Допотопное наследие. Сергиевская пустынь. Ч.2.

Jul 23, 2023 08:29

1 часть по ссылке.

Продолжаем.

Теперь зайдем внутрь храма Сергия Радонежского. Уже на входе мы видим гранитное обрамление прохода. Так же сложнейшая геометрия, да еще вдобавок и полированная. Обратите внимание не только на выпуклости и впуклости, но и на верхний элемент. Он параболический, изогнутый. Фреза бегала по определенному заранее изготовленному лекалу. Проще говоря, именно под этот изогнутый элемент был изготовлен и настроен персональный станок.





Степень эрозии высокая. И если на отпескоструеных элементах входной группы из первой части статьи эрозию было менее заметно, то здесь всё очень хорошо видно. Каверен много и они глубокие. Не забываем кликать по фотографиям и рассматривать их в оригинальном разрешении. Читателям Дзена и прочих ресурсов настоятельно рекомендую перейти в Живой Журнал. Только в ЖЖ все фото в оригинальном качестве. Ну и с монитора компьютера, конечно же, всё намного лучше видно.







Как только мы заходим внутрь через двери, нам предстает вот такая вот картина. Несколько гранитных колонн!  Это не парадный зал, не сердце храма, а предбанник, прихожая, вестибюль. И сразу гранитные колонны. Полированные. Не, ну а чё, это же Питер. Чему тут удивляться? Мы же не в Париже или еще каком-нибудь Риме, где это было бы местом паломничества туристов, это обычная питерская церквушка на задворках монастыря.




Удивил? Нет, ребята. Я еще вас не удивил. Удивлю сейчас. Это не просто гранитные колонны, ну типа декор. Нетушки. Всё намного серьёзнее и интереснее. Это элементы силовой несущей конструкции! Дело в том, что сам храм находится ..., блин, вы не поверите, на ВТОРОМ этаже! Попозже туда поднимемся, вы ахнете. А щас подробно разберём эти самые колонны. Поскольку это конструктивный элемент несущей конструкции, они .. цельные!  Вся вот эта загогулистая форма колонны с орнаментом - это один каменный блок! Оно и понятно, как только вы начнете делать составную конструкцию из разных элементов, вам придется решать вопрос сопряжения этих самых элементов. Либо укладка на раствор, что подразумевает мерзкий вид, либо надо ставить демпферные прокладки из более мягкого материала (например лист меди), либо еще что-то придумывать.  Иначе всё растрескается к чертям собачьим. И второй этаж рухнет вниз. Просто ровно отрезать и поставить друг на дружку не получится,  неизбежно будет точка сопряжения от которой рано или поздно пойдет разрушение конструкции. Это, кстати, происходит на колоннах нижнего портика Исаакиевского собора, потому что у Монферрана не хватило ума сделать эти самые демпферные проставки между элементами колонны и архитравом. И вот уже почти 200 лет разные поколения строителей и реставраторов борются с разрушением колонн. И когда-нибудь они рухнут. Причем Монферран это знал и уже сам пытался как-то это исправлять. Полумерами. Малоэффективно.

Вот этот самый единый монолитный блок из гранита.




Нижняя часть.




Верхняя часть.







Я внимательно осмотрел все колонны. Мне как исследователю интересно намного больше чем обычному человеку и далеко не всё я публикую. Вам, как простым читателям, это будет не интересно, да и не нужно. Это узконаправленные  исследования профильного специалиста. Отмечу лишь то, что одна из колонн была рассечена на сегменты. Когда и зачем - отдельный вопрос на который у меня пока нет ответа. Вот эта колонна.



 Видно щель и что два элемента замазаны герметиком. Это не трещина, не разлом, это искусственный пропил. По какой причине это было сделано, я пока не могу сказать. Как вариант, под колонной что-то есть. Что-то спрятано. И делалось это скорее всего еще на этапе строительства.

Ну и теперь поднимемся на второй этаж. Собственно в храм.

Ты такой расслабленный, в голове какие-то мысли. Может кошки на душе скребут. В храмы ведь не всегда по праздникам ходят. Очень часто туда идут именно из-за проблем. Поднимаешься ленивой поступью по ступенькам, причем весьма непримечательным и в полумраке (в церквях всегда темно),  сворачиваешь в проход и бац.... А там ... Открываются не только глаза, но и рот.




Невероятной красоты парадный зал дворца. Именно дворца. Княжеского или царского рода. Церковь тут чужеродный элемент. И вот тут начинается серия вопросов на которые нужно искать ответы. Здание то точно новодельное. И построено как храм. Как нас уверяют. Но храмы так не строят. А вот парадные залы дворцов именно так и строят. С моей точки зрения здесь классический пример вторичного использования и изменения целевого назначения. Ведь и школа милиции здесь когда-то была.

Мои мысли. Скорее всего данное здание действительно построено в 1850-е годы. Возможно перестроено на останцах чего-то. Но проект изначально включал в себя нечто хранящееся в запасниках, оставшееся от допотопной античности времён Пра-Питера. Это я про колонны и прочий гранит. Концепция здания скорее всего подразумевала последующее (очень скорое) выселение монахов из этой пустыни, а по сему и здание строилось как дворец. С видом на море (об этом в следующих частях). Видимо кто-то из власть имущих того времени положил глаз на данный пятачок земли аккурат посреди дороги от Питера к Петергофу. И задумал здесь сделать Петергоф намба ту. Место то козырное. А тут монастырь какой-то. Но что-то пошло не так и монахи остались на своем месте. Вот мы и видим вместо заштатной церквушки на отшибе невероятно красивый и богатый храм. На втором этаже.

Теперь чуть подробнее рассмотрим колонны. Они высотой примерно по 5 метров.




Колонны уникальные. Нигде и никогда я ничего подобного не видел. Вы не поверите, но у каждой колонны свой собственный орнамент капители!  Самое интересное, там был монах, и я ему это указал и спросил у него, почему все капители разные? Он так удивился. Он от меня узнал что все капители разные. Он, оказывается, на них никогда не обращал внимание.

(Добавлено. В комментариях указали что разные капители характерны для романских храмов).




Давайте я вам покажу их каждую.

Вот первая капитель. Она высоко, но видно что на капители присутствует текстура гранита. Если кликнуть мышкой и увеличить фото, то будут различимы следы повреждений на орнаменте. Равно как и на колоннах. На колоннах еще и явные следы эрозии, хоть они и полированные и внутри помещения. Это в пользу моего предположения о том, что колонны  изготовлены в допотопные времена и в данном случае на лицо их вторичное использование. Если мы предполагаем  что это натуральный гранит, то вопросов каким инструментом и как вообще эти капители изготовлены, мне не задавайте. Я не знаю. И никто не знает. Про всяких там Сухановых, Шихиных и прочих Теребенёвых мне не рассказывайте. Это для школьников. А мы люди взрослые и серьёзные. С художественной школой за плечами и 18-летним стажем в строительной и отделочной сфере.




Следующая капителька. На колонне каверны, это эрозия.




Следующая капитель. Обратите внимание что на ней уже нет явной пятнистой текстуры гранита. И вообще она отличается по цвету. Темнее. Производит впечатление чего-то искусственного. Либо сверху нанесен какой-то краситель. Тогда вопрос - зачем? Были сильные повреждения? Шпаклевали и ничего умнее не придумали как покрасить? Всё может быть.




Да, кстати. Во время оккупации во время Великой Отечественной войны данный монастырь практически не пострадал. Удивительно, но факт. О каких-либо повреждениях в период гражданской войны так же ничего не говорится. Это я уточняю для того, чтобы отсечь вопросы про возможные разрушения в периоды войн.

Еще одна капитель. Текстура камня имеет место быть.




В общем с капителями разобрались. Теперь посмотрим нижние части колонн.  Внизу у ствола колонны классическая для коринфского ордера юбка. Правда эти колонны к коринфскому ордеру не относятся, но общая концепция наиболее схожа именно с коринфским ордером. От него и пляшем.  Ниже ствола колонны мы видим базу. Она так же гранитная и того же паспорта что и ствол колонны. Геометрия у базы сложная, сделана из единого блока.  Ниже базы мы видим пьедестал, он из гранита другого паспорта.




Еще одно панорамное фото.




Ну и последняя картинка в этой части статьи пусть будет с потолком. Он тоже красивый. Кому интересно что там написано, кликайте мышкой и читайте.




Давайте на этом вторую часть статьи посвященной Сергиевской пустыни закончим. О чем сделать третью часть я пока не решил, буду думать. Скорее всего будем гулять по территории.

Мой блог на Дзене.

допотопный петербург, Сергиева пустынь, архитектура, история, гранитные колонны, Пра-Питер, рапакиви, храм Сергия Радонежского

Previous post Next post
Up