Комитет охраны мостов

Jun 25, 2023 20:21



Я прочитала «Комитет охраны мостов» и не нашла слов, чтобы сформулировать свое отношение. Через пару дней я перечитала книгу и, удивительным образом, яснее не стало.

Ни ярости, ни надежды, одно глухое отчаяние и безысходность. Они жрут детей, жрут взрослых, жрут сильных, жрут слабых, жрут умных, жрут глупых. Это ненасытная прорва. И все мы помечены отгрызенными пальцам на уничтожение. И хочется, чтобы был этот Зимний прокурор, загадочный Кыши-Кыс, чтобы были синие, только чтобы не думать, что все, что происходит - делается руками обычных людей, которые дышат с тобой одним воздухом, ходят с тобой по одному разбитому асфальту. Когда в глаза чудовищ невозможно посмотреть, потому что можно увидеть свои собственные глаза. В общем, ужасное настроение, тяжелое впечатление, безвыходное положение.

А еще, это - реквием по профессии журналист в этой стране. И не потому, что хороших журналистов нет. Просто быть журналистом теперь - это быть вымирающим краснокнижным зверем, для обитания которого больше не осталось ареалов. Цирки, зоопарки, в лучшем случае заповедники, но никакой естественной среды и вольной жизни, нет больше таких земель.

Если попытаться отстраниться от эмоций, то можно сказать, что у Дмитрия Захарова вышел крепкий, жесткий, меткий, хороший текст на актуальную тему. Да, у меня остались вопросики к сюжетным твистам, типа, кем была Лена, почему Серёгин считал себя автором Кыши-Кыса, почему сеть из волос. Но общее впечатление все равно сильное.

Конечно, отдельный респект автору за сибирские реалии и особенно за Томск. «Бескошатная крыша» на Елизаровых - это фраза понятная каждому томичу. Да, «Томск - это тупик». И я живу в нем, помня о том, что здесь была журналистика, помня, что в 1991 году на эфирах ТВ-2 из августовской Москвы я впервые захотела быть журналистом, помня наклейки «Я за ТВ-2» и холодные томские митинги в декабре 2014.

А еще меня очень зацепила одна сцена из романа, когда журналист Серёгин встречается со своей бывшей большой любовью в Новосибирске и слышит от нее слова «либерда» и «либерастня» и, мне кажется, я слышу звон, с которым рассыпается на тоскливые осколки всё прекрасное, что связывало многие годы этих героев. Такое маленькое и болезненное осколочное ранение от общения с близким человеком, который оказался по другую сторону.

Я с радостью отметила для себя, что «Комитет» вошел в шорт-лист «Большой книги». Из 15 книг в этом списке я читала лишь три и среди них, несомненно, проголосовала бы за «Комитет охраны мостов». Мне жаль, что мне не с кем поделиться этой книгой. Кому-то слишком плохо и больно без этого, а кому-то даже эта книга будет - «об стенку горох». Но если вы вдруг прочитаете «Комитет» - напишите мне об этом, а? Мне очень хочется почувствовать, как этот текст воспринимается другими живыми людьми.

Дмитрий Захаров, спасибо, это было сильно.

zok, отзыв на книгу, дмитрий захаров

Previous post Next post
Up