Посещение Чернобыльской Зоны Отчуждения ч.3

Oct 04, 2015 18:32



30-километровая зона, не смотря на широкую известность, место довольно тихое...Тут, конечно, розворачивалась своя страшная война с мирным атомом. Мыли дома, забивали зараженный скот, сотни личных трагедий переселенцев. Но главные бои, которые по смертности не уступали настоящим, развернулись именно в 10-километровой зоне. Самой активной. Для туриста она начинается на КПП "Лелёв" и в деревне Копачи. От последней до легендарной станции всего 4 километра...



Поскольку здания Лелёва снимать нельзя, то знакомьтесь - Копачи. Нет, я не ошибся фотографией. Этот молодой лесок и дорога в 1986 году были крепко стоящим на ногах селом, которые принято называть передовыми. Тут жили 1114 человек. Был большой колхоз "Украина" (3,2 тыс га), а также племсовхоз "Комсомолец Полесья". Были школа, садик, библиотека, дворец культуры. По логике именно Копачи должны были дать название АЭС, строящейся рядом (как ближайший населённый пункт). Но правительство СССР отказалось называть крупнейшую АЭС именем села. Так станция стала Чернобыльской. Хотя до Чернобыля отсюда почти 14 километров.



Вся Зона - это не только радиоактивные следы и станция. Это ещё почти 90 радиоактивных могильников. Копачи - один из них. По иронии судьбы село, над которым прошло радиоактивное облако в первые часы аварии, оказалось настолько грязным, что его пришлось снести, закопав все дома и постройки. Здания, земля не поддавались дезактивации. Потому, когда едешь по полю, которое некогда было селом, видны лишь небольшие - 50 см или 1 метр - холмики с торчащей перед ними табличкой радиоактивной опасности. Это были дома. Такой метод захоронения, часто практиковавшийся на протяжении всей ликвидации, оказался более чем спорным. На поверхности земли фон несколько падал, позволяя проход техники по трассе, однако вся радиоактивная грязь с дождями уходила в грунтовые воды. Как известно, америций очень подвижен именно в грунтовых водах.



Стоит сказать, что туристический маршрут проходит по Копачам не в самой интересной точке (а по самой "чистой"). Потому я не увидел ни брошенной техники, которая есть, ни полуразрушенных ангаров с действительно сильным фоном. Мы покрутились буквально на чистом пятачке возле памятника погибшим односельчанам в года ВОВ, посетили здание детского садика. Гиды попросили не сходить с тропок. А "самовольщики" быстро заметили, что фон вокруг действительно растёт на глазах.



Активность располагается пятнышками и даже точками. Вот стоишь ты на тропе. И дозиметр показывает почти киевский фон. А буквально 50 сантиметров вправо, к старому дубу - уже 6 микрозивертов в час.



Это детский сад. Действительно больше на сад похоже. Кстати, село Копачи получило свое название не от слова "копать", а от слова "копа". Так на местном диалекте обозначали народные собрания.



Есть у меня мысль, что кроватки и антураж в садике может и местный, но не с 1986 года. Хотя даже внутри фон превышает норму. Возможно металлисты активные вещи просто не тронули.



Если верить табличке на въезде, то Копачи эвакуированы не вместе с Припятью, а только 3 мая (!!!). Жителей перевезли в село Лехновка (Киевская обл.). Дабы избежать паники тут тоже говорилось "уезжаем на три дня". Запрещалось брать не только животных, личные вещи, но даже деньги (источник?).



Интересный факт. Рядом с селом Копачи некоторое время после аварии квартировался 731 бат., печально легендарный в некотором роде. Набирался он из "партизан". На сборы им давали буквально час, многих забирали от семей вечером без описания задачи. Жили солдаты палаточным лагерем. Система душевых для них была сделана даже не в первый день. Бойцы поначалу грузили вертолёты песком, свинцом и бурбой. Позже почти весь батальон был отправлен на откачку сверхрадиоактивной воды из под 4-го блока.



В ротациях через батальон прошло почти 700 человек. Можно с уверенностью сказать, что все эти люди получили лучевую болезнь на разных стадиях. Я не имею точных данных, но неоднократно натыкался на цифры в 10 и 30 доживших до наших дней.



Коридор детского сада. Читал, что есть рядом с Копачами некие "жёлтые" деревья, высохшие от радиации. Но их не видел.



Дворик сильно активный даже сейчас. Большие просторы, много зелени и отсутствие человека привели к тому, что Копачи стали излюбленным местном диких животных. Всех домашних, даже ещё не успевших одичать, отстреляли в селе в 1986 году.



Едем дальше... Это ржавое строение - недострой 5-го энергоблока ЧАЭС. Если бы все проектные блоки станции имени Ленина вступили в строй, то АЭС смогла бы обеспечить электроэнергией почти 57 млн. человек. Существует легенда, согласно которой блоков должны были построить аж 12. Но это не больше, чем байка.



Отводной канал от пруда-охладителя (ныне сильно обмелевшего) стал одним из мест туристического паломничества. Но дело тут никак не в железнодорожном мосте, а в обитателях канала. В тёмных водах живут рекордные сомы, язи, краснопёрка и вездесущие караси. Эта рыба не съедобна, так как вся радиоактивность осела после катастрофы в донных отложениях. где и берут свой нехитрый корм исполинские рыбины.



Здешние сомы действительно поражают воображение. Самый крупный по кличке Боря весил аж 87 килограмм. Он был выловлен с помощью специальных крюков и взвешен работниками станции. К несчастью процедура оказалась для рыбины гибельной... Впрочем, через годик-другой тут таких Борь можно будет насчитать десяток... Кстати, сомы быстро учатся. Они реагируют на голоса туристов (всплывают для кормёжки), научились охотится на голубей, которые слетаются подобрать остатки хлеба, относимого к берегу ветром.



Кадр сделан с высоты метров где-то 7 метров, вобщем-то без особого зума. Можете судить сами о размерах рыбин. Белые куски - хлеб (корм для сомов раздавали гиды) - ломти размером в пару ладоней каждый. Заблуждение считать, что размеры обитателей пруда диктованы радиацией. Рыбу просто не трогал человек с 1986 года... Вот такой она были в этих местах до того, как тут поселились люди. Хоть в объектив попали только сомы, я успел разглядеть в толще воды и пару краснопёрок. Может это был оптический обман, а может действительно плавники были красными, но каждая из них в длину была не меньше метра...



Мост облепили туристы всех групп так, что трудно было найти себе место. Всем, кто будет повторять мой путь, я настоятельно рекомендую - бросайте хлеб не вертикально вниз, а чуть вперёд от моста. В противном случае сомы и рыба скапливаются прямо под фермами моста, и их невозможно словить в кадр.



И следующий пункт поездки - 3 и 4 энергоблоки ЧАЭС имени Ленина. С этим местом запретов связно не меньше, чем баек и росказней. Находиться туристам можно только на небольшом пятачке. Снимать только в двух направлениях - на саркофаг и на новую арку. Одежда - только с длинным рукавом. Запрещены и одни из самых интересных ракурсов на 1 и 2 энергоблоки, которые внешне сильно отличаются от 3 и 4, построенных практически в одном здании. Но самое болезненное для меня не это. Я не успел посмотреть на оригинальную трубу... Её демонтировали пару лет назад. И теперь рядышком торчит нечто, ничем не напоминающее той легендарной конструкции. Будто купированный хвост у серьёзной служебной немецкой овчарки...



Ближе к нам - это саркофаг, построенный над развороченным 4-м реактором. Всё, что за трубой от нас - это 3-й энергоблок. Саркофаг не герметичен, туда свободно залетают птицы, в дождливый день льётся вода. Внутри - сотни и тысячи рентген, пыль, графитовые блоки, топливо... По сути, саркофаг уже давно аварийный. Да и можно сказать аварийный ли он, если это строение не имеет аналогов в мире? Оно было сделано в рекордные сроки. Опыта закрывания бетоном разрушенных реакторов в мире практически не было. Не было ничего. То, что мы можем видеть - это самопожартвование, импровизация и экстремальный инженерный расчёт.



У саркофага есть только приблизительный срок эксплуатации. Советские инженеры и строители выкручивались как могли. Не было осветительных приборов - шли в ход подвешенные над станцией аэростаты с прожекторами. Не было специальных машин - обшивали свинцом обычные бетономешалки... Любое передвижение - бегом. Даже сейчас рабочий день на блоке исчисляется даже не часами, а минутами.



Новое укрытие. Эта арка на жалезнодорожном ходу должна надвинуться на станцию, закупорив её герметично. Планируют её закончить к 2018 году. Строение рекордное - самая высокая арка в мире. Строили её украинцы, французы, русские и белорусы. Интерестный факт - при строительстве арки были найдены неучтённые могильники - просто закопанные в земле кран, различная спецтехника. Собственно арка - это не последний штрих в ликвидации. После герметичной закупорки станции её должны будут разобрать внутри и похоронить в специализированных могильниках. Весь план рассчитан на 60 лет. Впрочем, это сверхкоррумпированная Украина, а потому можно смело умножать минимум на 2. К слову сказать, спецмогильники, в которых должны будут хоронить 4 блок ЧАЭС, даже на пущены в разработку.



За обилие различных ЛЭП и подстанций сталкеры-нелегалы называют некоторые места в Зоне "Страна Лэпия"... На фото - большой "рубильник", который подавал выработанные мегаватты в украинские города. С закрытием станции рубильник стал паразитом, сам требуя немалого электричества для функционирования.



А вот где-то здесь был рыжий лес. Совсем рядом со станцией. Ликвидаторы описывали рыжий лес, как место завораживающее: обычный себе красивый сосновый лес. Вот только рыжий снизу доверху... Во время ликвидации его, сверхрадиоактивный, спилили практически полностью и захоронили в могильнике. У Ю. Щербака "Чорнобиль" в книге упоминается, что от леса осталось всго одно дерево-подсвешник (его многие видели в хронике).

В следующей части - город Припять.

ЧЗО, Чернобыль, Киевская область, походы

Previous post Next post
Up