Начало:
1 часть. 2 часть. Продолжаем. Погуляем по территории Сергиевской пустыни. Поскольку теперь мы понимаем что перед нами на лицо древнейшее наследие времен античного Пра-Питера, всю территорию монастыря будет рассматривать предвзятым взглядом. А заодно просто посмотрим что там интересного есть. Ведь не каждый имеет возможность сюда приехать и самолично всё увидеть. И я вам помогу.
Вторую часть статьи мы закончили храмом Сергия Радонежского. Это на галёрке, самый конец монастыря, в сторону залива. От него и пойдем гулять. И пойдем мы налево. Если выйти из храма. И попадаем мы на церковь Григория Богослова, постройки 1857 года. Вот она. Напоминаю, что все фото кликабельны, тыкайте мышкой. А всем читателям Дзена и прочих ресурсов очень рекомендую все мои статьи читать в Живом Журнале, это основная моя площадка и только здесь все фото в оригинальном разрешении. Рекомендую выводить на монитор или телевизор.
В общем-то ничего особенного. Никаких признаков допотопного наследия мы не наблюдаем. За исключением факта уступа за церковью. Обратите внимание. Решетка, а за ней уступ. Это тот самый след наносного слоя который похоронил первые этажи зданий, которые мы рассматривали в 1 и 2 частях этой статьи. Но там не только наносной слой. На самом деле это так называемый малый глинт, который я определил и ввел в оборот несколько лет назад. Это древний берег. Официально геологами и историками это преподносится как берег Анцилового озера, которое существовало по их уверениям 10 тысяч лет назад. Но на самом деле, это место было берегом еще совсем недавно - в 17 веке. Если от этой церкви пройти за решетку и спуститься вниз, туда где виднеются крыши хозяйственных построек, там превышение над уровнем моря будет менее 3 метров. А само подворье монастыря согласно
топографической карте возвышается над морем на 13-15 метров. То есть мы имеем уступ порядка 10+ метров. Чтобы вам было понятно, этот тот же самый уступ который наверняка вы все видели в Петергофе. Вот он.
Еще один кадр этого уступа в монастыре.
Поскольку перед храмом Сергия Радонежского имеются наносы похоронившие половину первого этажа Трапезной и Настоятельского корпуса, мы сейчас четко понимаем, что в момент формирования уступа эти здания уже стояли. А может и не стояли, были древние руины. Что с моей точки зрения наиболее вероятно, ибо хорошо вкладывается в реконструкцию событий. Когда-то давно все эти постройки не были у берега. Как раз наоборот, они были, можно сказать, в глубине материка. По моим расчетам нынешняя Невская губа от Петербурга до Кронштадта была либо сухопутной, либо представляла собой заливные луга с системой водохранилищ и прудов. А во второй половине 17 века когда эти берега достаточно обсохли (поднятие земли и формирование уступа) весь южный берег превратился в масштабную стройку. Так и появилась череда дворцовых комплексов с фонтанами и удобным спуском к воде. Их более десятка на расстоянии в 30 километров. Сейчас. А сколько было 300-350 лет назад одному Богу известно. Один из таких комплексов и был дачей родной сестрицы императрицы Анны Иоановны которую отжали в пользу монастыря. Там и фонтаны по всей видимости тоже когда-то были. Сохранился до наших дней пруд с плотиной. Пруд не маленький.
Слева в кадре деревья - это остров.
Немного отвлекусь. Недалеко от Автово, это сейчас черта города Санкт-Петербурга, на этом же уступе (малом глинте) был так же дворцовый комплекс с прудами и парком. В советское время там была художественная школа которую я досрочно и закончил (через месяц меня как "вундеркинда" перевели сразу во второй класс).
Эх, были времена.... Вот она сейчас (фото не моё).
Чтобы у вас в головах не было путаницы, это касается в первую очередь тех кто не отслеживает мои статьи и лекции, вкратце расскажу суть.
По математическим раскладам, которые я делал анализируя комплекс параметров (материаловедение, архитектура, технический уклад, ботаника, почвоведение, зоология, ихтиология, история династий, лингвистика, генетика, история религий, летописи и т.д.), получается, что в период между концом 12-го и началом 14-го века произошло грандиозное катастрофическое событие погубившее старую ойкумену (античность). Если уточнять временную дельту, то это скорее всего первая половина 13 века. Были серьезнейшие изменения географии. Тогда же ушел под воду и древний античный город который я называю Пра-Питером. Потом была серия затухающих событий, я их называю афтершоками. Первый и самый сильный был во времена Батыя и малолетнего Александра Невского. Сформировался большой Балтийский глинт (уступ) и Ильменский глинт у Новгорода.
Сам Новгород был погребен селем. Вот после этого события и проходила береговая линия по тому уступу который мы сейчас и рассматриваем. Кронштадт только начал появляться из под воды, сам Пра-Питер был еще под водой. Нева была проливом в Ладогу. Тогда же на останцах древних сооружений вдоль береговой линии и стали возникать будущие современные дворцовые ансамбли. Потом были еще катастрофические события, однако в данной локации они не были столь уж сильными. И вылились в медленное и плавное поднятие малого глинта. Формирование современной дельты Невы закончилось на рубеже 17 и 18 века, собственно с этого времени и началось возрождение древнего города царем Петром I. Современный уровень (береговая линия) Невской губы установился примерно в 1730-е годы, береговая линия Ладожского озера примерно на 100 лет позже - к 1830 году. При этом на Ладоге и в районе Выборга (включая Карельский перешеек) в 15-18 вв были достаточно серьезные импульсные тектонические подвижки, отдельные слабые импульсы вплоть до середины 19 века. Всё. Кто не знаком в деталях с моими выкладками, даю ссылку на статью в ЖЖ "
Когда утонул Пра-Питер". Ссылка на 1 часть, далее по порядку. Есть и одноименная
книга, ее легко найти по запросу в поисковике. На Ю-тубе есть одноименная
трехчасовая лекция.
Вернемся к нашей церкви. Что тут еще может быть интересным. Не многое. Пожалуй лишь то, что она стоит на известняковом основании и цоколь облицован гранитом. В общем типичная картина для построек 19 века. В данном случае, поскольку фундамент не гранитный, а известняковый, логично предположить что строители использовали преимущественно бэушный материал. Гранита было мало, хватило лишь на облицовку чтобы зимой снег и мороз не разъедали известняк. А может просто денег не хватало. В смысле на гранитный фундамент полностью.
Так же интересно взглянуть на внутренние потроха кирпичных колонн. Капитель накладная пустотелая.
Так, пойдем гулять далее. Давайте теперь пойдем направо, если выйти из храма Сергия Радонежского. То есть зайдем с другого бока монастырского подворья. Попадем на так называемую Угловую башню. Когда-то она не была одинокой, теперь одна осталась. В общем-то ничего особенного. Удручает лишь аварийное состояние. Но думаю не надолго. Монастырь в целом ухоженный и денюжки сюда вливаются. Датируется башня 1750-ми годами. Я склонен верить этой датировке, криминала не обнаружено.
Рядом с башней в сторону от моря в материк длинное здание. Название точно не помню, там кроме названия церкви еще какие-то "инвалиды" и чья-то усыпальница. Сложное название и длинное. Да и не интересно это. Интересно другое. Это здание тоже утоплено по уши наносным слоем. При этом датируется началом 19 века. Вот оно.
Вот вход вблизи. И табличка с названием. Видно, что вход утоплен.
Напротив храма Сергия Радонежского есть склеп усыпальница дворян Чичериных. Мне присылали видео где показано, что кости всё ещё там. Сам я туда не ходок и никому не советую.
Склеп в форме пирамиды, облицован гранитом, наверху обломок гранитной колонны с водруженным на него фигурой апостола Петра. Когда-то этих гранитных колонн и тем более их обломков в окрестностях Петербурга было больше чем грязи, кое-что пошло на дело.
Есть памятник зодчему Горностаеву. Основание мраморное, сам памятник на вид скорее искусственный композит. На природный камень не похоже. Мы видим равносторонний крест в круге, это древний символ языческого бога Хорста (Хорса) - бога умирающего осеннего солнца. Это погребальный символ. Собственно с тех давних времен этот символ не поменял своего значения. Да, отвлекусь, вдруг вы не читали Ветхий завет и не знаете. Так вот, согласно книги Бытия иудеи всех язычников именовали жрецами (читай грецами). Отсюда у нас и название церкви - греческого обряда. То есть с большим языческим наследием.
На обратной стороне текст какой-то молитвы. Видимо заупокойной. С одной из матушек мы довольно долго пытались прочесть. Какие-то строчки или фразы мы прочитали, какие-то не смогли. Кому интересно, попробуйте, может прочтете.
Есть и такая могила. Явно современная. И не из местного гранита. Что меня удивило. Здесь в Питере своего гранита море, десятки сортов можно выбрать, зачем было привозить чужой гранит и делать из него памятник? Возможно заказывали в мастеркой не местной, и сюда привезли уже готовый памятник. Либо в местной, но которая специализируется на каких-нибудь столешницах из определенного сорта гранита. А вообще странно.
Ну, и чтобы не заканчивать могильным и грустным, под конец этой части статьи я выложу немного позитива. Это будут цветочки. Еще раз повторюсь, что территория усадьбы вполне ухоженная. Хоть там и очень большое количество разного рода могил (там похоронено в сумме порядка 1500 человек), эти могилы не навязчивы, а сама территория напоминает больше ухоженный дворцовый парк, нежели кладбище или погост.
Следующая часть будет заключительной, в ней мы поговорим о главном корпусе и парадном входе. Будет жутко интересно.
Всем спасибо.