Журнал «Альманах Макаренко» 2009,1 стр.36 низ Иван Синицын: .. Если бы мы осуществили опыт А.С. Макаренко в масштабе всей страны, моральная, политическая, экономическая мощь наша была бы сказочной, удивительной, поражающей весь мир. ZT. Такого рода мечты-замахи встречаются не только у Синицына. "Мечтать не вредно", но не десятки же лет! Ребята-макаренковцы: давайте, всё же, оставаться в области реальности. См. мой (Зиновия Тененбойма) файл
http://zt1.narod.ru/doc/proizvodstvo-tolyko-super-sovremennoe.doc .
--
Отличное от Макаренко . Размежевание Макаренко с иным . "Педагогическая поэма". ИТРК. Москва. 2003 ч.2, из гл. Лирика с.348 .. Хорошо инженерам, врачам, агрономам, сколько всякого ценного добра натащили они из старого мира, сколько у них формул, законов, книг, кабинетов, приборов, сколько солидно скромных имен. А что есть у нас - педагогов? Я несколько лет рылся в жалком наследстве и так-таки ничего и не выбрал, чтобы украсить стены моего [педагогического] дворца .. Не могу же повесить на белоснежной стене "гармоническую личность", или "душу ребенка", или умершую за два месяца до рождения "доминанту", или взъерошенную, страшненькую "сублимацию", или краденный условный рефлекс, от которого на три километра несет собачиной .. [чуть выше] .. Не могу же повесить на белоснежной стене .. ZT. К.Д. Ушинского.
К.Д. Ушинский. "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" ZT. На 90% совершенно не читаемая немецко-переводная вода.
ZT. Преобладает мешанина весьма недалёких мыслей, что во многом характерно для 1. К.Д. Ушинского (у него встречается и дельное), и для 2. В.А. Сухомлинского. Для собственно практиков вся эта странично многотонная масса в конце концов оказывается нулём без палочки.
Из интернета. - Максакова Валентина Ивановна Учёная степень: кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Литературный стаж: 32 года Преподавательский стаж: 20 лет Публикации: печатные работы в области психологии и педагогики Книги: Педагогическая антропология.
Когда: 9 января 2015 в 17:09
Кому: Zinoviy Tenenboim
От кого: Валентина Максакова (url убрал)
[1-е] Очень жаль, Зиновий, что великая книга Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" оказалась Вам не по зубам.
ZT. Правильней: не по желудку. Мой интеллектуальный желудок не способен к самому процессу поглощения объёмов воды-воды из а) "Педагогической антропологии" К.Д. Ушинского и б) безмерной водянистой писанины В.А. Сухомлинского.
[2-е] Между тем, современные студенты не становятся педагогами-гуманистами (и макаренковцами), пока не изучат эту книгу.
ZT. Их заставляют читать эту воду-воду? - Я им сочувствую.
[3-е] АСМ учился педагогике по КДУ [К.Д. Ушинский], а упоминать его вряд ли мог, т.к. советская власть в его время Ушинского ещё не канонизировала,
ZT. При советской власти послушный Антон Семёнович не мог / не смел / страх как боялся упоминать КДУ [К.Д. Ушинского], ибо тогда это было: Страшно, аж жуть! Вл. Высоцкий.
ибо - нравственность, эстетика,
[4-е] вера как основа духовности человека, как самое ценное в нём,
ZT. В христанутости Валентина Ивановна Максакова видать недалеко ушла от супругов Соколовых и С.С. Невской.
целостность человека и пр., на чём стоял КДУ [К.Д. Ушинский], с классовым подходом и насилием.
Валентина Максакова
Когда: 10 января 2015 в 15:13 Кому: Zinoviy Tenenboim От кого: Валентина Максакова (url убрал)
Ваше знание данной работы Ушинского так ничтожно, что я не могу вступать с Вами в диалог.
http://zt1.narod.ru/doc/Ushinskiy-o-vopiyuhe-durackom-v-nyom.doc ZT. Вначале - позитивное по К.Д. Ушинскому. Моя (ZT) критика в адрес К.Д. Ушинского последует в этом файле где-то потом, то есть, где-то ниже.
--
Не так, как в 57-й московской.
Батуев Андрей Михайлович. По зову сердца. Л. Лениздат 1986.112. БАН 1986и/2560.
МЫ ВОЗВРАЩАЛИ ИМ ДЕТСТВО.
В тридцатых годах в конце Кировского проспекта, в здании напротив сада имени Дзержинского, помещался Центральный карантинно-распределительный детский пункт - ЦКРДП.
[:]
Тамара Тамкун - очень красивая пятнадцатилетняя девочка. Стройная, кокетливая, с бархатными карими глазами и вьющимися пышными черными волосами. Отца нет - умер. Мать - геолог; очень строга, даже сурова; часто уезжает надолго в командировки. Еще в семье есть маленькая восьмилетняя сестренка и полуслепая, полуглухая бабушка.
С ТРИНАДЦАТИ ЛЕТ ТАМАРА ПРЕДАЛАСЬ "АМУРАМ". Когда мать уезжала, Тамара, пользуясь тем, что бабушка рано ложилась спать, впускала своих воздыхателей, а чтобы сестренка не проболталась, задаривала ее конфетами. Никаких корыстных целей она не преследовала, а действовала, так сказать, исключительно по велению сердца. Своим "падением" она гордилась, охотно рассказывала девочкам об очередном увлечении. Ее поклонники были вполне взрослые люди - мальчишек-школьников она не признавала. Хотя слушали одноклассницы о похождениях Тамары с интересом, но в глубине души осуждали ее и сторонились. УЧИЛАСЬ ТАМАРА ТОЛЬКО НА "ЧЕТЫРЕ" И "ПЯТЬ" И В ШКОЛЕ ЧИСЛИЛАСЬ КАК ХОРОШАЯ, ОЧЕНЬ СПОСОБНАЯ УЧЕНИЦА. На школьных вечерах она исполняла фортепьянные пьесы. Хорошо рисовала и всегда помогала в оформлении стенгазет.
[...]
К директору школы явился какой-то юный студентик и заявил, что Тамара - дрянь, что она его бросила ради сорокалетнего старика и т.д. и т.п. По-видимому, в пылу ревности он даже не подумал, чем ему самому грозят эти разоблачения.
Вызвали Тамару. Сначала она запиралась, но в конце концов бросила с вызовом: "Не маленькая, с кем хочу, с тем и живу!". Мать отказалась от дочери. Дирекция сочла необходимым убрать ее из школы. И вот прямо, минуя приемник, в старшее отделение поступило это ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ДИТЯ ПОРОКА.
[...]
Вскоре она уже оформляла стенгазету. И здесь, кроме похвалы, ничего нельзя было сказать. И ВОТ Я ПОЧУВСТВОВАЛ ЕЕ ПОСТОЯННОЕ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. В юннатском кружке она стремилась предвосхитить все мои задания. А ПОТОМ ПОШЛИ КАПРИЗЫ, СЦЕНЫ. ОНА ЗАКАТЫВАЛА ИСТЕРИКИ И ВСЯЧЕСКИ СТАРАЛАСЬ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ. Наконец ей удалось вывести меня из душевного равновесия.
После обеда у нас был тихий час, и все ребята, кроме дежурившего возле входной двери, отправлялись по спальням.
ЕСЛИ ОСТАВИТЬ РЕБЯТ БЕЗ ПРИСМОТРА, ТО ТИХИЙ ЧАС ПРЕВРАТИТСЯ В СПЛОШНУЮ КУТЕРЬМУ. Зная это, я обходил все спальни, и ребята понимали, что в мое дежурство озорничать нельзя.
Знала и Тамкун, что я непременно побываю в их спальне.
И вот я поднимаюсь на третий этаж, где помещались спальни девочек, вхожу, и меня словно внезапно ударяют по голове: картинно раскинувшись на кровати, Тамара лежит совершенно голая. "Ах, - жеманно говорит она и не спеша накидывает на себя простыню, - вы бы хоть стучали". - "Это во время тихого часа стучать?" - возмутился я. Ухожу, а на душе какой-то скверный осадок.
Случайность или заранее подготовленная демонстрация? Назавтра, поднимаясь в спальню девочек, я невольно думал: как-то встретит меня Тамара? И все повторилось, только она спала, то есть, конечно, делала вид, что спит.
Ослепительная яркость юного тела циничной девчонки на этот раз уже не ошеломила меня. Я понял, что в этом поединке не могу допустить слабость. Что же мне, не проверять, спят ли девчата, только потому, что здесь появилась эта бесстыдная Лорелея?!
И я взорвался: "Две недели без прогулки. Еще раз повторишь - вылетишь отсюда, как пробка!". Не задерживаясь, я повернулся и ушел.
И странное дело - почувствовал, что выиграл дуэль.
Действительно, в последующие дни она вела себя скромно. А потом за ней приехала смягчившаяся мать. Прощаясь со мной, Тамара заплакала и, уткнувшись мордашкой мне в плечо, прошептала: "Простите меня, что я была такая подлая".
См. мои (ZT..) постинги на
http://tema.livejournal.com/2319273.html?page=4
Элитные школы для детей элит-персон . Неравенство детей в школе . Об этом есть в:http://zt1.narod.ru/doc/O-vshvalitelyah-Vikniksora.docТуда отправил и нижеследующее. -
Из: отзывы о 56-й СПб .
http://www.shkola-spb.ru/biologiya/56-gimnaziya/ Из: отзывы о 56-й . В частности. - Бывшая ученица 31 мая 2014 (20:21) 56-я не самая плохая, но уж точно и не хорошая школа. Посмотрим на статистику, выведенную мною лично. На 30 человек из класса около 20 курят. Ладно бы просто курят, но каждую перемену выходят в так называемую курилку чуть правее от школы. Учителям и охранникам абсолютно все равно. Курят все, и милые отличницы, и изгои, ну и естественно в этой школе нельзя быть классным, если ты не куришь и не пьешь спиртное (а если еще и наркотики - то все, популярность тебе обеспечена). Каждый выезд это просто попойка, которую спокойно созерцают все учителя. Психологическая обстановка крайне тяжелая, дети из необеспеченных семей часто переходят к травле, дабы отстоять место в стаде. Знания - хорошие. С этим не спорю. К экзаменам подготовили отлично, очень удобны ШТК после уроков. Есть учителя очень сильные, хорошо обьясняющие [так в оригинале] и понимающие. Любому родителю на заметку, если отдаете ребенка в 56, будьте готовы потом узнать о его вредных привычках.
http://www.schoolotzyv.ru/shkoly/173-sankt-peterburg/93699-gimnaziya-56-sankt-peterburg ,
http://otzovik.com/review_139794.html Отзыв: Гимназия №56 (Россия, Санкт-Петербург) - Разница очевидна. Достоинства: только преподавательский состав. Недостатки: очевидны. В Петроградском районе города Санкт-Петербурга есть гимназия №56. В 2002 году был создан образовательный комплекс на базе 4 учреждений и дошкольных филиалов. В целом гимназия считается довольно элитным образовательным учреждением. Там работают преподаватели различные звания и регалии как, заслуженный учитель РФ, заслуженный работник культуры РФ. Знаю лично многих из них. это по истине прекрасные люди. Речь идет об основном здании по адресу : Чкаловский проспект дом 35. Но повествование не о качестве преподавания, а о детях, которые обучаются там. Как я уже сказал, гимназия считается элитной а значит и учатся здесь дети родителей, не бюджетной сферы народного хозяйства. Не хочу в какой либо степени обидеть своим рассказом, но не все так там благополучно. Конечно мы, как родители, всегда желаем нашим детям самого лучшего и если сами выросли в нищете, то детей оберегаем от всего и в этом переигрываем. Пару дней назад был свидетелем рассказа про выпускные классы. Поверьте сведения достоверны. Буквально пару зарисовок. Если у одноклассника айфон 4g, то он лох (дословно), т. к. есть уже 4S. И гнобление носит реальный характер со стороны все учеников. Не дай бог, там оказаться ребенку из простой семьи. Девушки меряются стоимостью своих сумочек. Летом все собираются ехать в Испанию. Отсутствие возможности поехать, смертный (надеюсь не буквально) приговор. Несколько лет назад там обучался сын работника прокуратуры. Да, фамилию называть не будем (мы ведь в правовом государстве живем), тем более он уже в Москве. Ему было позволено все. Почти Чикаго...(с конкретными фактами). Подумайте кого воспитают в таких стенах? С годами, полагаю пропасть в обществе будет только расти. Таких примеров учебных заведений, можно найти в любом уголке нашей страны. Где воспитать ребенка, решать конечно нам. Дети, наше будущее, берегите его.
мама выпускницы - 2015-06-24 17:24 Хорошая школа , принимают и учат всех желающих . Для учебы есть все условия, хорошие учителя. Спасибо и низкий поклон. Учились с 5 по 11 класс, переходили внутри параллели 3 раза. Физ-маты посильнее классы, как впрочем и везде. июнь 2015.
--
Из
http://zt1.narod.ru/doc/proizvodstvo-tolyko-super-sovremennoe.doc .. ZT. Проектирую ужастик. Макаренковский конкурс 1-5 апреля отчасти (! отчасти !) превращается в конкурс школ просто по их (школ) умению как-то и в чём-то отхватить для школы деньжат. Как это связывается с требуемым А.С. Макаренко наличием труда-заботы ребят (причём, всех ребят, а не малой лишь толики их) и позитивной проработкой натур ребят (причём, всех ребят, а не малой лишь толики их) - мало кто задумывается. Дойдёт, пожалуй, до того, что какой-либо директор под восторг публики будет рассказывать как он при школе организовал "Деньги взаймы до зарплаты", а из старшеклассников, соответственно, организовал группу бандитов- коллекторов- вышибал. Деньги верные. И они не пахнут.
ZT. Читать там дале, дале, дале.
http://zt1.narod.ru/doc/Halyapova-Alina-Galimovna-ey-ura.doc Антон Семёнович Макаренко не раз добывал для учреждения средства и деньги так сказать на стороне. И Халяпова Алина Галимовна тоже.
--
http://zt1.narod.ru/doc/Jiganov-Syeomochkin-Celicheva.doc Макаренко Альманах № 1 за 2008 г.
Нина Целищева. Очерк о сельской школе села Рождествено Гатчинского района Ленинградской области, директор Николай Васильевич Жиганов. Стр.122 и дале.
[ ZT. С моими мизер-вкраплениями по: Вл. Набоков о Достоевском ].
ZT. Статья ценная !!
--
ZT. О казусе мало-эрудированности чи неразборчивости составителей Макаренко-Альманахов. -
ZT. В : Макаренко Альманах 2009,1 со стр.37 дифирамбическое Александра Радова в адрес В.А. Сухомлинского.
ZT. В моём файле
http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm В.А. Сухомлинский "по косточкам" разобран мною, Зиновием Тененбоймом, как хронологически первый, .. в духе поганца Юрия Азарова, .. как хронологически, говорю, первый клеветник на А.С. Макаренко.
ZT. В указанном моём файле пресловутый Сухомлинский "по косточкам" разобран мною, Зиновием Тененбоймом, и как "1. врун, 2. болтун и 3. хохотун".
--
Это по теме: физические наказания / физические воздействия в педагогическом процессе, - и вообще, и у А.С. Макаренко.
РНБ Нз Ш6(2=Р)/С-247 , Л1 Ч612.3(2)/С-247 , 82-5/1932
Свисток : Собр. лит., журн. и др. заметок : Сатир. прил. к журн. "Современник", 1859-1863 / Изд. подгот. А.А. Жук, А.А. Демченко. - М : Наука, 1981. - 591 с. : ил., факс. ; 22 см. - (Литературные памятники). - Библиогр. в примеч.: с. 432-572. - Указ. имен и период. изд.: с. 574-586
[ZT. не я] .. "Грустная дума гимназиста…" (сатирическое стихотворение Н.А. Добролюбова) связана с обстоятельствами пребывания Н.И. Пирогов на посту попечителя Киевского учебного округа. Будучи принципиальным противником телесных наказаний в педагогике, он не смог сломить реакционных воззрений на этот предмет со стороны своего ближайшего служебного окружения и пытался хотя бы ограничить сечение во вверенных ему учебных заведениях рамками специально изданных "Правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа". Этому печальному компромиссу посвящены две ст. Добролюбова в "Современнике" 1860 №1 и №8 ("Всероссийские иллюзии" и "От дождя да в воду"). Было также ряд выступлений Герцена в "Колоколе" (1861, л. 98-99, 100; 1862 л.118) .. Однако кое-кто увидел в позиции Н.И. Пирогова позитив. - "Здесь сказалось … уважение к коллегиальности", "и это лучше, чем, пользуясь своей властью, делать все по собственной фантазии". Письмо в редакцию "Московских ведомостей" из Полтавы. - МВ, 1860, 18 мая, № 108 [с. 463].
Я ZT. Физические воздействия - всегда достаточно широко распространенная социальная, бытовая, педагогическая реальность, характерная для всех веков и для всех слоев населения. Истинный социолог никогда не будет воспринимать некую серьезную реальность только чисто эмоционально. Николай Иванович Пирогов (1810-81) будучи еще в педагогике человеком для педагогики внешним, частным, эмоционально в высшей степени отрицательно относился к розге. Но когда после опубликования им в "Морском сборнике" шумной [ZT. но ерундовой] статьи "Вопросы жизни" его уговорили возглавить Киевский учебный округ, то тогда Пирогов столкнулся с проблемой розг в гимназиях как с социологической реальностью, и понял, что абсолютное неприятие розги в гимназиях - это:
"гладко только на/в с-л-соловейчиковских = в-а-сухомлинсковских (всех времён и народов) бумагах, забывающих про овраги, но реально-то - по ним ходить",
и он (Н.И. Пирогов) с оговорками, но совершенно официально разрешил в экстремальных случаях применять в гимназиях Киевского учебного округа розгу,
на что Добролюбов откликнулся стишком от имени ученика. -
[ZT. не я] Николай Александрович Добролюбов (1836-61), "Грустная дума гимназиста лютеранского исповедания и не Киевского округа". - Выхожу задумчиво из класса Вкруг меня товарищи бегут Жарко спорит их живая масса Был ли Лютер гений или плут / Говорил я нынче очень вольно Горячо отстаивал его… [Лютера] Что же мне так грустно и так больно? Жду ли я, боюсь ли я чего? / Нет, не жду я меры гувернёра И не жаль мне нынешнего дня… Не хочу я брани и укора - Я б хотел, чтоб высекли меня!.. / Но не тем сечением обычным Как секут повсюду дураков А другим, какое счел приличным Николай Иваныч Пирогов / Я б хотел, чтоб для меня собрался Весь педагогический совет И о том чтоб долго препирался: Сечь меня за Лютера иль нет? / Чтоб потом табличку наказаний Показавши молча на стене Дали мне понять без толкований Что достоин порки я вполне / Чтоб узнал об этом попечитель [Н.И. Пирогов] И, лежа под свежею лозой Чтоб я знал, что наш руководитель [Н.И. Пирогов] В это миг болит о мне душой...
ZT Зиновий Тененбойм. О проблеме / о реалиях физических воздействий в педагогических процессах найдёте разный материал в моём файле
http://zt1.narod.ru/rozg_.htm (там и отсылки).
Пирогов Николай Иванович 1810-1881 о розгах. Ищите в :
http://zt1.narod.ru/winrar/Pirogov-N-I.rar .
См. и
http://zt1.narod.ru/doc/fizich-vozdeyst-u-Makarenko.doc Физические воздействия у А.С. Макаренко.
--
Лялин Натан Александрович [1902 - 18 июля 1992] Из машинописи Н.А. Лялина. 1947 г. - .. Важно, чтобы общественная деятельность учащихся, проводимая ими через ученические организации была ненадуманной, а действительно необходимой, полезной, понятной и посильной учащимся, чтобы она воспитывала бы и учила школьников. Возьмем, например, часто практикующееся в школах привлечение учащихся к уборке школьных помещений. Целесообразность этой меры оправдана лишь тогда, когда в школе не хватает уборщиц. При этом обязательным условием является то, чтобы детям было сказано, что в школе не хватает уборщиц, что они должны и могут в этом помочь школе и т.д. Далее обязательно, чтобы их работой кто-либо из взрослых руководил, показывал, как ее делать, чтобы ребята были снабжены необходимым инструментом, чтобы от нее были бы освобождены физически слабые, чтобы дети были заранее предупреждены об этой работе и имели возможность прийти или припасти для ее выполнения рабочую одежду, чтобы кто-то оценил и принял эту работу. От так организованной работы будет польза и школе и детям. А если уборщиц в школе достаточно, то стоит ли практиковать это дело? Не стоит. Приучение детей к такому виду самообслуживания, как мытье полов и уборка помещения, школа может и не практиковать. Это делает и должна делать семья. И это будет естественнее, разумнее и целесообразнее ..
ZT. Можно поставить перед ребятами такого рода выбор. Чтобы совершить в каникулы походы / экскурсии - нужны деньги. Предлагаем: дирекция сократит уборщиц, ребята качественно убирают классы и всю школу, а деньги положенные уборщикам, получают в своё коллективное пользование на походы / экскурсии в каникулы.
Из интернета > Учитывая весь свой опыт, я сделала выводы и приняла решение: тупо заставлять. .. В данный момент всё просто: поели - убрали. Точка. Убрали и позвали меня проверить. Мама не домработница, убирать за вами не нанималась. Хотите играть в компьютер? Я зайду и проверю комнату. Нет уборки - нет игры. Семья это единое целое: я готовлю, вы убираете, всё честно. И всё очень жестко. И, знаете, дети приняли новые правила игры настолько спокойно, что глубоко в душе я сама поражена. Моя уверенность и непоколебимость лишила их возможности ныть и спорить. .. Переломный момент у меня наступил на днях, когда я поняла, что они убирают, чтобы сделать приятное МНЕ. Янка разобрала веранду, зная, что я от этого просто обалдею. Вовка зашёл на кухню, когда я утром варила себе кофе, и начал загружать посудомойку: "Ты же любишь кушать в чистоте". Это - проявление любви и это очень дорогого стОит... Видите - не сломал их мой деспотизм и безжалостность. :) .. Да, я поставила их перед фактом - уборке БЫТЬ, но я же и всегда даю искреннее положительное подкрепление - хвалю их, очень хвалю, с настоящей радостью и гордостью. .. Пишу эти строки, а мальчишки убирают кухню. =) Что сказать - я счастливая мама! )) .. Она снова: просто тупо приучить и всё, без вариантов .. / skarapey > очень часто так бывает, что нужно просто заставлять) вырабатывать привычку. дрессировать)) не гонять плетью, как зверей, а поощрять за хорошую работу чем-то лакомым, не обязательно едой. хвалить за чистоту почаще и погромче) и постепенно дитё привыкнет и уже не сможет находиться в грязи и беспорядке.
Фрагменты из
http://zt1.narod.ru/doc/IONIN-kniga-zt.doc "Правда" 4 апреля 1936 г., на с. 2 письмо учителя В. Ткачева "Ненужная обуза". - .. Проводимый нами политехницизм выливается в частичное "плотничество" .. Директор отвлекается от учебной работы, а учащиеся от этого "хозяйствования" остаются неграмотными ..
ZT. Нет уж, нет уж! ТАКУЮ "логику" не принимаю! Ребята будут неграмотными не от плохого хозяйства, а от плохого директора. Если директор маленькое хозяйство не может наладить, то и нормальную учебу он тоже наладить не сможет! Ткачев совершает ПОДМЕН ЛОГИКИ. Неужели от вне- и после- учебного развращающего вампиловского (
http://zt1.narod.ru/vampil01.htm ) безделья и разгильдяйства ребят станут лучше учиться в классе? Диалектика такова: дисциплина здорового и успешного внеурочного хозяйствования переходит в дисциплину в школе, в учебе. И наоборот, - РАЗГИЛЬДЯЙСТВО ВНЕУРОЧНОГО БЕЗДЕЛЬЯ И ВАМПИЛОВЩИНЫ ПЕРЕХОДИТ В РАЗГИЛЬДЯЙСТВО В ШКОЛЕ, В УЧЕБЕ.
В. Ткачев. .. Наркомпросу необходимо заняться .. вопросами серьезно, уточнить программы трудового обучения в смысле их расширения и индустриального углубления, в плановом порядке дать возможность учащимся ПУТЕМ ЭКСКУРСИЙ (!) обогащать себя знаниями...
ZT. Итак, заменить в школах "узкие" пришкольные хозяйства "широкими" ЭКСКУРСИЯМИ, - это-то, мол, ГЛАЗЕНЬЕ ПРАЗДНЫХ ТУРИСТОВ - и будет (де и вот) "трудовой учебой и трудовым воспитанием"!
ZT. В. Ткачев единственно и очень серьёзно прав только в одном: да, пришкольные хозяйства ни в коем случае нельзя внедрять административно = без разбора = всюду где ни поподя = методом хрущёвской кукурузы.
Надо принять за постулат: макаренковско-учрежденческое возможно в варианте многочисленных или немногочисленных, но: ИМЕННО И ТОЛЬКО - ОТДЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ, а иные вожделения всегда обернутся лишь хрущёвско-кукурузными потугами. Внедрение не в массовом порядке, а только точечно: там, где для подростково-юношеской исто макаренковской локально-воспитательной СТРУКТУРЫ (рабоче-крестьянского образовательно-воспитательного корпуса = пригородной макаренковской школы-хозяйства) сошлись все необходимые а) локально-субъективные и б) локально-объективные предпосылки. Иное даст профанацию = дискредитацию.
--
Медицина и социальное. В медицине важное: "не навреди". В медицине важное: диагноз. Прежде чем что-то начать собственно делать над больным, нужно провести исследование, установить диагноз. Самонадеятельно- небрежно- спешно- поверхностно- сходу- принятый вывод о причине болезненного состояния пациента (неверный диагноз) часто оборачивается вредоносно-необратимыми действиями такого горе-врачевателя. Но так и в бытовых и в не бытовых коллизиях: не торопись сразу что-то исправлять, продумай диагноз, а то не исправишь, а ещё хуже, необратимо, напортишь, как это у меня, Зиновия Тененбойма, бывало и в моей работе слесарем аварийной службы Ленгорвода (31 год подряд), и с сантехникой в быту. Но предваряющие исследования (диагнозирования) важны не только в технике, но и, скажем, в выборе супруга/супруги, и во многом-многом социально важном, включая действия педагогические.
--
Дополнения будут.