"Обитаемый остров" Бондарчука - рановато для СНГ

Oct 19, 2013 10:26

Давно планировал написать "разбор полётов" фильма, снятого по одной из любимых книг братьев Стругацких. Уж слишком много тупой и безрассудной критики довелось услышать на это творение. Хотя критиканы сделали практический выбор - в прокате провал.




Экранизировать АБС (сокращение от Аркадий и Борис Стругацкие) сложно. Можно передать картинку, но насытить несколько часов видео всеми необходимыми пояснениями невозможно. Именно так попробовали сделать некогда в фильме "Дюна". Толку из этого не было. И если "Трудно быть богом" качественно перелить на плёнку ещё можно, то с "Обитаемым островом" всё очень сложно. История мирка планеты Саракш - это недавняя внутренняя война, переросшая в гражданскую. Применение ядерного, биологического и газового оружия сделало огромные территории нежилыми. Это переход от монархии к республике с элементами диктатуры. Вообще, последние события на планете Стругацкие будто бы списали с истории какой-то латиноамериканской страны. Хунта, несколько взбунтовавшихся батальонов. Штурм столицы. Последующий диктат.



На этой машине критиканы увидели излишне тонкую решётку и дверные петли на люке. Внимание, вопрос: зачем телетанку нужны противоударные петли и толстая решётка?


Вы не поверите, но тут тоже есть петли! Величиной с дверные. А это реальная боевая машина, в последний раз стрелявшая в 1980-х. гг.

Разработанное на Саракше излучение применяют для контроля над обществом. Башни, установленные повсеместно, транслируют волны, которые подавляют аналитические способности мозга. И что людям дают пропагандисты - тем они и живут. А чтобы было на кого свернуть послевоенную разруху, придуманы "выродки". На них-то, кроме бесчисленных внешних врагов, травят охранные подразделения, армию, гвардию и обычных людей. Таков Саракш. Существует множество фанфиков, в которых, скурпулёзно разложенный роман Стругацких расписан ещё больше по полочкам.



Корабль должен быть горячим - кричат критиканы. Но они забыли, что корабль сделан из керамита. В природе этот материал неизвестен и является вымыслом АБС. Соответственно и свойства его могут быть любыми.

Коломбо с американской историей
Всё это написано не просто для ознакомления читателя с историей. В книге мы имеем исторический срез, социальный, исчерпывающие технические описания. Снимай по этому всему дословный фильм - двух серий не хватит. Вас же не удивляет, что в обычном детективе о Коломбо зрителю не показывают историю США за последние 100 лет. Но почему-то мы ждали, что Бондарчук в "Обитаемом острове" сделает именно так. Пояснит, почему гвардия похожа на СС, ездит на мотоциклах, а самолёт, описанный Стругацкими, имеет вид дирижабля. Уже на стадии ожидания мы много хотели. Ведь главный герой - не планета. Главный герой - Максим.



Это раскритикованные за окрас танки Саракша.


А это - вполне реальная боевая машина, воевавшая в Аравии и Африке.

Экшн.
Слишком много телезрителей привыкли получать с экрана дерьмо экшн. "Аватары", "Элизиумы", "Районы 9" приучили - кушай эффекты, замирай сердцем, когда герой вот-вот погибнет в неожиданной схватке. Фантастика - это обязательно "пиу-пиу", летающие корабли, красавицы с 4-5 размером груди на каблуках и прочее. И Бондарчук, наверняка зная это, влез в соревнование с западным мусором. Создать что-то подобное он не смог. Но безнадёжно ушёл от того, что могло бы взять за душу славянского пользователя странг СНГ. Финальная драка, симпотяжка-Максим, гвардейцы на мотоциклах. Всё это увело нас в мир сравнений. Убедило, что смотрим мы очередной говнопродукт, где нас обязаны кормить эффектами. Не накормили.



Максим на книжного вообще не похож. Но в характере парни совпадают. Кстати, этот же актёр без грима куда больше походит на книжного ГСПщика.



Рада Гаал (Юлия Снигирь). На книжную Раду вполне похожа. И другая Юлия - кому интересно.


Гай Гаал. Попадение в точку.

Своих - да по морде!
Таков уж украинский и русский менталитет. Если своё - оно всегда хуже. Танки плохие, самолёты примитивные. Фильмы - тупые. Уверен, в провале "О.О." это тоже сыграло свою роль. Вас ведь не удивило, почему Риддик самостоятельно, с помощью двух кусков металла, введённых в ногу, полностью исправил себе перелом и смог ходить (без заражения крови!). Но вас удивило, почему у саракшанского танка тонкая броня, люки - на обычных петлях. Почему краска ржавая, а танки южан красного цвета.



Смертники. В книге комбезы клетчатые. Тут - красные. Вепрь излишне молод.

Что сделал Бондарчук?
Это поле, которое не хватило сил или ума дожать. Он уже начал перерабатывать оригинальный смысл книги. Но не превратил его в готовый продукт. Ведь сколько можно было дать аналогий с нами, сколько раз можно было взять праздных зевак за воротничок, окунуть в воспоминания... А Бондарчук потом скатился на западные манеры. Попытался сделать обычную для "Холли Вуда" свистелку и перделку. Но и это не получилось. И вышел тот фильм, который мы знаем. Но самое ошибочное - выпячивание своей роли государственного прокурора. Это стало точкой.



Это было лишним...

В чём ценность работы?
Во-первых, это первая достойная ксено-фантастика, снятая в СНГ после 1990-х. Ничего подобного у нас не снимали. А теперь, вполне вероятно, не снимут. Ведь многих режжисёров провал "О.О." отпугнул от "умной" фантастики уважаемых авторов. Закрепилось мнение, что снимать фантастику мы не умеем, да и не выгодно это. Но есть много полюсов фильма. Это хорошая операторская работа. Это достойная переделка техники. И с технической точки зрения можно объяснить правильность 99% т.н. "ляпов", о которых рассказли критиканы. Мир Стругацких подан хоть и через призму, но вполне реалистично. Если АБС сознательно делали аналогию с обществом 1940-50-х, то Бондарчук поднял Саракш до некоего будущего. Отлично сделаны костюмы, хороши массовки. Я бы даже сказал, есть чему подражать.

Resolution
"О.О." Бондарчука вышел немного рановато. Ещё года два-три, и укоренилось бы понимание того, что наши могут снимать не хуже. А эффекты могут компенсироваться логикой и думалкой самих зрителей. Но нынешнее потреблядство и желание внести свою лепту в метании дерьмом по отечественному кинопрокату сделало то, что мы имеем. Массаракш и массаракш, друзья...

фильмы, искусство, литература, рецензии и обзоры

Previous post Next post
Up