Вот и отгуляла я 2 недели драгоценного отпуска...
Зато замечательно провела его! Были варианты съездить в другие города. Но совсем-совсем не хотелось в города... Хотелось куда-нить в лес, и чем глубже, тем лучше :)
Так и порешили с Прошмоткиным. Читайте отчёт о нашем сплаве по Карелии:
Справочная информация:
Дата сплава: 05. 07.2007 - 13.07.2007
Количество дней: 7
Поездом: от СПб (Ладожский вокзал) - до ст. Суккозеро (ехать 13 часов)
Сплавсредство: трёхместная лодка «Вега-3» (мы называем её «Уилсон» как в фильме «Изгой»)
Маршрут: сплав от ст. Суккозеро - р. Суккозёрка - озёра Колми, Сурилампи и Торос - р. Торосозёрка - Гимольское озеро (до ст. Гимольская).
Наш маршрут в контексте всей Карелии:
Весь путь маршрута:
Участники:
Прошмоткин
proshmotkin - кок; заведующий продуктами; костровой; дроволом; фотограф, спец по организации рыбной ловли.
Валентин
- главный гребец, спиннингист-щукарь, обладатель "Прелести", грибник, древолаз, ботаник-натуралист и исследователь.
Лариса (Багра)
bagra_l - штурман; разведчик, фотограф.
Игорь - помощник кострового, кинооператор, начинающий турист
Рыська - бывалый лесной кот, спиногрыз, балласт, объект фотографии, всеобщий любимец и ворюга.
День первый (6 июля).
Начало пути (пишет Прошмоткин)
Переход: Оз. Суккозеро - перешеек полуострова - р. Суккозёрка (см. на карте красный пунктир - 10 км).
Вышли в шесть утра из поезда на ст. Суккозеро с рюкзаками килограммов этак под 40. Краткую дорогу к воде спросили у местной тётеньки, которая с заспанными глазами шла на работу через утреннюю дымку. До озера оказалось километра два по песчаной дороге.
Под ногами мокрая от росы или дождя растительность и сырой мох. Прорезиненная с боков трекинговая обувь медленно начала промокать. Примерно через полчаса мы вышли на берег Суккозера, где перекусили и накачали Уилсона. Валя прошёлся по кромке леса на берегу, откуда вышел с восторгом, неся в раках несколько плотных грибов (к концу похода мы объелись ими до коликов).
После непродолжительных сборов загрузили вещи в Уилсона и двинулись в путь. На озере нас встретил прохладный ветерок, так что болониевая куртка пришлась весьма кстати.
Поначалу было неудобство с ориентированием по двухкилометровой карте: на ней обозначены только крупные острова и не обозначены мелкие (а их на Суккозере - туча). К тому же расстояние на воде визуально отличается от того, как всё представляется на суше.
Предполагалось проплыть через Суккозеро и попасть в устье р. Суккозёрки (см. карту - путь по красной стрелочке). Чтобы не делать крюк в 6 км, огибая большой полуостров, было решено перейти его по суше в наиболее узком месте (см. перешеек на карте). Лариса взяла на себя функцию штурмана
и вывела лодку к намеченному участку. Перешеек шириной чуть менее километра оказался труднопроходимым: болотистая тернистая местность замедляла движение, а кустарник и молодая поросль цеплялись за лодку, которую мы решили не сдувать и протащить на себе (Уилсон весит около 28 килограммов). Пробирались с лодкой и рюкзаками больше часа. По пути то и дело ловились грибы, которые мы складировали прямо в лодку.
Местами мох напоминал снег.
Когда мы вышли из дебрей перешейка, перед нами предстала изумительная картина: полоска берега с белым-белым песком. Из-за этого песка сквозь прозрачную воду виднелось дно с тигриными разводами от волн.
По приходу на берег раскупорили двухлитровый пакет вина и выпили, закусив морошкой. Ягоды ещё не совсем поспели, но мы их с удовольствием слопали.
Дальнейший путь до реки прошли по озеру часа за полтора-два. На одном из островов встретили что-то вроде рыбацкой избушки-навеса, вокруг которой всё было заболочено. Место нам не понравилось и мы поплыли дальше к реке, русло которой было уже видно. Озеро возле начала р. Суккозёрки почти заросло травой, за которой показалась и сама речка с небольшим перекатом. Пройдя перекат мы остановились возле бобриной плотины обмакнуть удочки. Поймав на удочку несколько окушков сантиметров по 15, мы двинулись дальше. По пути Валя кидал с лодки спиннинг с серебристой блесной-незацепляйкой и, наконец, у берега в траве на спиннинг попался первый окушок.
Через два-три километра по левому берегу показалась каменная гряда (плато), на которой мы и разбили стоянку, поскольку остальные места берега заболочены и мало пригодны для стоянки.
Костёр упорно не хотел разгораться - занимался и сразу затухал. Делал всё по правилам, которые меня никогда не подводили даже в самую сырую погоду: на землю кладу несколько сухих расколотых чурок, поверх них укладываю «колодцем» лучинки из сердцевины сухого полена и внутрь «колодца» закладываю кусок пылающей бересты. Объясняю это явление очень низким атмосферным давлением и большой сыростью в воздухе, поскольку не хотели гореть даже спички, вынутые из полиэтиленового пакетика.
Вечером сварили вкусняцкий суп с грибами и тушёнкой. Ради такого блюда пришлось даже выдать по горстке сухариков, заготовленных дома в духовке. Решили остановиться на днёвку (т.е. стоять весь следующий день). Перед сном поставили две сети: 40-ку (30 метров) и 25-ку (15 м). Валентин поймал свою первую щучку на спиннинг.
День второй (7 июля).
Днёвка на плато р. Суккозёрки (пишет Прошмоткин)
- Как ты мог наделать столько глупостей?
- Да я просто рано встаю…
Все спали долго кроме Валентина, который за утро успел переделать кучу дел: сплавать по плёсам р. Суккозёрки, поймать ещё пару щучек и утопить спиннинг вместе с легендарной блесной от фирмы Jaxon (мы её прозвали в конце похода "Прелесть"). Часам к одиннадцати сняли пустые сети (из-за сильного ветра и течения сеть скрутило) и выловили утопленный в заливе спиннинг. За Валькиной Прелестью пришлось лезть в холодную воду, после чего поплыли греться на стоянку. По пути я поймал на блесну Aqua двух окуней - это была моя первая рыба на спиннинг. И тут же утопил блесну - оборвалась леска. В запасе ещё имелась хвалёная крутилка Aglia Long № 3 от фирмы Mepps - главный конкурент Валькиной Прелести.
Закончив с рыбалкой, после обеда мы отправились обследовать местность.
Плато, на котором мы устроились на днёвку, имеет подковообразную форму, внутри которой пустынное болото.
Каменное плато простирается вдоль реки и, по всей видимости, уходит далеко строну.
Вдоль всей гряды Лариса обнаружила лосиную тропу, по которой ходят мама лосиха с лосёнком (см. след) и свежий лосиный помёт.
Вид с плато напоминает сказочный пейзаж.
Растительность в этой части Карелии весьма скудная. Из деревьев преобладает ель, сосна и берёза, изредка попадается осина и кусты рябины. Под ногами камни, мох и всюду кусты черники, в которых буквально утопаешь выше щиколотки. Ягод в это время ещё нет: черника ещё мелкая и зелёная, а местами только зацветает. Пчёлы собирают нектар в основном с кустарника. Изредка встречается белый клевер и ромашка. По берегам растёт осока. В низинах есть трава с очень резким и неприятным запахом, от которого тяжелеет голова.
Погода нас в этот день также не баловала: солнце так и не показалось; периодически поднимался прохладный ветерок, так что тельняшка и ветровка почти не снимались. Ночью в это время в Карелии почти не темнеет: с часу ночи до двух - лёгкий сумрак, а потом снова светает. Жалели с Ларисой, что не взяли резиновые сапоги - ботинки по траве промокали минут через двадцать, а ходить в тапочках по лесу не очень комфортно, учитывая погоду и аппетит комаров. Кстати, комаров оказалось не так много, как предвещали туристы, побывавшие в Карелии. Может, потому что было довольно-таки прохладно.
К вечеру Игорь увлёкся заготовкой хвороста, а потом перешёл и на более крупный сушняк. К концу похода мальчишечка уже сносно махал топором!
Вечером поставили сеть, в которую попался крупный язь. Сварили очередную уху и сделали барбекю из щуки и окуней. Отдельно я приготовил грибы с гречневой кашей, которую с аппетитом умял под майонез. Грибов на этой стоянке просто завались! За ними даже не надо специально никуда идти (впрочем, за весь поход мы ни разу не ходили нацелено за грибами, но они у нас всегда были в изобилии).
В целом местечко для стоянки неплохое, но долго задерживаться на нём не имело смыла, поэтому на следующее утро мы двинулись в путь.
День третий (8 июля).
«Прохождение порогов» (пишет Прошмоткин)
Переход: р. Суккозерка - оз. Колми- безымянный порог - небольшое озерцо Сурилампи - порог Нежданный (см. на карте жёлтый пунктир - 5 км).
День получился насыщенным, не смотря на небольшое расстояние перехода. Наверное, нам это показалось из-за частых порогов, некоторые из них приходилось сначала осматривать, а потом проходить в обнос.
Уже в первой половине дня почти прошли оставшуюся часть р. Суккозёрки
и спокойное маленькое озеро Колми,
за которым нас поджидал первый серьёзный для рядовых спавщиков порог. Протяжённость его небольшая, но река в этом месте сильно сужается и течение достаточно стремительное. Решили не рисковать и пройти порог без вещей, которые пронесли по берегу (там даже тропинка была). Поймав небольшую порцию адреналина и зачерпнув полведра воды мы на скорости выплыли вниз по реке в следующее озеро - оз. Сурилампи.
Игорь снимал на камеру прохождение порога с берега (поскольку парнишка не умел плавать, его оставили не берегу). Когда я спросил нашего юного кинооператора как всё это смотрелось со стороны, тот пожал плечами - мол, ничего особенного.
Загрузив вещи в Уилсона и искупавшись в холодном озере, двинулись дальше. За озером река делает излучину, за которой нас встретил очередной стремительный порожек, который прошли без проблем. Дальше на всей протяжённости р. Суккозёрки встречались бобриные угодья (поваленные деревья, склады брёвнышек, плотины и прочие постройки). Валентин метко пошутил: «это озеро (Сурилампи или Колми) надо назвать «Бобрярви» («ярви» переводится с финского как «озеро»). По пути встречались интересные места (типа как на фотографии - на реке каменный островок, на котором растёт одинокая сосна).
Перед озером Торос километра этак за два начинается порог «Нежданный». Его протяжённость, судя по отчётам туристов около 400-500 метров, а перепад высоты достаточно велик (около 7 метров). Порог имеет IV категорию сложности. На трёхместной резиновой лодке с хиленькими вёслами нам делать нечего, поскольку река изгибается и сразу за поворотом течение тут же выносит прямо на валуны, которые располагаются в шахматном порядке. При этом нет возможности вырулить и аварийно причалить к берегу, пока не просвистишь через весь порог.
Вдоль порога слева есть несколько тропинок. Мы с Валентином перенесли рюкзаки и стали не спеша возвращаться за Уилсоном вдоль реки. В это время как Лариса отправилась дальше по течению разведывать местность на предмет следующих порогов. Каково же было наше удивление, когда мы подошли к лодке увидели недалеко от неё Ларису - ведь она отправилась в противоположную сторону! Оказалось, что тропинка, по которой шла Лариса значительно сокращает путь от начала порога до его конца (по суше около 150-ти метров) благодаря излучине реки. Пройдя до конца порога Лариса сумела вернуться назад по этой тропинке к началу «Нежданного» раньше нас.
Обнос порога нас немного утомил и как же мы обрадовались, когда, отчалив от места, где заканчивается порог, и проплыв метров 50 перед нами открылась великолепный вид, словно на картинах Шишкина! Единогласно решили разбить здесь стоянку и, не сговариваясь, остались тут ещё и на днёвку порыбачить и отдохнуть. Глубина реки здесь солидная - больше трёх метров, и уж наверняка в этом месте стоит крупная рыба. Река здесь упирается в возвышенность, на которой, наклонившись, стоит большая сосна (как на картине Шишкина и в стихах Пушкина), а слева река образует хороший щучий залив. Впереди нас ждала хорошая рыбалка!
День четвёртый (9 июля).
Вторая днёвка на замечательной стоянке (пишет Прошмоткин)
«Заповедник Шишкина» - так мы назвали стоянку - как оказалось, не пользуется популярностью как у туристов, так и местных жителей (кроме разве что бобров, уток и прочей живности). Поэтому вокруг возвышенности нет даже признаков туристической стоянки. Мы разбили лагерь прямо на пригорке, откуда из-за свисающих ветвей сосны открывается вид на реку и щучий залив.
Утреннюю рыбалку откровенно проспали: опять легли спать около трёх часов ночи, а когда по тенту палатки монотонно стучит дождик, спится очень хорошо. Который раз я заводил мобильник на 7 часов, но вставать получалось не раньше десяти, а то и позже.
В этот день мы встали с надеждой увидеть пушистое карельское солнце, но его от нас надёжно спрятали. Сонные отправились в залив снимать сеть, которую поставили вчера сразу по приходу на стоянку. Прямо под кустом осоки на глубине метра три-четыре попался крупный лещ (почти на 2 кг), которого мы спросонья чуть было не упустили. Больше крупной рыбы в сети не было, да это и не нужно было - остальное наловим на удочку!
Накрапывал мелкий дождик, и мы над костром натянули baskовский тент, который купили в магазине «Терра на лесной» накануне поездки. Вообще, снаряжение московской фирмы Bask рулит. Например, мы с женой не нарадуемся палаткой Bonzer-3 (сделана для людей)! А тент Capony размером 3 на 3 метра отлично спасал нашу компанию из четырёх человек. И даже котьку. Под тентом у костра соорудили трёхъярусную сушилку, на которой развесили всё, что только может сохнуть, в том числе - заготовленные дрова. Все вещи, включая спальники, просто отсырели от влажности и воды, которая хочешь-не хочешь, все равно собирается в лодке во время сплава.
Оборудовав стоянку и заготовив впрок дрова, принялись за организацию рыбной ловли. Валентин уже давно присмотрел место, куда можно "сесть на прикол" и увлечённо мастерил эксклюзивное орудие лова.
Снасть напоминала обычную донку, резинку и ещё чёрт его знает что. На донку снасть походила тем, что для её изготовления были заимствованы бигуди (куда кладётся прикорм) и колокольчик, который радостно визжал, когда кто-нибудь, проходя мимо, цеплялся ногой за растянутую под всем тентом резинку. Обсудив все тонкости рыбалки, поставили прикол и кинули кашель с прикормом, после чего пошли прогуляться в ожидании вечернего клёва.
Обойдя стоянку, мы наткнулись на ручеёк, который в обязательном порядке был запружен местными борами. Повсюду виднелись следы их хозяйственной деятельности - остроконечные пеньки и поваленные деревья, а к воде спускались многочисленные тропы, по которым бобры перетаскивали в хатку стройматериал и продовольственные запасы. На тропе, ведущей к воде с пригорка, бобры насквозь прогрызли толстое поваленное дерево, которое лежало на земле - наверное, чтобы каждый раз не перелазить через него (жаль, что под рукой не оказалось фотика).
Придя с прогулки, решили с Ларисой покидать Валькин спиннинг с самой уловистой за этот поход блесной Джексон, которую мы в шутку прозвали «Прелесть». За процессом ловли с дерева внимательно следил Рыська.
С первого же заброса я поймал небольшого щурёнка, а вторым забросом отправил в воду вслед за блесной колено спиннинга, которое имело дурацкую привычку выскакивать в самый неподходящий момент. Покручивая катушку, начинаю подтягивать блесну с выпавшим коленом и тут блесну хватает крупная щука! Опешив от такого поворота событий, начинаю совершать неверные действия, в результате чего леска провисает и… щука срывается прямо возле лодки, показав нам на прощание свой толстенный бок. Чуть позже Лариса решила попытать счастье с берега и уже почти вытащила примерно такую же щуку (только на серебристую блесну-незацепляйку). Но у самого берега оборвалась леска. Вообще, такое впечатление, что щука здесь кидается на всё подряд, главное сделать правильный заброс: в нужное место и нужное время суток, тогда успех гарантирован!
Вечером жарили леща (берём с собой барбекю, скворода менее практична).
Технология приготовления такова: куски рыбы кидаешь сначала в котелок, солишь, кладёшь специи, лук и заливаешь подсолнечным маслом. Даешь рыбе пропитаться часок и выкладываешь куски на решётку, обсыпав мукой. Готовится с корочкой - пальчики оближешь, язык проглотишь!
Вторая часть отчёта -
http://bagra-l.livejournal.com/9585.html А пока буду адаптироваться к городу :)