Заметки из книги Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка.

Oct 15, 2016 02:32

Ещё весной прочитала я книгу Петрановской "Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка." Книгу я всем очень советую, написана она простым и интересным языком, много полезных советов. Петрановская сейчас на слуху, и я считаю это заслуженным, мне очень помогают её видеолекции, вот и книга тоже понравилась.
Кратко запишу интересные мне моменты книги (краткий конспект себе на будущее, мужу почитать и может ещё кому-то окажется полезным).


*** Дефицит позитивного внимания к детям. Реально проблема нашей страны. Мы чаще ждем осуждения общества, поэтому нас ужасно тяготит, когда заграницей с нашими детьми начинают сюсюкать на улице, говорить, какой у нас сладкий и прелестный малыш. Часто можно услышать от людей, что "сюсюканье" раздражает. Да, я и сама в этом грешна. Вот книга заставила задуматься, а хорошо ли это?

*** Объятия - это наш ответ всем угрозам мира, самой смерти.

*** Детям нужны взрослые, сильные и уверенные, а не просто партнеры по играм и развлечениям. Детям нужна властная забота - забота сильного и ответственного, доминирование, которое используется не для того, чтобы подчинять и угнетать, а для того, чтобы помогать и защищать.

Когда ребенку плохо, и когда родители его обижают, то если не сами родители - кто же будет защищать его? И когда родители инфантильны, беспомощны: если родители криков ребёнка боятся, что же они сделают перед реальной угрозой?
Уступка с позиции взрослого: "Я думаю, что этого делать не стоит, но я вижу, как ты этого хочешь… поэтому я разрешаю, потому что я тебя люблю." или "Я считаю, что эта каша очень полезная, но ты говоришь, что ты её ненавидишь, поэтому хорошо, мы не будем её есть, я не буду заставлять тебя."
Уступка с позиции слабого: "Да отстань ты уже, отвяжись!, ты мне уже весь мозг съел/все нервы истрепал..."

*** Раздражение - это признак того, что родителя вынесло из взрослой позиции, из позиции защиты и заботы. Иногда, если терпения не хватает, захлёстывает раздражение на ребенка или отчаяние при виде его слез, очень полезно спросить себя: «А сколько мне сейчас лет?». И если вы чувствуете, что явно не столько, сколько в паспорте, то самое лучшее в этот момент - отойти немножко в сторону от ребенка и заняться собой. Важно уметь искренне себя жалеть, вместо срыва на детей. Важно уметь вовремя понять, что вы вылетели из взрослой роли и поскорее в нее вернуться.

***Ребёнок не может не спорить (кризис 3-х лет), программой развития заложено сепарирование, как бы тяжело ему не было.

***Привязанность перекрывает конфликт. Даже если в ссоре вы вышли из себя, надо дать понять ребенку, что ссора ссорой, а с вашей привязанностью всё в порядке: обнять, помочь умыться, вытереть слёзы.

*** «Пока не извинишься - не подходи!» Важно: взрослые заводят детей и отвечают за отношения с ними, не наоборот!!!

*** Если мы хотим, чтобы ребенок нас услышал во время стресса, понял, то нам важно прежде всего успокоить его лимбическую систему. Вывести из стресса, дать понять - мы по-прежнему его родители, и по-прежнему готовы защищать и заботиться. Не надо подливать масла в огонь: «прекрати орать», «немедленно успокойся», «замолчи сейчас же», просто остаемся рядом, обнимаем, гладим, что-то говорим, но смысл слов не важен, он его не очень понимает.

*** Чаще всего дети врут из страха, что их поведение не понравится родителям, а им важно быть хорошими. Они не понимают, что ложь может расстроить ещё больше. Ребёнок врёт, потому что понимает, что поступил плохо. Выходит, что во фразе «…за вранье накажу» ребенок видит: меня почему-то ругают не за плохой поступок, а за попытку его исправить. Правильно: «Мне нравится, когда говорят правду. Я хочу, чтобы ты был честным.» Но это работает, когда ребенок не боится родителей и суровых наказаний.

*** Лет до 7 ребенку нужен рядом взрослый, чтобы работало следование его советам («драться нехорошо»), только после 7 лет ребенок сможет удержать ваш образ в сознании, помнить ваши слова и указания (как бы виртуальные родители всегда рядом). До этого если нет родителей - нет следования указаниям, и действуем в ситуации как получится. Дети после 7 лет уже редко ошибаются в прогнозе оценки взрослыми их поступков. Нет ситуации «сделал маме подарок из шторы, почему мама огорчена»?
С появлением этого «виртуального родителя» дети готовы к долгим разлукам с родителями.

***Вот этот момент заставил меня задуматься о себе и окружающих: «Только родители, сами не получившие безусловного принятия, могут раскритиковать с любовью сделанный для них пятилеткой завтрак за то, что на полу в кухне теперь липкие пятна».

***Наверное самое интересное для меня в этой книге было про необходимость появления в жизни ребенка Наставника при достижении школьного возраста.
Наставник всегда на стороне ученика - сам требует, может быть строгим, но другим своих детей в обиду не даст.
Огромный минус наших школ в том, что там почти нет педагогов, которые могут взять на себя роль Наставников.
Наставник обладает чувством собственного достоинства, смел, не боится трудностей, он принимает вызов судьбы, он всегда готов рискнуть ради нового знания. К нему в ученики ещё надо попасть, он не будет бегать и принуждать.
Часто не справляясь с ролью Наставника, учитель пытается вогнать в эту роль родителей (проверка уроков, поговорить и т.д.) И родители поддаются. Итог: у ребенка нет Наставника, так у него ещё и родителей отнимают. Мир ребенка рушится. Верно: родители должны ПОМОГАТЬ. Когда ребенок просит помощи, жалуется и т.п. Участие родителей - это не контроль, а защита и забота.
Необязательно, чтобы все педагоги были гениями, достаточно найти одного такого для своего ребёнка. Если в школе нет педагога, вокруг которого всегда толпятся дети, читают по его предмету больше обычного, готовы помочь с чем угодно - это мёртвая школа, и там нечего делать детям.
Наставника можно также найти в спортивной секции, кружке, в туристическом клубе…

*** Чем сильнее стресс, чем больше ребенок «не справляется с жизнью», тем ему нужно больше защиты и заботы, тем на большее число стадий он возвращается назад, регрессирует.

***Подросток: окончательная сепарация с родителями. Отношения привязанности подходят к своему естественному завершению. Задача этого периода пережить разочарование во всемогуществе родителей и научиться жить своим умом. В детстве ребенок идеализирует родителей, они для него божества, теперь же он видит совсем иную картину, такое открытие пережить нелегко. Он понимает, насколько он-подросток и его родители разные люди, как отличаются их мнения, вкусы.

Интересный опрос родителей и подростков: «Как вы думаете, чего больше всего хотели бы от вас ваши дети?» Родители: «Денег, и чтобы мы отстали», Подростки: «чтобы они проводили с нами больше времени».
Родителям тоже сложно, особенно если они «жили ради детей». Сепарация выбивает почву из-под их ног + одновременно подходит кризис среднего возраста.
Плохо ребёнку в этот период и с идеальными родителями, так как он мучается от своего несовершенства.
Главный совет родителям: заниматься собой и своей жизнью. Детям не нужен уход и постоянная опека. Родителям пора что-то менять, реализовывать отложенные планы.
Привязанность отработала свое, следование больше не включается. Природой заложенная программа требует от ребенка отделиться, а от родителей - отпустить.

Общество искусственно увеличивает возраст биологической зрелости, ребенок вырос, а общество принуждает нас делать вид, что у нас ещё маленький мальчик. Ребёнок хочет самостоятельности, а его опекают, но при этом же его ругают, что он «несамостоятельный», подразумевая под этим «не делает того, что мы считаем правильным».
Раз мы живем в такое время, когда искусственно задерживаем детей в их детстве, то важно сохранить и плюсы детства: баловать, жалеть, вместе гулять и играть. Без критики и оскорблений, даже если сам ребенок грубит, это не улучшит ситуацию. Доброжелательность, спокойствие и незлой юмор. Ему нужна поддержка и наша любовь, отвечает за себя он уже сам.
Аналог: боксерский поединок, вы ассистент своего ребенка. Да, с вашим опытом вы проведете бой лучше, но его не засчитают вашему ребенку. Ваша роль ждать в углу, болеть, переживать, готовить полотенце, слова поддержки.
Интересно, что для родителей часто самым неприятным запахом является пот собственного ребенка в подростковом возрасте. Сама природа вынуждает нас отделиться.

Но важно, что остается душевая связь с ребенком. Это ресурс, который окажет поддержку, когда родители уже не в состоянии обеспечить защиту и заботу ребенку лично. Да, идеальный образ родителя померк для ребенка, но их образ, как источник силы, веры в себя, хорошего отношения к себе - остался у него в душе. Именно голос внутреннего родителя мы услышим в душе в минуту сильного стресса. От нас зависит: будет ли это голос защиты или заботы, голосом привязанности, способной перекрыть любые расстояния и время, любую разлуку, и даже саму смерть.

книги, материнство, школа, детское, подросток

Previous post Next post
Up