Вчера за стаканом чая общался с приятелем, у которого в собственности 7 «точек» в трёх торговых центрах, и рассказал он мне свою страшную историю: в первые же дни «карантина» съехали все. То есть все 7 арендаторов одновременно, не сговариваясь, собрали свои пожитки и свалили в закат. Причём, не просто переехали куда-то, но всё - финита ля комедия: остатки распродают из дома через «Авито» себе в убыток. Вероятность, что после окончания «самоизоляции» они вернутся - почти нулевая…
Нет, вообще, всё давно к этому шло. Купил он эти «точки» в конце «нулевых» на фоне прошлого кризиса с приличным дисконтом и в тот момент это казалось невероятно удачным приобретением. «Точки» эти располагались в популярных в тот момент торговых центрах эконом-класса, у них была отличная «проходимость» и у чувака была уверенность, что теперь он до конца жизни горя знать не будет. Но судьба всегда смеётся над нашими планами 😆
Во-первых, несмотря на то, что эти торговые центры пользовались популярностью, там был нюанс - они были построены в конце 90-х и в начале 2000-х в формате обычного «крытого рынка». То есть минимум концепции и функционала, тупо: отделы-клетушки в несколько длинных рядов, туалет и кафешка с беляшами и хотдогами - всё. Для непритязательных провинциалов на протяжении длительного времени этого было достаточно, но потихоньку кругом строили всё более и более современные универсальные торговые комплексы, а после окончания кризиса в период с 2011 по 2015 они росли уже просто как грибы после дождя - в каждом, даже небольшом микрорайоне появлялся свой новый торгово-развлекательный центр - покупатели плавно перетекали в них. Поэтому с началом текущего нашего концептуального противостояния с Западом и после очередной девальвации рубля всё стало уже совсем плохо: у людей денег с каждым годом всё меньше, поток клиентов становился всё жиже, дальние углы этих ТЦ опустели, размер аренды приходилось постоянно снижать, коммунальные расходы и налоги при этом только увеличивались - прибыль стала почти символической.
Причём, тенденция стала понятной ещё 5-6 лет назад, но уже тогда нормально продать эти «точки» было нереально. Проще сохранить в собственности и надеяться на какую-то реконструкцию этих торговых центров в будущем…
Вторая проблема, которая подкосила этот формат бизнеса - его неактуальность. Это раньше все ходили одеваться на рынки, где было относительное разнообразие и доступные цены (в сравнении с редкими «фирменными» бутиками), но сейчас в любом ТРК есть и широкий выбор, и низкие цены. Подавляющее большинство брендов, которые широко рекламируются и представлены в каждом нашем торговом центре - это
российские компании (федеральные «сетки»), которые отшивают свои вещи в Азии, как правило, но изо всех сил делают вид, будто бы их продукция - это нечто «европейское» (всё вот это: Baon, Befree, BGN, Finn Flare, Gloria Jeans, Henderson, Incanto, Incity, Kanzler, Love Repablic, Orsa, Ostin, Oggi, Ritter, Savage, Tom Farr, Van Cliff, Vis-à-vis, Zarina, Zolla и так далее и тому подобное). То есть в общем среднем - это примерно такое же дешёвое гавно низкого качества, как и тот стрёмный турецкий ширпотреб, который раньше традиционно продавали на рынках. Но при этом у нового формата более яркая и привлекательная упаковка, которая дарит покупателям приятное ощущение, будто бы они перешли на следующий качественный уровень. Поэтому «крытые рынки» медленно, но неуклонно загибались…
Справедливости ради надо отметить, что их ассортимент (
в этих постепенно деградирующих торговых центрах) и вправду уже не выдерживал никакой критики, поскольку, ради возможности конкурировать по цене с крупными вышеперечисленными брендами, «челнокам» приходилось покупать в Турции всё более дешёвый товар, который по качеству уже всё меньше отличался от того мусора, что возили другие «челноки» из Китая и Вьетнама. Тем не менее, неожиданная скоропостижность их одновременной смерти вызывает неприятное изумление…
Но даже не от вышеописанной ситуации этот чувак больше всего охреневает. Всё ещё хуже у его жены, которая подрабатывала на дому турагентом. То есть у неё было ИП и она через группу в Ватсапп и страничку в Инстаграм довольно успешно продавала туры со своей копеечной комиссией. И вот сейчас, когда всё встало, у неё трындец: при отмене тура она обязана немедленно вернуть все деньги туристам, а ей лично эти деньги никто пока не возвращает. То есть авиаперевозчики, отели и крупные туроператоры все хором сказали своим агентам-посредникам: «Идите на хер! Денег нет, но вы держитесь…»
Нет, понятно, что все выкручиваются, как могут, в том числе перебронируют туры на попозже (есть даже варианты на следующий год). Кроме того у нас есть Ростуризм, которому
правительство вроде бы выделило деньги на помощь отрасли. Кроме того имеется, в конце концов, страхование ответственности туроператоров: согласно Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» уже в течение нескольких лет формировались сразу 2 страховочных фонда - фонды персональной ответственности туроператоров (
статья 11.6) и общий резервный фонд (
статья 11.4). То есть вроде бы всё должно пройти цивилизованно и спокойно - система готовилась к подобной ситуации. Но… Как это всё будет работать и сработает ли нормально - очень не понятно. А многие возмущённые клиенты каждый день истошно вопят - требуют вернуть им деньги здесь и сейчас. И что ей делать?!
Эта «жена друга» продала туров на несколько миллионов. Страшно себе представить какая ситуация у среднего турагентства, где объём таких обязательств может исчисляться десятками и сотнями миллионов. А если им реально хотя бы часть денег не вернут и не компенсируют? Ну, типа, обанкротились или тупо отморозились контрагенты там где-нибудь на Кипре или в Турции, или ещё что…
Можно предположить, что туротрасль в том виде, как мы её знаем, если не умрёт, то радикально изменится. Выживут явно не все. Конкуренции в России станет ещё меньше 😬
А как ваш бизнес переживает «карантин»?
#коронавирус #карантин #самоизоляция #банкротство #среднийималыйбизнес #малыйбизнес