Собственно, всем тем, о чем я и написал в этих своих воспоминаниях. Главное, я ничего не разрушил из того доброго, что создали до меня в городе предшественники. Да и сделано было за эти годы немало полезного людям. Так что обет, взятый на себя в сентябре 1987 года, я, считаю, выполнил!
Также и тем, что в тяжелейшие годы перестройки страны, когда во многих бюджетных (да и во внебюджетных тоже) предприятиях, организациях и учреждениях города сплошь и рядом задерживалась выдача заработной платы работникам, в учреждениях народного образования не было ни одного случая такой задержки. Ни на один день! В этом я так благодарен Татьяне Ивановне Забурдаевой, тогда управляющей КомНейвабанком, что буквально под моё честное слово, банк кредитовал нам требуемые суммы для выплаты зарплат людям, даже если на счетах образования случались временные бюджетные провалы.
Что в ГОРОНО, а потом и в управление образования со своими проблемами обращались массы людей. Только я, еженедельно принимал до 30-ти человек. Причем не только по понедельникам, времени моего официального приема «по личным вопросам». Горжусь сегодня, что за почти 17 лет моей работы в руководстве образованием города лишь в единичных случаях люди обжаловали мои решения по их обращениям в вышестоящих инстанциях. Хотя, отнюдь не во всех случаях, я удовлетворял их желания. Но я не жалел времени, чтобы разъяснить, каким путем, каким образом люди могут реализовать свои желания, нужды. Отстоять свои права, если они законны. И помогал им в этом.
Что из многих сотен судебных споров по гражданским делам в защиту прав несовершеннолетних граждан, в которых управление образования выступало либо истцом, иногда ответчиком, либо в качестве третьего лица, мы, насколько помню, не проиграли ни одного дела! В первую очередь это заслуга специалистов управления образования по делам опеки и попечительства несовершеннолетних, а также наших юрисконсультов.
Что на присвоение Почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, меня представил академик Амонашвили Шалва Александрович. А поддержал это представление Асмолов Александр Григорьевич, тогда заместитель министра образования России. А вручил награду Эдуард Эргардович Россель, губернатор Свердловской области.
Очень горжусь тем, что создал городскую психологическую службу. Ввел в штаты школ педагогов-психологов. Открыл в 1992 году специализированное учреждение «Центр психологической службы», вскоре преобразованный в «Психолого-медико-педагогический центр», ныне «Центр диагностики и консультирования». Тем самым реализовал свою мечту конца 70-х годов прошлого века, хотя и не в полной мере, которую я не мог осуществить в Краснотурьинске, не имея достаточной власти и возможностей.
Предыстория дела такова. Примерно в 1978 году я прочитал в «Литературной газете» (в те годы это была неординарная газета, выходящая в СССР, весьма популярная в среде интеллигентов, нередко публикующая довольно острые материалы), о работе школьных психологов в одной из общеобразовательных школ Австралии, в Аделаиде. Статью написал советский корреспондент, который некоторое время там жил и познал об этих делах «из первых рук», как говорится. Он рассказал о том, как учительница обратила внимание, что один из её учеников, обычно оживленный и энергичный ребенок, вдруг стал замкнутым, «потухшим». Она передала эту информацию школьному психологу, который взялся за дело. Установил, что в семье мальчика у его родителей произошел разлад, ребенок это сильно переживал. Психологу удалось примирить родителей, в семье возродился нормальный микроклимат, и ребенок вновь ожил. Статья была большой, довольно подробно описывалось в ней о работе школьной психологической службы, о разрешении разных конфликтов, в которых были замешаны дети, учителя, родители. И я тогда подумал - как жаль, что у нас нет ничего подобного. Ибо немало уже видел ситуаций, когда помощь подобных специалистов была бы очень полезной.
Попытки создания школьной психологической службы в нашем городе я начал в 1988 году, когда достаточно «окреп» на работе. Основной проблемой было то, что для СССР это было совершенно новым делом. Факультеты психологии в пединститутах и университетах существовали, работали, а школьных (городских) психологических служб не было нигде. Действуя по принципу «капля камень точит», за три последующих года нашел-таки поддержку городских руководителей, а затем, «пути Господни» и знающие люди вывели меня на Фадеева Владимира Алексеевича, кандидата педагогических наук, который ранее жил и работал в Свердловске-44, а потом уехал в Обнинск. Именно ему я предложил должность директора Центра психологической службы, помог семье переехать обратно к нам в город из Обнинска. Городские власти помогли с квартирой, как нужному специалисту, тем более, что вместе с ним приехала и жена, небезызвестная Ирина Михайловна Фадеева, прекрасный методист, филолог, имеющая опыт руководящей работы.
Мы сформировали и обучили по 2-х годичной программе в Свердловском педагогическом институте первую группу педагогов-психологов в составе 25 человек, дав второе высшее образование специально отобранным в наших учреждениях педагогам. Встал также вопрос о месте вновь создаваемого учреждения. После анализа разных предложений я остановился на необычном варианте. Центр психологической службы был размещен в спортивном зале Межшкольного учебного комбината, на 4-м этаже. Для этого в спортзале из легких специальных конструкций был смонтирован комплекс офисных помещений. По тем временам весьма оригинальное решение.
Основными задачами ЦПС являлись научно-методическое обеспечение и сопровождение работы школьных психологов, повышение их квалификации с привлечением иногородних специалистов, организация подготовки новых кадров педагогов-психологов, так и непосредственная работа с нуждающимися в психологической помощи детьми и взрослыми.
В 1991 году начала осуществляться ещё одна моя мечта, которую я тоже вынашивал годами. Речь идет о создании службы профессиональной диагностики и консультирования, проф-диагностического пункта (ПДП), специфического подразделения межшкольного учебно-производственного комбината. За годы работы в сфере образования я нередко сталкивался с проблемами людей, которые были порождены ошибочным выбором своей профессии, получением того или иного профессионального образования «не по душе». Когда человек вдруг осознает, что занимается не своим делом, не очень-то любимым. А годы ушли …
Хорошо бы как-то своевременно сориентироваться с выбором своей будущей профессии. Построить жизнь наиболее успешно. Однако очень трудно, для многих даже невозможно своевременно и достоверно познать глубину себя и заглянуть вперед, как на машине времени. Каждый интересуется своим будущим. Еще бы, ведь он собирается прожить в нем всю оставшуюся жизнь.
Ребенку, подростку нужен мудрый советчик, наставник, вооруженный умением и знанием, чтобы помочь ему познать свои возможности, плюсы и минусы наследственности, умственного и физического развития, познакомить со спектром рынка труда и, на основе всего этого, помочь человеку спланировать жизнь, выбрать профессию. Дать толчок к осознанному саморазвитию личности.
Именно в этом главное предназначение этой, созданной нами службы профессиональной диагностики и консультирования.
Вместе с Николаем Михайловичем Лебедевым, который и вынес на себе все перипетии создания нацеленной на работу с подростками службы, аналогов которой на муниципальном уровне в стране не существовало, мы ставили перед собою задачу охватить этой специфической работой максимально большое число школьников 9-11 классов школ города. Была проделана большая организационная работа: поиск и познавание опыта, имеющегося в стране и за рубежом, поиск и разработка методик, подбор кадров и их обучение, разработка схем деятельности и взаимодействия ПДП с общеобразовательными школами, … Всего не перечислить.
Дело было поставлено на очень серьезную основу. В работе с подопечными специалистами ПДП проводилась необходимая исследовательская диагностическая работа, использовались компьютерные программы, нередко эксклюзивные, тестирование. Это была работа, в которой наши подопечные не были только объектом исследования, а были равноправными участниками процессов.
Значительный вклад в становление, последующую деятельность и развитие профессионально-диагностического пункта внесли: Рагозин Леонид Феофанович, Ворох Ольга Хасановна, Бартош Марина Геннадьевна, Гордеева Надежда Николаевна, Урлапова Нина Алексеевна, Еремина Татьяна Владимировна, Поротникова Алла Николаевна.
Делали доброе и нужное людям дело!
P.S. В последние годы, когда министерство образования России дает установки к «оптимизации образования», сокращению т.н. «неэффективных» расходов, если наша проф-диагностическая служба ещё и жива, то лишь в выхолощенном варианте. А она очень нужна, но лишь в полноценном варианте!
Дом пионеров и школьников (зачастую его называли Дворцом), когда я стал заведующим ГОРОНО, имел в штатном расписании 15 педагогов, включая директора учреждения. Валентина Михайловна Бритченко, работавшая директором ДПиШ, очень сетовала, что с таким малочисленным составом никак не удовлетворить имеющиеся спросы родителей и детворы на это учреждение. Я это тоже прекрасно понимал! Осенью 1989 года, по подсказке Б.С. Лившиц, встретился в Министерстве финансов СССР с Надеждой Ивановной Абраменко, курировавшей наш город по финансированию социальной сферы. Женщина строгая, весьма рачительная, даже прижимистая. Как и все высокие распорядители финансов тех времен. Именно она согласовывала штатные расписания учреждений образования, а также их финансирование.
Могу гордиться тем, что мне удалось-таки в процессе общения, обмена мнениями о перспективах народного образования страны, об обучении детей 6-ти летнего возраста, тогда это был актуальный вопрос, убедить её в необходимости увеличения численности педагогического персонала ДПиШ аж на 12 человек. А через год ещё на 2-3 единицы, потом ещё … В связи с этим увеличивался потенциал учреждения, рос охват творчеством наших пионеров и школьников, расширялся перечень видов творческой деятельности ДПиШ. Позднее, когда не стало в стране пионеров, это учреждение стало называться Центр внешкольной работы, ЦВР.
Не могу не вспомнить о реализации ещё одного, тогда представлявшегося мне совершенно необычным проекта.
В 2002 году Инна Борисовна Дешковец, работавшая тогда директором ЦВР, пришла ко мне с предложением. Побороться за то, чтобы взять «под крыло» бывший пионерский лагерь «Самоцветы», принадлежавший ещё тогда Уральскому автомоторному заводу. Принесла, в общем-то, неплохо продуманный проект работы «Самоцветов» под эгидой ЦВР, как муниципального загородного детского оздоровительного центра. После детальных обсуждений проекта с Главой города В.Е. Фельдманом, подключением областных и московских властей, объект то ведь был собственностью УАМЗа, находящегося в стадии ликвидации, все-таки это предложение было принято. «Самоцветы» в начале 2003 года передали ЦВР. А находились они тогда, после нескольких лет развала УАМЗа, просто в плачевном состоянии. Кровли зданий пионерского лагеря, наружная теплосеть, состояние внутренних помещений …, все требовало серьёзного ремонта. Также надо было едва ли не полностью заменить оборудование пищеблока, а столовую оснастить новой посудой, столовыми приборами и т.п. При всем при этом, стояла задача - в июне открыть там первую лагерную смену!!!
По прошествии лет считаю, что в чем-то эта задача, за три с небольшим месяца выполнить большой объем сложных ремонтных работ, закупить оборудование, мебель, постельные принадлежности, разный инвентарь, …, а в июне принять детей для отдыха, сродни задачам, о которых писал Островский в книге «Как закалялась сталь».
Первым директором обновленных «Самоцветов» был Алексей Сергеевич Сахаров. Я храню самую добрую память об этом добром, умелом и энергичном человеке. Рекомендовала его на эту должность Инна Борисовна Дешковец. Эти два человека, директор ЦВР и директор восстанавливаемого детского лагеря, в те времена, и решали основной круг задач организационно-педагогического характера. Ремонтные работы, выполняли 5 подрядных ремонтно-строительных организаций, работу которых курировала Елена Юрьевна Кольтеева, мой заместитель по хозяйственной деятельности. Честь и слава всем людям, и руководителям, и строителям, и работникам разного рода, которые своим личным трудом обеспечили подготовку «Самоцветов» к летней оздоровительной кампании 2003 года. Отдельных слов благодарности заслуживают работники кафе «Отдых»: директор Вшивцева Валентина Семеновна, повара, кондитеры, официанты… Которые не только прекрасно подготовили к работе пищеблок и столовую, но потом и провели «на отлично» все лагерные смены.
Кстати говоря, та летняя оздоровительная кампания 2003 года во всех отношениях прошла очень успешно. Во всех наших загородных центрах: «Самоцветы», «Таватуй», «Зеленый мыс». Как и в городских, пришкольных лагерях. И в курортных здравницах, куда тоже ездили наши ребята.
Такие тогда были ВРЕМЕНА, мы ими управляли.
И в завершение
Все годы, наряду с практической работой, я занимался и научной деятельностью. Так что не совсем уж отступил от намерений, сложившихся в молодые годы. В различных научных изданиях опубликовал 36 научных работ, из них 12 в соавторстве с другими учеными. Тематика работ: математика, физика, педагогика, философия. С учеными физико-технического факультета УГТУ-УПИ мы разработали компьютерный вариант учебных пособий для учителей, учащихся и родителей по математике, физике и химии за весь школьный курс изучения этих предметов. Я опубликовал более 100 статей, эссе, на различные темы в газетах и журналах. В Министерстве образования России входил в состав творческой группы ученых, ВНИК, осуществлявших процессы реорганизации российского образования по разделам развития муниципальных систем образования малых и средних городов России. В мае 1999 года я успешно защитил диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Направленность организационно-педагогических аспектов развития муниципальной системы образования».
В заключение. А что дает человеку власть, звания, имидж? Убежден - позволяют делать сложные и важные дела, которые, не имея всего этого, сделать невозможно!
P.S. Очень сожалею, что многих, из упомянутых в этой работе мною людей, уже нет в живых. Светлая им память!
Геннадий Семенов
Предыдущие части по сслылке
https://zorkiysokol.livejournal.com/288429.html