или в агитационной статье, но ни в каком случае он не может быть точным научным термином, благодаря полному противоречию между понятием сознательность и понятием дисциплина. Ведь по этому типу можно пожалуй сказать и "сознательная воспитанность" или "сознательная ловкость" .. (с.83).
ZT. Тщательней и подробней об этом см. в ПП-2003, в гл. У подошвы Олимпа.

--

А.С. Макаренко - это:

1) построить структуру, а) богатую факторами и б) убирающую рифы воспитания,

2) мобилизовать для воспитания и оснащения каждый фактор.

Н.К. Крупские = тов. Зои = В.А. Сухомлинские ( http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm ) судят по читаемому.

Но и в читаемом они (Н.К. Крупские = тов. Зои = В.А. Сухомлинские) не интересуются итогом:

а) воспитанностью,

б) оснащенностью и

в) самочувствием ребят в учреждении.

Этим читаки Н.К. Крупские = тов. Зои = В.А. Сухомлинские не интересуются, а сосредоточены на: инквизиционном = цензурном выискивании лишь отступлений от канона средств и методов.

Но ведь средства и методы - не самоцель, самоцель -

а) достижения позитивного воспитания ребяток,

б) достижения позитивного оснащения ребяток и

в) достижения позитивного самочувствия ребяток в учреждении.

Если в этом трём - победа, то отступления от канона средств и методов - не имеет никакого значения.

В инспектуру педагогических учреждений принцип: "Победителей не судят!".

--

Два Виктора Николаевича: Шульгин и Викниксор. -
Буза детей против взрослых - рекомендация Шульгина Виктора Николаевича (1894-1965). / (А.А. Фролов) А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания .. ч.1 Н. Новгород 2007 .. Из "Кое-что о самоуправлении…", со стр.293 и далее .. Есть такая книжка Шульгина под заглавием: "Основные вопросы социального воспитания" .. Шульгин утверждает, что на Западе (и у Шацкого) плохо потому, что там самоуправление не выросло из условий детской жизни, конституция [учреждения] не получена в результате борьбы, она дана взрослыми сверху, и ребята это чувствуют. / Было бы понятно, если бы Шульгин писал книгу на французском языке или скажем, немецком, со специальной похвальной целью обдурить немецкую братию. Ведь пишется по-русски, для русских педагогов. Спрашивается, для чего тогда нужно Шульгину вставлять очки российским педагогам? .. Какая обязательная борьба нужна Шульгину для организации конституции, кто должен принять участие в этой борьбе .. / .. Если эта борьба, по мнению Шульгина, необходима для того, чтобы самоуправление было правильное, то как должен отнестись к этой борьбе воспитатель? Вероятно, он должен организовать эту борьбу и сам принять в ней участие в качестве противной стороны. Как он это должен делать - искренне бороться со стремлением детей к самоуправлению или "с понтом", как говорят наши воспитанники. / Очевидно, что искренне он не может это делать, ибо в таком случае его [ZT. и Викниксора] в шею нужно гнать из детского дома, даже не ожидая окончательной победы детского самоуправления. А если "с понтом" то, очевидно, т. Шульгину придется написать еще одну книгу примерно под таким заглавием: "Как нужно педагогу [ZT. типа неврастеника до уровня базарной бабы Викниксора, см. http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ] валять дурака в детском доме, так, однако, чтобы из сего была польза, а не вред" .. / .. Представьте себе, что вы взяли эту книгу [Шульгина] для руководства в настоящем серьезном деле. Открываете главу о самоуправлении и вдруг наталкиваетесь на такое определение самоуправления, при котором вам нужно обязательно заводить какую-то борьбу с вашими воспитанниками .. / .. Хорошо еще (это же совершенно серьезно), что советами нашей педагогической литературы ни один уважающий себя воспитатель не пользуется .. (с.293-297).

--

Маро ( Левитина Мария Исааковна 1881- ). Работа c беспризорными, практика новой работы в СССР. Харьков 1924 г. РНБ 34.86.4.194 ( http://zt1.narod.ru/maro.htm ) .. Заведующий [А.С. Макаренко] говорит, что старшие воспитанники, попав в один отряд с молодым воспитателем, ведут его за собой. Инициатива работы почти целиком исходит уже от ребят .. Делаются предложения одними, дополняются другими. В целом, трудно установить роль педагога: он уже целиком слит с ребятами. Ясно само собой, что между воспитанниками и воспитателями царит теплая дружба и равенство, соединенные с уважением. А заведующего дети глубоко любят; для них он и высший авторитет и любимый друг; за него они готовы пойти на всё (с.64).

Пока Сухомлинский не стремился выделиться "лицом не общего выражения", он занимался общими и типичными вопросами советской педагогики. Но так ведь можно и затеряться среди многопишущей по педагогике массы. И Сухомлинский нашёл свою личную сферу. ЕДСом его (Сухомлинского) писаний стало ошарашенье от такого, как убийства и т.п. Но это уже было писание не вообще по педагогике воспитания (это уже было не писание по педагогике воспитания вообще), а писание по некой специфике.
Previous post Next post
Up
[]