СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПРИЗЫВАЕТ ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ЗАЩИТИТЬ КАНОНИЧЕСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ УКРАИНЫ В ИХ ПРАВЕ УЧИТЬ ОТСТУПЛЕНИЮ ОТ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ И ГРАБИТЬ НАРОД УКРАИНЫ
В чем смысл слова «богослужение»? Богослужение - это прежде всего исполнение заповедей Божиих. Учит ли этому так называемая УПЦ МП? Посмотрим.
Напомню, что формальное богослужение в подавляющем большинстве храмов УПЦ МП производится с использованием северороссийского произношения церковно-славянского языка. Традиционное же южнороссийское произношение используется крайне редко, а в большинстве случаев просто запрещается. Абсолютно ничего не делается для возвращения украинцев к употреблению родного для них произношения в богослужении.
Но как всё это охарактеризовать с точки зрения заповедей Божиих? Является ли такое отступление лишь невинной данью приватизированой толерантности или всё же это нарушение конкретных заповедей Божиих и противление Богу?
[Читати далі] Чтобы определить отношение к конкретным заповедям, нам необходимо всё же разделить народ Украины на этнических украинцев и этнических русских, проживающих в Укране, потому что каждой групой нарушаются разные заповеди. Итак,
Нарушение заповедей Божиих при использовании северороссийского произношения церковно-славянского языка в среде этнических украинцев:
Сами этнические украинцы в первую очередь нарушают следующие заповеди:
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этнические русские, проживающие в Украине, одобряющие использование северороссийского произношения церковно-славянского языка в среде этнических украинцев в первую очередь нарушают следующие заповеди:
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Надо отметить, что такое выделение есть условное, так как нарушение одной заповеди тянет за собою нарушение и других: не даром сказано в Писании, что кто нарушит одну заповедь, тот нарушит весь закон. Практично это можно понять на примере того, что грабёж в больших масштабах часто лишает человека средств существования, и это уже есть нарушение заповеди «не убий». И так во всём. Но всё же человек входит в общую область богоборчества через конкретные окна - конкретные заповеди, которые здесь и обозначены.
Второй - не менее важной стороной вопроса является степень осознания грешником своей греховности, степень самоосуждения за грех.
Все люди имеют грехи, но не во всех одинаковое ко греху отношение. Например, лично я имею грех, который даже не могу оставить: я курю табак. Это плохо? Безусловно. Но с другой стороны: осознаю ли я, что грешу? Так же безусловно. И уж никак нельзя вообразить, что я бы стал свою привычку возводить в ранг добродетели...
Что же мы имеем с запретом украинцам использовать родное произношение в богослужении? Осознаётся ли этот грех теми людьми, которые называют себя богоустановленой церковной властью? Есть ли у нас возможность простить их за этот грех, взирая на их осознание своей греховности?.. Нету. Не видать. Ни покаяния, ни осознания. И тем грех становится более тяжким.
Тепер уже поясню самое выделение заповедей.
Для этнических украинцев:
Южнороссийское (или малороссийское, или просто украинское) произношение является для украинцев родным относительно их предков. Приблизительно 750 лет подряд прямые предки украинцев использовали это произношение и никогда добровольно от него не отказывались. Северноросийское произношение было введено в середине 18 столетия с помощью множества подкупов - «тридцати сребренников» и с помощью множества угроз - насильственного удержания украинцев в сфере влияния московских властей. Украинское произношение - это честь и слава христианских предков украинцев. Неуважительное отношение самих украинцев к этому произношению - это безчестие своих христианских предков, нарушение пятой заповеди. Конечно, в среде украинцев просияли многие святые, которые использовали северное произношение, но они это делали не из-за презрения украинского произношения, а из-за простого незнания, и святось получили по словам пророка «блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть». Мы же не имеем права на неуважение к украинскому произношению, потому что Господь (который сам решает кому открывать, а от кого прятать) нам открыл и нашу историю, и наши святыни, которые мы обязаны хранить, и украинское произношение церковно-славянского языка - одна из этих святынь.
В разрезе исторических изследований и выделяется нарушение заповеди «не лжесвидетельствуй»: мы не имеем морального права лжесвидетельствовать о наших предках в отношении определения традиционного для них произношения. Про это я уже сказал: правдивым есть факт, что с 10-го по середину 18-го столетия традиционным для предков украинцев было южное или малороссийское произношение, а северное или великороссийское было введено лишь в середине 18-го столетия и было оно введено преимущественно насильственным способом.
Для этнических россиян:
Помимо аналогичного нарушения заповеди «не лжесвидетельствуй» этнических россиян иерархи УПЦ МП толкают на грех грабежа, когда пытаются выставить использование московского произношения в среде украинцев как нормальное. Украинское произношение - это вполне земное понятие, такое же как и пища и жилье, но без него украинцев обрекают на жизнь как без пищи и без жилья. Можно ли это оправдать? Можно ли уйти от ответственности, когда вы молчаливым согласием оправдываете грабёж украинцев, который лишает их средств для жизни? Нет, нельзя. И Бог спросит вас о уважении к заповеди «не укради», и, так уж случилось, что прочитав этот текст вы уже не сможете оправдаться незнанием. Вы уж извините меня.