Росписи озера Бафа за воротами монастыря Келливарон

Apr 30, 2023 14:26


Интересно, наступил ли Ренессанс в ЖЖ? Попробую проверить и написать тут.

Сейчас особенно актуально путешествовать по фото друзей, и вот v_shkondin прислал мне фотографии с византийского озера Латмос (турецкое название -  Бафа).



Вид из крепости монастыря Калливарон на озеро Латмос. Вид из крепости монастыря Едилер на озеро Бафа

Это необыкновенные росписи весьма своеобразного храма (?), точнее, остатков от него.





Монастырь Келливарон (Едилер, греч. Μονή Κελλιβάρων, тур. Yediler Manastırı)

Несмотря ни на что, даже на такой вот эксклюзивный вид храма (?), роспись сохранилась отлично, и стоит того, чтобы сказать о ней несколько слов.



Монастырь Келливарон (Едилер, греч. Μονή Κελλιβάρων, тур. Yediler Manastırı)

Сразу, ремаркой на полях отмечу для скептиков - иконографические детали имеют особую важность, ни в Церкви, ни в иконе нет и не может быть ничего лишнего.

Живопись Никейской империи сама по себе - редкость. Удивительно, что византийская традиция после разграбления Константинополя крестоносцами вообще не перестала существовать, а продолжала… эээ… развиваться. Комниновский стиль постепенно сходит на нет, а палеологовский еще не наступил.



Монастырь Келливарон (Едилер, греч. Μονή Κελλιβάρων, тур. Yediler Manastırı)

Монастырь Келливарон был лаврой, одной из нескольких в тех местах, между лаврами постоянно происходили разборки за земли и статус, все писали кляузы сначала в Константинополь, потом в Никею, начальство приезжало разбираться… В одно время оставшихся семь насельников релоцировали в Константинополь, сохранились документы и обширные переписки. Погружать вас в эти дрязги нет никакого желания, но факт - это был настоящий, официальный монастырь, с высокими кураторами из столиц.



Каменная глыба с росписью из монастыря Келливарон

Тем удивительнее, что сохранившиеся фрагменты живописи вроде «освоили язык предполагаемого противника», и представляют нам прекрасные образцы уже почти ренессансного западного искусства! Крестоносцы до этих мест так толком и не добрались, лишь немного, набегами, но живопись выглядит как из крестоносной мастерской для самого требовательного западного заказчика.

Посмотрим. Вот общий вид росписи.



Общий вид сохранившейся росписи монастыря Келливарон

Помещение было небольшое, сюжетов не так много, всего 7, и они представляют полную и законченную иконографическую программу, это замечательно. Думаю, уж 7 сюжетов вы выдержите.

Будем рассматривать слева направо от пролома с востока, по южной стене.



Сретение Господне

Вот очевидно, почти совсем утраченное Сретение, видите, там написано.  Н συνάντηсιс, Суна́нтэсис. Остался изображенный храмовый престол, осененный киворием, Храм Гроба Господня, в античной интерпретации. Надпись вверху вполне разборчива, да, это Сретение. Обратите внимание на перспективу и градиентные заливки стен! А киворий просто 3D %) а это еще только начало XIII века.



Крещение Господне

Крещение Господне, βάπτισμα, баптизма по-гречески. Не вижу нигде голубя, Святого Духа, но может, справа три ангела? Но нет. Может, зеленоватый полудиск? %) А вот он, беленький, едва заметный, под луной. Но какая телесность и динамика, отличная анатомия, как любовно и детально прописаны все складки одежды, градиенты на теле… А какие иконные горки - прямо заглядение, и с трубами они здесь везде, все объемное.



Преображение Господне

Далее следует Преображение, Μεταμорφωсιс, Метаморфозис. Здесь все традиционно, и отвлекитесь от некоторой разбитости и разрушенности фрагментов, и рассмотрите - какие же красивые все, прямо как живые - и Илия, и Моисей, и Петр, и Иаков, и Иоанн. Посмотрите, как точны их жесты, как сложны позы, какая экспрессия  и эмоциональность! Какие у них лики, пластичные, у каждого свое выражение, и выписаны не только одежды, но и волосы. А руки - посмотрите на прекрасные руки, это вам не клешни в каппадокийских храмах, да и честно сказать, в Киевской Софии. Это высокое искусство, напряжение прямо какое-то античное и без сомнений столичное, высший класс. И мне даже кажется, что я знаю, с кого писали Илию, у нас работает в соседнем отделе…



Воскрешение Лазаря

Но мы отвлеклись, и южная стена закончилась, далее, на западной стене - Воскрешение Лазаря, Η Έγερσις του Λαζάρου, Эгепсис ту Лазару, прочем, здесь букв не разобрать. Роспись пострадала, но понятно, что она была великолепна - стоит только посмотреть как мастерски написаны рука Христа, держащая свиток и пелены Лазаря.



Распятие Христа

Теперь северная стена. Распятие, Σταύρωcic, Ставросис. Христос не просто склонил голову , а прямо положил на плечо, а сколько терпения, и боли, муки и страдания во взгляде…



Мурашки по коже.

Гвозди вонзились именно в ладони, и на голове нет тернового венца - явно не западная иконография. Правда, не сохранилась нижняя часть росписи, и неясно одним или двумя гвоздями прибиты ноги.



Положение во гроб

Следующий сюжет, вы думаете - Воскресение? Логично, но нет, Погребение, Положение во гроб, Pietà. По-гречески ενταφιασμόсιс, энтафиасмосис, так и написано. Очевидно, из иконографии Страстей Христовых, по-русски - «Не рыдай мене мати». Потрясающе, как очевидно, из-за ограниченности пространства, в иконографическую программу были отобраны только 7 из 12 канонических сцен цикла, но даже по византийскому канону Положение во гроб не входит в число и 12.



Воскресение. Сошествие во ад

Заключительный сюжет, без всякого сомнения - Сошествие во ад, Аνаσταсιс, Анастасис, Воскресение. Остался выразительный лик Христа, немного от праведников кто из них Иоанн Креститель, а кто цари Давид и Соломон, сказать затрудняюсь.



Монастырь Келливарон (Едилер, греч. Μονή Κελλιβάρων, тур. Yediler Manastırı)

Понятно, что Никея была центром образованности, философии и богословия, и конечно, идеологическим центром. И когда убивать и грабить христиан-единоверцев крестоносцам оказалось выгоднее, чем сражаться за Гроб Господень, разгром Константинополя и вообще само существование Латинской империи с императором-французом графом Фландрским Бодуэном во главе не просто закрепило уже существовавший раскол, но и привело к цивилизационному разрыву между католиками и православными. И именно тогда, во время агрессии Запада,  в Никее возродилось стремление подражать, не смотря на каноны, своему античному прошлому, и это стремление было связано с противопоставлением себя латинскому Западу. Может, из этого порыва и родился Ренессанс, вывезенный вместе со всеми достижениями Византии в Европу? ;)

Материалы

РS Выяснилось, что не все знают, что было дальше. Дальше было все хорошо, Константинополь лет через 60 вернули, все из Никейской империи вывезли на восстановление Константинополя, и войска перевели на западные границы, ох... Византийская культура пошла на свой последний взлет - палеологовскй ренессанс, который был уже не такой дерганый и эмоциональный, всё успокоилось на время, исчезла монументальность, фрески заменили мозаики, но добавилась лиричность, одухотворенность и академизм. А Западу досталась нервозная, почти истерическая восторженность, реалистичные в своей телесности тела и мадонны, списанные с любовниц художников.

Византия, монастырь, иконография, Келливарон

Previous post
Up