Эльбрус с севера

Aug 14, 2018 02:20


Поворот наЭльбрус для нас с Людой - это особенная гора. В 2014 году мы здесь познакомились. Познакомились в группе Кости Павленко, с которым решили взойти и в этом 2018 году.
Перед восхождением на Эльбрус мы решили сходить единичку по Загеданским озёрам, для акклиматизации.



Перевал Загеданских Озёр (2700 1А)

Виды по пути на Джилы-Су, конечно, очаровывают! Места красивейшие, то и дело хотелось остановиться, чтобы полюбоваться этими местами, но наш Паша «давил на газ», а точнее на тормоз, пока мы не остановились в конце серпантина у двух источников (сразу у дороги - просто чистая вода из горного ручья, а ниже - минеральная) и ларька с хычинами.



После спуска по серпантину все останавливаются тут, вдыхая свежий ветер плавленных тормозных колодок

В долине нарзанов мы остановились и перераспределили всё имеющееся у нас снаряжение и провиант друг между другом и вышли в путь. Прошли немного по трассе, миновали купели и, наконец, пошли в горку. Оказалось, что незадолго до нашего приезда смыло мост к поляне Эммануэля (место базового лагеря), поэтому нам предстояло после первого подъёма по грунтовой дороге свернуть влево - на тропинку через Калинов мост. В дождь с тяжёлыми рюкзаками тут может быть опасно.



Калинов мост - узкий проход через глубокое ущелье, образовавшийся из обвала отторженцев и камней

Долго ли, коротко ли - дошли мы до базового альплагеря (поляна Эммануэля - 2500 м) и поставили палатки рядом с забором и норками вездесущих сусликов. Суслики - отдельная тема. Лучше, наверное, оставить им что-то открытым из крупы, иначе эти негодяи могут и рюкзаки прогрызть в поисках пожрать!
Напротив большим лагерем стояли юнармейцы из славного города Георгиевска. С ними мы будем вместе почти постоянно, о чём ни разу не пожалели. Костя с братом Саней приготовили нам вкусный ужин. Кто-то из москвичей искупался в Серебряном источнике. Вода в нём минеральная и считается целительной. Позже я тоже в него занырнул - очень хорошая вода! Тут же нам впервые приоткрылся доселе скрытый тучами Эльбрус.



Вид на Эльбрус из базового лагеря (поляна Эммануэля)

День второй - у нас по плану был первый адаптационный выход и одновременно заброска в лагерь штурмовой. Основная тропа  наверх начинается от лагеря, идёт вдоль ущелья. Тропа без сильных подъёмов выходит на поле, известное, как «Аэродром». В невысоких скалах впереди справа есть пара лабиринтов, подобных тому, что мы встретили на г. Бештау.
Хорошая дорога через аэродром увы не вечна, и скоро начинается первый затяжной подъём. Ближе к верху которого тропа разделяется - левая уходит на т.н. Грибы, но из долины, по которой она идёт есть удобный подъём на основную тропу. Нам с Людой этот вариант показался намного более удобным, чем тропа направо - с большими камнями.



Вид на "аэродром" с развилки троп (налево по небольшой долинке тропа на Грибы, и в обход основной тропы)

Наверху тропа какое-то время снова идёт по более-менее ровной каменистой поверхности, пока ближе к подъёму снова не разветвляется. Прямо на каменистый склон (и потом, наверху налево) идёт основная тропа, которая выходит к той части штурмового лагеря, что возле вагончиков МЧС. Направо по длинной марене вдоль длинного ледника уходит тропа, которая выходит к Северному Приюту.



Разветвление троп на вагончики МЧС (слева) и Северный приют (справа)

Основная тропа, несомненно, лучше (на то и основная). Тропа к Северному приюту, проходя марену, выходит на участок осыпного склона с которого то и дело летят камни. Более сильный камнепад начинается тут примерно после 12 часов, когда снег вверху подтаивает. Тропы местами нет. Местами с тропой можно спутать прорезанные камнепадом борозды. Поэтому смысл тут идти есть только если нужно попасть именно в эту часть лагеря.



Последний крутой подъём к штурмовому лагерю - основная тропа, петляющая меж камней

Основная тропа петляет по склону меж камней, но большей частью либо очевидно видна, либо протурена. Лишь верхний её (завершающий) этап немного путанно проходит меж больших валунов, а потом начинается уже выход по склону в лагерь (удобней придерживаться не верха склона, а его западного края - тропа петляет здесь).
Наверху (высота 3700 м) неподалёку от «домиков» МЧС нас уже ждали ребята. Костя с Саней, как обычно готовили что-то покушать, и мы хорошо перекусили, а потом Костя поставил свою штурмовую палатку, и мы сложили туда заброску (включая штурмовые рюкзаки). Рядом снова палатки юнармейцев из Георгиевска. Погода пока радовала... пока радовала.



Перекус в штурмовом лагере

На третий день мы должны были дойти до штурмового лагеря. Тропа уже знакомая, и с учётом вчерашнего подъёма на 3700 не должна была бы вызывать трудностей. Если б не рюкзаки, конечно. Так что пришлось нам снова попотеть. Первый сложный подъём облегчили боковой тропой. А дальше пошли тропой через морену - тогда мы ещё не знали, что она сложнее и думали: «Раз туда немцев повели, значит, должна быть проще». А их туда повели, потому что на Северном приюте условия комфортней, а тропа именно туда выходит. Хорошо, что нам встретились двое бразильцев под руководством Романа из Москвы. Они подсказали, где камнепад (один чумоданчик всё же чуть не прилетел к нам, хорошо одна из скал прикрыла), а потом мы шли следом за ними и так не потеряли тропу. Наверх мы выбрались кажется даже не последними. Кому-то из московских парней на подъёме сплохело.



Весь штурмовой лагерь представляет из себя вот такие лабиринты - места для палаток

Вечер выдался тихий. Вкусно поужинав, все занимались своими делами и готовились к акклиматизационному выходу. Я приготовил чаю для нас и ребят из Москвы. Напрасно мы не подогнали заранее все завязки и застёжки на фонариках и кошках - перед выходом пришлось повозиться с ними.



Рассвет на пока ещё замёрзшем склоне

На акклиматизационный выход мы, как тихоходы, вышли раньше остальных примерно на час. Путь наш проходил сначала меж двух ручьёв, протекающих по льду, затем поворачивал к концу морены (на которой есть свой отдельный от основных маленький лагерь), дальше выход на зону трещин. Кто бы мог подумать, что на высоте 4200 могут течь ручьи по льду. К первому месту, где обычно останавливаются отдыхать (у шасси вертолёта на скале) нас уже обогнали Саня и Паша.



Шасси от вертолёта - тут все снимают верёвки и одевают их на обратном пути перед зоной трещин

Чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер и тем холоднее становилось. Приходилось переодеваться. И делать это приходилось быстро, потому что, как только останавливаешься и начинаешь что-то снимать, очень быстро замерзаешь. Поэтому правильный подбор одежды - это краеугольный камень для желающих взойти. Подъём давался мало того, что не просто так ещё и всем в разной степени. Дойдя до нижних Ленца, мы спрятались в скалах в ожидании отстающих. Костя стоически встречал всех на тропе на ветру. На этом этапе двое из нас решили окончить восхождение и начали спускаться. Остальные после отдыха продолжили подъём до конца средних скал Ленца, где, наконец-то, нашли укромный закуток за скалой. Тут и остановились на финальный отдых перед спуском.



Последняя скала на средних скалах Ленца - хорошее укрытие от ветра (по сути первое нормальное в тот день)

Внизу все собрались на совет. Дело в том, что погода вверху и так не радовала (со слов одного из встреченных альпинистов ветер на вершине был такой, что не получалось упасть - ветер поднимал назад), а на ближайшие дни обещали ухудшение. Нам бы нужно было отдохнуть, но на завтра погода должна была ещё хоть как-то получше быть, чем на послезавтра. Группа разделилась - ребята из Москвы решили идти после дня отдыха, остальные - выходить сегодня ночью.

Тройка тихоходов (я, Люда и Макс из Иваново) проснулась, как и планировалось в 23:00. Высунувшись из палатки я узрел гору в облаке. В районе западной вершины что-то сверкнуло. Как потом оказалось - это была хорошая погода и надо было действовать согласно плану А (т.е. шевелить батонами). Но я решил, что это плохая погода и нужно подождать ещё час, пока встанут остальные. В 00:00 остальные встали - ничего боле не сверкало, поэтому булками пришлось шевелить в ускоренном темпе. На этот раз идти было намного проще. Видимо поэтому нас обогнали так, что пока мы с Людой одевали кошки на льду, Костя с парнями уже скрылись из виду. Погода, как и обещали стала хуже. Ветер уже на зоне трещин давал о себе знать - Люда чуть отморозила пальцы, пока не одела верхонки.



Где-то на подходе к скале с шасси вертолёта

Теперь самое время описать нашу одежду на восхождении
На Люде: теплое термобельё, горнолыжный костюм High Experience (внешний слой с мембраной, синтетический утеплитель, на подкладке теплоотражающие элемент), фонарики, высокогорные ботинки Zamberlan на термо-носки, кошки, баф на лице, горнолыжная маска (оранж), перчатки флисовые, потом и верхонки. В рюкзачке: мембранная куртка. Люде этого набора хватило с лихвой.
На мне: теплое термобельё, мембранные штаны Ozone, тёплые треккинговые носки и обычные треккинговые носки сверху, высокогорные ботинки Zamberlan, фонарики, кошки, перешитая Людой балаклава от RedFox, очки-хамелеоны Julbo, средняя пуховка на термобельё, а снаружи - куртка Red Fox East Wind, перчатки для беговых лыж Yoko. В рюкзаке мембранная куртка от Marmot и тёплые перчатки RedFox. Меня мой набор подвёл.



Развилка на верхние скалы Ленца и седловину

С нижней частью одежды всё было в порядке. На акклиматизации пробовал ходить в одних носках, но на ветру ноги подмерзали, поэтому, как и в 2014 году одел две пары. Сочетание озоновских мембранных велоштанов с сеткой и термобелья  O-Sstretch от Ozone оба раза меня устроило. С верхом были проблемы.
1. На акклиматизационном выходе мне хватило термухи O-Sstretch, пуховки и Red Fox East Wind. Теперь погода была хуже. Решил одеть сверху мембрану. Но у Мармота всё прямого кроя и для активного движения не подходит (по этой причине не одел их самосбросы - чуть ветер, они прижимаются к термобелью и нога моментально охлаждается. С озоновскими штанами такого не происходило никогда). Всё, конечно оделось, но узкие рукава жали, чем нарушали кровообращение и руки мёрзли.
2. Перчатки от Yoko очень хорошие, но немного на швах пальцев подрастянулись и пропускали ветер. Пальцы подмерзали. Решил одеть горнолыжные перчатки RedFox Rozary, но они обжимали кисть и руки мёрзли. Пришлось снова одеть Yoko.
3. Балаклава и очки - балаклава вроде хорошая, со специальной вентиляцией под нос, Люда перешила её под меня, чтобы нигде не топорщилось, но пар проникал под очки и, как только ветер ослабевал очки потели. Вытирать же очки в таких условиях очень сложно. Постоянно приходилось поправлять балаклаву так, чтобы под очки попадало меньше пара. Это сильно отвлекало внимание, силы и злило.



Вид на средние скалы Ленца с тропы на восточную вершину

Пока я переодевался в нашем вчерашнем убежище (на этот раз ветер был такой, что убежищем оно было чисто номинально), Люда сильно замёрзла. Снова выйдя на тропу выше мы снова увидели пару групп, движущихся к седловине. Они оставались почти там же, где были 10-20 минут назад. Причиной был всё тот же сильный ветер.
Мы же повернули на верхние скалы Ленца вслед за группой юнармейцев из Георгиевска. Между скал ветер стал тише, однако сказывалась высота и Люде идти стало очень тяжело. Она постоянно жаловалась на слабость в ногах. Активное дыхание не сильно помогало, пришлось раскинуть мозгой и скорректировать его таким образом, чтобы употреблять максимум кислорода.



Предпоследний серьёзный подъём на восточную вершину - траверс верхних скал Ленца

Наиболее эффективное дыхание
Дыхание должно быть: учащённым, глубоким и желательно с участием рук (на остановках присоединить руки легко, в движении - только надплечья). Но этого мало! После резкого глубокого вдоха через рот (чтобы уменьшить сопротивление тканей и облегчить вдох), нужно сделать небольшую паузу и резко выдохнуть через нос (это увеличит сопротивление тканей и повысит давление в лёгких, за счёт чего кислород будет лучше проникать в кровь). Сразу же, без паузы - следующий вдох.

Пару слов про горняшку (горную болезнь)
Большинство тех, кто отправляется в горы, как правило знают о том, что есть такая горная болезнь. Но не все в курсе, что это такое конкретно. Варианты проявления её разные. Опишу свой первый опыт в 2014 году на Эльбрусе. Мы тогда поднялись на 3800 на канатке, а на 4100 (Приют 11) поужинали, и я вызвался сходить за водой. Идти было около 30-40 метров. Останавливался на отдых я за эти метры раз 8 - делаешь несколько шагов и ноги ватные, словно ты выложился на 100метровке по полной. Так в условиях гипоксии работают мышцы. Поэтому всегда нужно ориентироваться на свои персональные ощущения и ни за кем не гнаться! Нужно тщательно прислушиваться к ощущениям и, как только появляется чувство усталости в мышцах, сразу останавливаться отдыхать. Пусть отдых займёт всего несколько секунд (снова по своим ощущениям ориентироваться), но ни в коем случае нельзя идти через силу, это приведёт к резкому ухудшению самочувствия (может быть рвота, сильное головокружение, головная боль, даже галлюцинации). Накатившая эйфория так же должна настораживать (хотя бы окружающих) - это может привести к роковым ошибкам. От горняшки хорошо помогает кислое. В нетяжёлых формах (головная боль, слабость и тошнота) долька лимона творит чудеса. Поэтому на восхождения часто берут с собой чай с лимоном.



На верхних скалах Ленца - убежавшие от непогоды остановились отдохнуть

Прямо на склоне сделали 10-минутный привал, выпили чаю и немного перекусили. Группа юнармейцев уже скрылась за подъёмом, когда мы продолжили движение. Скорректировав дыхание идти стало значительно легче. Мы вышли на верх скал Ленца и перед нами открылся вид на вершину в облаке. Вверху погода явно портилась. Почти не отдыхая, мы начали наш последний подъём. Подъём давался куда проще,чем предыдущий, хотя по крутости был пожалуй тяжелее. Мы спешили, понимая, что погода продолжает портиться - штормовой ветер жёстко мёл крупу, видимость - метров 10-15, временами пара метров. Когда до вершины оставалось 250 метров сверху почти бегом стали спускаться группы, шедшие перед нами. Прямо цепью человек 20-25 пробежало вниз чуть в стороне от тропы, и мы остановились. Очень хотелось продолжить подъём. Часы показывали 11:05, но спускавшиеся недвусмысленно махали нам и, посидев на тропе минут 15, мы всё же решили возвращаться.



Вверху начинается непогода - почти видно вершину

Тогда мы ещё думали вернуться на следующий день - акклиматизация была уже хорошая и подъём занял бы у нас вдвое меньше времени. Однако, в зоне трещин оказалось, что так душившие нас на спуске жаркие облака сильно протопили снежные перемычки и хорошо, что снова рядом оказались Георгиевцы. Их инструктор предложил нам спускаться рядом с их верёвкой. Так и шли - в сложных местах перебросив за верёвку палку и прыгая вместе со всеми. Огромное им спасибо за помощь, потому что некоторые трещины к тому моменту были метра 2-2,5 в ширину. При таком раскладе (снаряги у нас не было) новое восхождение мы делать не стали. Кстати, вечером и ночью был сильный дождь (что несколько неожиданно для такой высоты), но мы уже спали.



На спуске встретили соседей по лагерю - они шли ночевать на скалы Ленца

П.С.: Костя, Саня и Паша тогда взошли на западную вершину. Максу перед выходом стало плохо и он не пошёл. У нас чувства остались двойственные - с одной стороны мы довольны, с другой - есть чувство, чего-то незавершённого. Многие нас поздравили с горой, утверждая, что: «это уже считается», - хотя я так не считаю, но спасибо им за поддержку! Спустя неделю нам каждую ночь снится, что мы идём на вершину. Значит придётся нам снова вернуться на наш замечательный Эльбрус!

Благодарность Паше за предоставленные фотки!

правильное дыхание на высоте, Эльбрус с севера, Северный приют, Джылы-Су, Серебряный источник, тропа на Грибы, горная болезнь, Скалы Ленца, одежда на Эльбрус, Калинов мост, Эльбрус, одежда для восхождения, гипоксия, Седловина, поляна Эммануэля, горняшка, зона трещин

Previous post Next post
Up