А в Иерусалиме
Засветило солнце.
Радуйся, ой, радуйся Земле!
Развеселый Божий Сын,
Боже народился!
Рождественская колядка
Осенью, в октябре, удалось вырваться на два дня во Владимир - там проходила очень интересная конференция, настолько интересная, что я задвинула свои проекты на работе и невзирая ни на что, бросила все и поехала.
Конференция собрала историков и искусствоведов из Москвы, Новгорода, Германии, Италии, Австрии на мутноватую на первый взгляд тему «Влияния и обмены в "большой Европе" XII столетия: знания, люди и образы»
https://medieval.hse.ru/announcements/191974596.html Суть интриги заключалась в том, что ВШЭ, которая теперь занимается всем на свете, решила собрать немцев и итальянцев и иже с ними, повозить их по владимирским белокаменностям, все им рассказать и показать, авось и согласятся, что это все построили их мастера. Центральным по содержанию был доклад Седова, и дискуссия после него.
Немцы и итальянцы благодушно кивали, делали свои доклады, но не понимали наших проблем.
В первую очередь, потому что у них наука по-другому устроена, еще потому что сохранилось исторических документов больше в десятки раз, а еще потому что они все не могли взять в толк - как можно тут вживлять «европейские корни», когда есть Византия? Да и просто конкретно говорили: у нас нет и никогда не было такого белокаменного чуда, и зверюшки - не наши.
Все это, конечно, меня обрадовало, но уже дома, внимательно и несколько раз перечитывая Седова (основного классика современности по вопросам белокаменя), просматривая его презентацию, которую я записала на диктофон и зафоткала всю до слайдика, до меня дошло, чего не хватает этому вполне адекватному, образованному и широко известному сейчас археологу и искусствоведу. Он, как и многие другие исследователи, совсем не понимает менталитет человека того времени, считает веру религию (и христианство вообще) одной из многих частей, этаким критерием, наравне с другими, рассматривает все еще как в советское время, ака «влияние православия на строительство храмов».
«Долгий», как его называют немцы, XII век - время летописное , но это в менталитетном плане время следования (не побоюсь этого слова) ветхозаветной традиции, ну то есть как бы если Ветхий завет рассматривать как образцовую «летопись». Ведь вместе с Православием мы узнали и Ветхий завет, не понимаю, почему об этом не говорят, это же громадный пласт. Проанализировав книги, которые можно было прочесть во Владимире и «достать» в Киеве тем немногим грамотным, которые там в это время были, понимаешь можно лишь смутно догадываться, сильно напрягая фантазию, что с человеком делала «книжность ученая».
Нам очень-очень сложно представить менталитет образованного (а Андрей Боголюбский, например, был блестяще образованным князем) человека того времени. Но давайте хотя бы немного попробуем, чуть-чуть. Картинка мира складывается такая.
Итак, для начала- физика и астрономия. Мы живем в прекрасном мире, созданном за шесть дней, наша Земля - шар (!), который покоится в водах, а за ними - воздух, затем огонь, эфир, Бог.
Да, почти чистый Аристотель. Наследие греческой науки и философии использовалось Церковью без колебаний, но оно при этом своеобразно «воцерковлялось». Типичен в этом отношении «Шестоднев» св. Василия Великого. На Руси широко известен через Иоанна экзарха Болгарского.
История. Это то, что было супер-хитом, блокбастером по полной программе. Были, конечно, и апокрифы, но самыми захватывающими были события Священной истории. История, заключенная в Библии, была очень существенной и значительной, каждое событие Библии или, что важно, событие, связанное с библейскими персонажами и библейской землей привлекало внимание.
В это время невозможно отделить Ветхий завет от Нового… Одно из первых собственно русских произведений «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона имеет полное название «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла». Почему митрополиту так важно отделить «закон» от «благодати»? Да потому что в головах у большинства была еще - православно-ветхозаветно-языческая каша, люди в большинстве своем не способны систематизировать столько много информации, сколько обрушилось на них с принятием христианства, ни за 60 лет, как при Илларионе, ни за двести, как показывает декор белокаменных соборов северной Руси -Суздальского княжества, ведь Ветхий завет значительно ближе к традициям язычества. При этом, что важно для менталитета, все летописи и своды прочно удерживали ветхозаветную основу, которая была аксиомой, летописи до краев были полны ветхозаветных примеров, поучений и аналогий. А все почему? Потому что новорожденное государство стремилось вписаться в прямом и в переносном смысле в общемировой контекст, и на десять минут минуту представьте, что другой информации просто не было. Те же византийские Хроники Амартола, которые изрядно использует Нестор наш летописец, начинаются так же с передачи ветхозаветных сказаний.
География
Тут надо сразу отметить ту территорию, на которой в первую очередь разворачивались все наиболее значительные события человеческой истории. Центр ее - Палестина, а в ней Иерусалим, и затем все остальное окружение - Египет, Малая Азия, страны Средиземноморья и Черноморья. Восток открывался для средневекового человека до границ похода Александра Македонского в Индию. Для русского читателя география была раскрыта все тем же Нестором, «Повестью временных лет» географическим описанием, начинавшимся с водораздела Восточно-Европейской равнины - «Оковского леса».
Общество
Идеал государства - Царьград, то есть Византия, откуда понаехали почти все священнослужителиподавляющее большинство священнослужителей, они понаехали оттуда, царьградские, эфесские да афонские. Все князья смотрят на империю с благоговением. Те из них, которые в родстве с императорами, пользуются особенным почетом; например Борис и Глеб, или Владимир Мономах, потому что они «святились царски». (напомню, Владимир Мономах - отец Юрия Долгорукого и дед Андрея Боголюбского и Всеволода Большое гнездо). Митрополит. Никифор, восхваляя Мономаха, говорил, что его Бог «из утробы помаза, от царской и княжеской крови смесив». В знак уважения князей часто титуловали «царями», титулом, который у нас обыкновенно прилагался к императору. О Мономахе составилось предание, по которому империя в лице императора Алексея Комнина передала русскому князю знаки царского сана - «шапку Мономаха» и бармы, а греческий митрополитНеофит совершил над ним обряд царского помазания. Это предание имело потом большой вес на Руси, указывая на преемственность русского самодержавия от греческого. Образец царской власти был, таким образом, дан; но еще много требовалось времени, чтобы он нашел себе приложение в самой жизни Русского государства.
Здесь надо сделать маленькое отступление и сказать, что среди удельных порядков сама иерархия могла пока говорить только о единстве и мире земли и о повиновении младших князей старшему, как отцу. С наибольшей ясностью мысль о верховной власти усвоена была только в северной Руси, где впервые явились князья-самовластцы, Андрей Боголюбский и Всеволод. Владимирская летопись долго распространяется о святости княжеской власти, сравнивает князя по власти с Богом, доказывает, что противник власти противится Богу и проч.
Так вот, про менталитет и общество. У нас есть храм, у него сосредоточивается вся жизнь. Тут рядом живут владыка и князь. На погосте около храма собираются сходы, решаются общинные дела, тут можно чего-нибудь прикупить на рынке, завязываются сделки, торги, здесь же - наша приходская школа, в которой учит местный дьяк, и приходская богадельня. От того наша община - не столько юридическое, договорное собрание, сколько религиозно-братское. Сам город считается как бы принадлежностью собора. Новгород - город святой Софии, Псков - святой Троицы, Владимир - Богородицы и т. д. Имена этих святынь служат военными кликами в удельных битвах. Все городское благосостояние поставляется под покровительство собора.
Ну, а христианская этика еще была во многом формальной, увы, и благочестие прививалось не быстро, сначала вовсю развивалась обрядовость. Понятно, что такое благочестие не могло сдержать сильных проявлению грубых страстей удельного времени. Это было тяжелое время усобиц; опустошительные войны шли из года в год то там, то здесь. Князь, строивший в своем городе церкви и монастыри, подававший милостыню, прославляемый летописцем, как князь благочестивый, грабил и жег церкви и монастыри в чужом уделе, истреблял чужих смердов и их животы, и потом на счет чужого добра и чужих, православных же, святынь украшал свои святыни.
В вере, в крестном целовании было единственное ручательство мира и безопасности, но под влиянием страстей и это ручательство оказалось не крепким; встречаем примеры грубого презрения к клятве. Например, нарушив клятву, данную великому князю Изяславу II, Владимирко Галицкий с насмешкой сказал его послам, указывая на крест, который целовал: "Что мне сделает этот маленький крестик?" и после этого отправился к вечерне.%)
Ох! Менталитетно, ничего не скажешь.
А теперь давайте с точки зрения этой картинки мира посмотрим еще раз на уже знакомые вещи.
Новый Иерусалим
Традиция создания Новых Иерусалимов пошла из Византии, где Золотые ворота при въезде в Константинополь венчал храм Богородицы, называемый Иерусалимом. Точно такая же образность была трансформирована и на новообращенный при князе Владимире Киев. Отсюда и, впоследствии, киевские Золотые Ворота и надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Отсюда и проекция Иерусалима небесного на земной, географический, потом на византийский и через него - на киевский. В «Повести Временных лет» - закладка Десятинной сравнивается с постройкой Иерусалимского храма.
Но вот еще один аспект иерусалимских параллелей. В самом Иерусалиме, чуть ли не со времен святой царицы Елены - великого спонсора христианских археологических экспедиций, стали указывать прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня - место основания мира.
С распространением христианства Иерусалим стал рассматриваться как истинный и притом единственный центр Вселенной. Это нашло отражение и на географических картах, где Восток (ориент) - располагался вверху. Отсюда и значение слова «ориентирование» - лицом на Восток, то есть к Иерусалиму. Уже затрагивала эту тему:
http://znichka.com/post152314737 - Ориентация по звездам
http://znichka.com/post172967712 - Карта. Картинка мира
Равноапостольная Елена, возвратясь из Иерусалима, построила в Константинополе подобие Гроба Господня, монастырь, именовавшийся Вифлеем, а в портике Домнина - храм Воскресения. При преемниках имп. Константина одна из площадей Константинополя называлась Лифостротоном и на ней были построены храмы - один из них в честь Богородицы. Одна из гор, прилегающих к городу, была названа Елеоном. Был и свой «пуп земли» (μ,εσομφαλ ). Оно и понятно - на шаре таких «пупов» может быть много, в принципе.
Ну и что ви думаете? Каждый город с претензией на мало-мальский центр просто не мог не быть в какой-то мере Иерусалимом. Почему это воспринимается сейчас как некое открытие, типа создания всякоразных «сакральных» пространств? Так и Кидекша, и Боголюбово, и Москва - а что тут такого, собственно? Видно, для современной атеистической науки это большой прорыв.
Теперь посмотрим, как у наших обстояли дела с посещением Иерусалима.
Когда возникло русское подворье в Иерусалиме - достоверно неизвестно. Но точно можно сказать, что оно в Иерусалиме занимало огромную территорию рядом с Иудейскими воротами. Из «Повести временных лет» мы узнаем, что после крещения великий князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим и Константинополь. Вскоре близ Иерусалима и на Святой Горе Афон появляются два монастыря, имеющих одинаковое название: Русский Богородичный монастырь. Русская обитель во Святом Граде спустя три столетия перестала существовать, обитель же на Святой Горе существует до сих пор.
По той же «Повести временных лет» преподобный Антоний, будущий печерский подвижник, бывал в Царьграде еще в начале XI века и дважды посещал Афон. «Житие Феодосия Печерского» также сообщает о паломниках, в частности о поездке в Иерусалим игумена Киевского Димитриевского монастыря Варлаама. Правнучка святого равноапостольного великого князя Владимира преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, едет в паломничество и умирает в Святом Граде; игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно-просветительской миссией, официально считается первым русским паломником на Святой Земле… Есть сведения, что дело паломничества становится настолько обычным и массовым, что церковные власти опасаются как бы чего не вышло.Так и разбегутся все, а пахать кто будет? Нестор?)))
Тут надо еще понимать - а это хорошо понимают только очень узкие специалисты, которых сейчас в стране единицы, - что такое была «книжная ученость» в то время, а так же что такое было юное православие в молодом христианском государстве. Церковные пастыри вынуждены были даже восставать против чрезмерного упования на обряды, в которых простота видела более доступные для нее и легкие способы к Спасению без внутреннего религиозного развития. Так, в ХII веке стало нужно запрещать путешествия к Святым местам, которые очень рано вошли у нас в благочестивый обычай. Нифонт новгородский советовал разрешать путешествия только немногим, с разбором, а его преемник святой Иоанн за обеты идти к святым местам велел даже налагать епитимии!
Омфалий. Кидекша
Пуп земли - это архетипический образ. У многих народов мира есть такое отношение к Родине, как к центру не только земли, а всего мироздания. У древних греков он находится в Дельфах - в храме Аполлона. На острове Пасхи, у древнего племени рапануйцев - это ритуальная площадка с конкретным камнем в центре. Инки считают своим центром Земли потерянный город Мачу-Пикчу. Для китайцев - гора Суншань. Для мусульман - это Черный камень внутри Каабы в Мекке. В Индии гора Кайласа в Гималаях. Для иудеев и опять же мусульман - гора Мори, где стоял вожделенный для многих современных евреев храм Соломона и откуда, по преданиям, пророк Мухаммед был взят на небо. А еще более прозаично определяли пуп земли древние этруски, когда строили поселения. Рыли яму, прикрывали камнем и начинали в разные стороны прокладывать улицы.
На бытовом уровне пуп земли как малая родина, трактовался в буквальном смысле - когда зарывали в землю пуповину новорожденного.
Христианский «пуп земли» находится в храме Гроба Господня, про этот омфалий уже писала тут
http://znichka.com/post390212658/ Белые камни Гроба Господня
Ну вот, ну вот, нашли «пуп земли» и в Кидекше.
Вот, сейчас огородили.
Омфалий - особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона.
Омфалий представляет собой камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X в. в Десятинной церкви.
Все тот же Седов его откопал, и статью написал - содержательную, все в ней собрал про омфалии. «Омфалий церкви Бориса и Глеба в Кидекше и подобные формы в интерьерах древнерусских и византийских храмов». Pdf-ка статьи тут -
http://www.drevneru.ru/images/stories/files/418.pdf Богородичный столп. Боголюбово
А в Боголюбово раньше и сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем.
Так в реконструкции это выглядит:
На площади стоял киворий и белокаменная колонна - Богородничный столп, окованная золочёной медью и увенчанная четырёхликой капителью с изображением Богоматери.
А.И.Некрасов полагал, что эта капитель относилась к «зиждительному столпу» княжеских палат. Н.Н.Воронин относил ее к одному из столпов гипотетического открытого западного притвора-балдахина церкви Рождества Богородицы Г.К.Вагнер считал, что неподалеку от входа в церковь Рождества находился отдельно стоящий «Богородичный столп», увенчанный указанной капителью.
Воронин и Вагнер считали, что поводом для сооружения такого столпа могли послужить столпы, стоявшие, судя по описанию, перед храмом Соломона. Если сказанное верно, то следует допустить, что Андрей Боголюбский вдохновлялся не только текстом Хроники Георгия Амартола, но и Третьей Книгой Царств, где в седьмой главе эти столпы (Иахун и Боос) описаны довольно подробно. Они, конечно, не увенчивались подобно боголюбовскому столпу, но мотив крина, которым украшены рельефные лики Девы Марии в Боголюбове, упоминается и в описании увенчаний соломоновых столпов.
Иначе говоря, боголюбовский дворец с его дворцовым храмом и богородичным столпом выступает олицетворением иерусалимского Соломонова строительства. Да и у Андрея, и у Всеволода реально везде - Давид! Сплошная ветхозаветность, это точно. В дополнение к сказанному напомню, что одна из частей древнего Боголюбова носила название «Сионы».
Сейчас в Боголюбово на месте столпа стоит кирпичная часовня XVII в. с четырьмя грушевидными столбами, первоначально завершавшаяся шатровым верхом.
Под ней стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом.
Раскопки открыли остатки круглого подножия чаши, по краю которого шли круглые базы с угловыми рогами-грифами от восьми стройных колонн. Найденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой изящной постройки, столь неожиданной в условиях сурового русского климата. Киворий образовал сень над чашей, в которой содержалась освященная вода, и здесь путник мог утолить жажду и освежить лицо «святой водой». Видимо, киворий был последней постройкой ансамбля, созданной около 1165 года. На одном из камней ступеней кивория мастер предположительно вырезал княжеский знак, свидетельствующий об участии в строительстве княжеских владимирских зодчих.
Итак, если просто бегло рассмотреть все факты, то становится очевидным, что и Юрий, и Андрей, и Всеволод видели свои земли ни больше, ни меньше - Новым Иерусалимом, это было нормальным в менталитете того времени. Связи с Византией были прочные, да и доклад Седова на конференции тоже на 80 процентов состоит из византийской фактологии.
Конечно, всю презентацию не буду пересказывать, только пару картинок для примера.
Так при чем здесь уже навязчивое «взаимодействие романских и древнерусских мастеров»? Отчего так романика врезалась, прям комично было наблюдать,
а ведь столько фактов накопано, накоплено… Инженерность в духовных вопросах уже была, и должна была по идее, кануть в лету. Хорошо, конечно, что немцы не нашли тут «своего» , но наши-то что… Неужели немножко нельзя продвинутся в менталитете, и нам придется ждать, пока естественным образом отомрет атеизм?
Ну это все грустные размышления после, а на самом деле на конференции было очень интересно, и возникло предчувствие, что еще чуть-чуть - и пазлы сложатся. Два дня погружения в XII век, два дня совершенно неожиданных мыслей, парадоксов, загадок и тайн.
И вокруг стояла сырая, ярко желто-серая осень.
Особая благодарность Елене Шадунц, которая сообщила мне об этой конференции.
Материалы:
http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?filet...ZwZ1Y4-8%3D&tabid=2282 http:///books/znamenskiy_petr/rukovodstvo_po_istorii_russkoy_cerkvi/read_1/ http://www.drevneru.ru/images/stories/files/418.pdf http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?filet...;ndash;8%3D&tabid=2282 http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/vladimir/...orodok_bogoljubovo/64-1-0-1868