Долой стыд!

Feb 21, 2019 09:01

Вдогонку к этой теме.

На заре существования СССР происходили не только радикальные идеологические, политические и прочие структурные трансформации, но и значительные социально-психологические перемены. В том числе в начале 1920-х годов в СССР пыталась свершиться сексуальная революция, которая чуть было не привела к дискредитации института семьи и брака благодаря появлению организаций, пропагандирующих альтернативные культурные ценности. Таким в частности было общество «Долой стыд!», участники которого маршировали обнажёнными по улицам Москвы (и не только), демонстрируя свободу от «буржуазных предрассудков».

Общество «Долой стыд!»: как после революции 1917 года в СССР боролись с буржуазными сексуальными предрассудками

В начале 20-х годов в новом обществе продолжались бурные дискуссии по половым вопросам, активнейшее участие в которых приняли многие большевистские теоретики. Тогда и получила особенное распространение так называемая «Теория стакана воды» (или теория «бескрылого эроса»), которая гласила: в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды.

Поклонники этой теории отрицали «любовь» и пропагандировали свободный секс, предвосхитив хиппи. Данную теорию активно поддерживали Александра Коллонтай, Инесса Арманд и Лиля Брик, которые стали идейными вдохновителями советского общества «Долой стыд!». Ещё одним из идеологов и основателей движения был друг Льва Троцкого, революционер Карл Радек (некоторые современники называли Карла Радека «эротоманом с крайне отталкивающей внешностью»). Это как раз он возглавил колонны обнажённых «людей новой формации», марширующих по Красной площади в 1925 году.

Кстати, часть общества откликнулась на новую революционную идею весьма охотно, особенно молодёжь...

Активисты общества «Долой стыд!» регулярно устраивали акции в Москве и в некоторых других городах: группами по 6-10 человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперёк обнажённого тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На дамах, как и на мужчинах, не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов.

«Голые демонстрации» проводили не из-за бесстыдства или бессмысленной раскрепощённости, а с фундаментальным идеологическим обоснованием: «Одежду носят наживающиеся на эксплуатации буржуи. Мы - не буржуи, поэтому должны отвергнуть одежду». Мотивацией служили даже идеи дарвинизма: «Человек произошёл от обезьяны. Значит, люди - животные. Животные не носят одежду. Следовательно, мы тоже не должны носить одежду».

В Краснодаре, по воспоминаниям очевидцев, в 1922 году происходило следующее: «Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд!», оратор на площади кричал с трибуны: «Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы - дети солнца и воздуха!». Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну. Говорят, что «сына солнца и воздуха» сильно избили».

Обнажённые «долойстыдисты» не только маршировали по улицам, но и ездили в таком виде в общественном транспорте, ходили в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Так писатель Михаил Булгаков в сентябре 1924 года оставил в дневнике такую запись: «Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд!». Влезли в трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась». Художница Северцова-Габричевская рассказывала об этой же примерно истории: «Когда увидели голых людей посреди улицы в Москве с повязкой только «Долой стыд!» кто-то из прохожих хохотал до слёз, а кто-то плевался и ругался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали у прохожих: «Это что же? И нас заставят раздеться?».

Самые массовые демонстрации проходили в 1924-1925 годах. В них принимали участие около 10 000 человек. Они выступали с такими обращениями к народу: «Мы уничтожили чувство стыда! Посмотрите на нас, и увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков!»

Документов об этом движении сохранилось очень мало. Преимущественно, это воспоминания современников. Историки объясняют данные обстоятельства так: «Партия в последующем очень негативно относилась к тому периоду, когда в том числе её функционеры пропагандировали сексуальную свободу и распущенность. Достать снимки, протоколы и документы об обществе «Долой стыд!» труднее, чем многие важные архивные документы НКВД. Фотографии демонстраций на Красной площади, - а их несколько десятков, - так упрятаны в недра архивов, что до них не докопаться…»

Это же время (начало 20-х годов) было отмечено, кроме всего прочего, небывалым ростом количества изнасилований и убийств женщин, отказывавшихся удовлетворить потребности мужчин в «свободной комсомольской любви». Такие случаи попадали на страницы уголовной хроники, однако многие журналисты и литераторы с явной симпатией относились к идее свободной любви и пропагандировали превосходство физического влечения полов над духовным, а иногда и вовсе отрицали духовную близость, считая её пережитком буржуазной морали.

Одновременно исследование показало, что количество внебрачных детей выросло в несколько раз, и поистине катастрофично распространились венерические заболевания. Так в 1924 году в Московском Коммунистическом университете после обследования выяснилось, что более 40% студентов болели триппером, а примерно 25% одновременно - и триппером, и сифилисом.

В народе движение «долойстыдистов» не вызывало ничего, кроме возмущения. В конце концов, на это пришлось обратить внимание и партийному руководству. Ленин написал: «Хотя, я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая «новая половая жизнь» кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости». Клара Цеткин огорчённо цитирует его же в своём дневнике: «От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская... Спасибо за такой марксизм. Ничего подобного марксизм не подразумевает».

Как с давних пор водится в России, первым высказался по данному поводу глава ведомства, никак не относящегося к правоохранительным - Нарком здравоохранения вынес обществу «Долой стыд!» такой вердикт: «Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения. Во-первых, жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, то это будет самая настоящая «революционность»... Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения - нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь... В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности».

После этого маятник окончательно качнулся в другую сторону.

В 1924 году психиатр Залкинд публикует свои знаменитые «12 половых заповедей революционного пролетариата». Получившие в последствии одобрение Партии, именно на основе этих «заповедей» и строилась много десятилетий потом половая жизнь в СССР, суть которой позже очень ёмко выразила одна дама во время известного международного телемоста: «У нас секса нет!»

Кстати, вот сам Половой Кодекс советского народа:

1. Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата.
2. Необходимо половое воздержание до брака, а брак лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (то есть 20-25 лет).
3. Половая связь - лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
4. Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих.
5. Половой акт не должен часто повторяться 😳😁
6. Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия 😱😆
7. Любовь должна быть моногамной, моноандрической (одна жена, один муж).
8. При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребёнка и вообще помнить о потомстве.
9. Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально полового завоевания.
10. Не должно быть ревности. Половая любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейной близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.
11. Не должно быть половых извращений (прим.: тут ещё надо бы понять, что именно имеется в виду) 🤣🤪
12. Класс, в интересах революционной целесообразности, имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всём подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всём его обслуживая.

После этого наступление на «половые излишества и извращения» только ускорилось.

В 1929 году был фактически «закрыт» жанр советского «ню» в фотографии и живописи. И сразу же начались репрессии в этой сфере: одних отправили в тюрьму «за распространение порнографии», других в ссылку, третьих лишили права заниматься профессиональной деятельностью, оставшихся припугнули...

Контроль ужесточался, свободы сужались... Сейчас неизвестно точно, когда именно общество «Долой стыд!» самораспутилось, но это произошло спустя год-два после знаменитых хождений голых людей по Красной площади. Чаша терпения народа и руководства Партии была переполнена. Это не было только идеологическим волевым решением, к этому вёл простой здравый смысл. Грандиозный эксперимент провалился и экстренно сворачивался.

В 1934 году вновь было введено уголовное наказание за гомосексуализм. В 1936 году были запрещены аборты. Государство прибирало к рукам временно распоясавшихся граждан…

Что было дальше, мы и сами уже примерно знаем





#ДолойСтыд #12половыхзаповедейпролетариата

#ДолойСтыд, семья, занимательное, секс, #12половыхзаповедейпролетариата, революция, СССР

Previous post Next post
Up