Республика Шкид

Jun 02, 2013 20:31





Интересный фильм, удивительная стилизация, страх и смех - одновременно. До сих пор актуальный, к сожалению, фильм. В том далеком уже 1924 году беспризорников было 4 миллиона. Сейчас беспризорников больше, и они злее - потому что большая часть - при живых родителях. Но борьба за детские души продолжается, и в детских дома всё так же - такая же буза, так же преподавателям даются клички, и так же им невозможно расслабиться... Жаль только, что таких вот образованных дворян, самоотверженно работающих с детьми сейчас уже нет... Викниксор - это же профессор Преображенский, только вот эксперимент его можно считать удачным.






До революции в нашей стране в Первую мировую было 2 миллиона беспризорников, после революции стало 4 ... по самым скромным подсчетам. Молодая советская республика, выгнав на улицы столько детворы, не знала, что с ними делать. И до сих пор никакой "методики" - типа делай раз, делай два - никто не придумал. Ломать - не строить, для ставших "дефективными" по терминологии тех лет, обратной дороги нет, если не встретится хороший человек.

Но воспитательных теорий, конечно, в ту пору было много... Вот основные -

1.  Социально-рационалистическое направление.  Н. И. Бухарин, П. П. Блонский, А. В. Луначарский. Их отличали вера в прогресс, в возможность справедливого социального строя, изменения мира посредством знания. В качестве образовательных ценностей выдвигались развитие творческого мышления.

2.   Социально-реформаторское направление. Н. К. Крупская, М. М. Пистрак, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий. Ориентировались на удовлетворение запросов крестьянских и пролетарских детей. Ведущая ценностная ориентация - подготовка человека-преобразователя окружающей среды в соответствии с программой построения социализма. В содержании образования приоритет отдавался жизненно значимым, практико-применяемым качествам, способствующим скорейшей социализации личности.
3.   Технократическое направление: А. К. Гастов, Г. Ф. Гринько и др. Целью образования выступает подготовка компетентного специалиста, способного удовлетворить производственные потребности. Образование мыслилось монотехническим и сводилось к пошаговому овладению определенными, связанными с конкретной профессией умениями и навыками
4.    Антрополого-гуманистическое направление: С. И. Гессен, Л. С. Выготский, М. И. Рубинштейн, В. Н. Сорока-Росинский и др. Базовыми ценностями выступает классическая традиция - источник истины и блага, целью - гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности, образовательным ориентиром - обширные фундаментальные знания и способы творческого оперирования культурным наследием.
5.   Космическая педагогика, развивающаяся В. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, К. Н. Вентцелем. Ориентировалась на выживание человечества как единой общности, достижения солидарности народов путем диалога культур. Образовательные цели виделись в стимулировании у ребенка способностей к диалогу со Вселенной, в понимании проблем всего Человечества как своих собственных. Основное содержание составляли экологические и ноосферные знания .
Викниксор - прототипом которого был Сорока-Росинский, относился к четвертому направлению...Кроме того, после университета, он изучал психиатрию у Лазурского и Бехтерева.   В дореволюционной своей научной жизни он развивал идеи национальной педагогики, изданные его труды - «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое воспитание». В них он говорит об  уменьшении непосредственного иностранного влияния на систему образования (иностранные бонны и гувернантки, немцы во главе русских учебных заведений и т. д.); активизации общественной деятельности в сфере образования; издании оригинальной педагогической литературы; предоставлении в известных пределах самодеятельности педагогическим союзам и объединениям; расширении возможностей их участия в выработке основных законодательных актов в области образования; актуализации в школьном курсе тематики по русской истории, литературе, географии и этнографии России. Ах, вам и не снилось...
И вот тут как раз революция и относительная свобода эксперимента... Ну, чем не профессор Преображенский)



В первых кадрах как раз наглядно показано, как собирают бродячих собак, и уж  не для помещения в питомник...

Петроград. Атмосфера первого революционного десятилетия показана со знанием дела. В 1966 году, когда вышел фильм, еще много свидетелей было.




Фильм начинается в детприемнике-распределителе, где один из авторов повести "Республика Шкид" знакомится с девочкой Тоней.

Написали повесть "Л".Пантелеев (Алексей Еремеев) и Григорий Белых совсем в юном возрасте - одному было 19, а другому 17. Еще интересно для полноты картины ( всё есть в инете) прочитать повесть "Последняя гимназия" - она написана в пику "Республике", и "Школу Достоевского" самого Сороки-Росинского. Сценарий фильма был написан одним из авторов повести, А. И. Пантелеевым, к тому времени уже классиком детской литературы.




А вот и главный герой - глава школы имени Достоевского для дефективных подростков. В это время он уже перешел от теоретизирования по поводу национальной школы к практической деятельности, и отбирает особенных, творческих подростков. Тогда принято было деление неблагополучных детей на морально,  умственно и физически дефективных. Викниксор отбирал только морально дефективных. Было еще условие - дети должны были быть грамотными. Отбирая себе это начитанное хулиганьё - он выбрал себе судьбу: ведь эти дети прославили его имя навсегда. И прославили, и разрушили жизнь.

Он тут читает списочек - что ему нужно для школы... постельное белье, две пары брюк и шпингалеты)




Он забирает Черных (Янкеля)... И тут сцена расставания с Тоней... И кусочки сахара.




Сама школа - отдельный мир. Удивилась - нет никакой советской символики. Вообще. Школа - вне политики - еще одна мысль Сороки-Росинского.

Последние приготовления. Элалюм - немка, преподавательница немецкого, и обнаруживается, что Викниксор влюблен.

И здесь же задается всеобщая театральность происходящего - герой говорит о премьере и о поднятии занавеса. Действительно, Сорока-Росинский любил театр, и в воспитании широко использовал игру - и ролевую, и театральную. Он перенес сцену - в школьную жизнь, под девизом - "знание превращать в деяние".  И сам всё время был как на сцене - никто его не видел неопрятным, неподтянутым, расслабленным.




Первое утро в школе - драка. Обычная мальчишеская, когда никто не помнит, за что и почему) Все дерутся со всеми.




Викниксор показывает, что он может обижаться... например, на случай, рассказанный Купой. Беспризорники не церемонятся.




Больше всех досталось Эланлюм.




Первый день прошел неудачно, но никто не отчаивается... Викниксор поет. А какой романс! Рыцарский, прям из крестового похода.

Прости! Корабль взмахнул крылом,

Зовет труба моей дружины!
Иль на щите иль со щитом
Вернусь к тебе из Палестины.
Молва о подвигах моих,
Шумя, придет моим предтечей,
И лавр из нежных рук твоих
Наградой будет мне и встречей.
(Нестор Кукольник, 1840)
Удачный романс - и Эланлюм млеет, и "сарацинам" угроза)))




На следующий день с утра все по-другому. Всех этих "сарацин",  "цветы жизни"  авторитарно моют в ванне с ангелочками...




"Грязные на завтрак не допускаются" . "Завтракать будешь в ужин". Вообще тут в духе национальной школы начинается "суворовская педагогика", о которой пишет Сорока-Росинский - "глазомер, быстрота и натиск", "тяжело в учении - легко в походе". Вместе с игрой - "суворовская педагогика" - основной принцип воспитания в Шкиде.




А вот и уроки... Учитель словесности Аркин заискивает и либезит перед учениками, поет им фольклорные песенки - " не женитесь на курсистках"




Его Викниксор выгоняет... Как бы сейчас сказали, за профнепригодность. Не вписался - не тот репертуар. Преподаватель манерно и пафосно прощается, несет какую-то либеральную чушь, но детям нужен повод... и вот он.




В защиту Аркина поднимается буза. Преподавателей откровенно гоняют и всячески издеваются над ними. Вступая в эту борьбу, ребята, кажется, руководствуются железной логикой: если во всей стране взяло власть в свои руки большинство, почему это не касается школы?

Это замечательный "Верещагин", преподаватель физкультуры - Косталмед.




Буза имеет вполне организованный характер, воспитуемые создают своё независимое хулиганское государство и объявляют войну педагогам под лозунгом "Бей халдеев!".




Педагоги принимают вызов, но в конце концов оказываются вынуждены пойти на мирные переговоры.




Общий язык с воспитанниками главный "халдей" находит за сочинением гимна для их государства.




А к Янкелю приходила Тоня... и он побоялся с ней увидеться, неудобно, засмеют. Подослал гонца - пусть  "катится на легком катере".




А вот Пантелеев прибыл. И почти сразу ему "темную" устраивают...




Всё из-за матери Викниксора. Не захотел Пантелеев красть у полуслепой старушки.




А вот уже ему и "сгоношили пожрать".




10 уроков в день. И еще в школе образуется самоуправление.




И появляется ростовщик.  Делая свой хлебный бизнес на младших группах, он подкупает хлебом и сахарином старших товарищей и обретает таким образом защитников. Очень яркие фрагменты, и интересное стихотворение он читает - что-то из жалобно- алкоголических стихов Есенина)))

Догадался и понял я жизни обман,

Не ропщу на свою незавидную долю.
Не страдает душа от тоски и от ран,
Не поможет никто ни страданьям, ни горю.




А вот и Мамочка - Костя Федотов. Он узнает Достоевского на портрете.




Лидер старшеклассников Купа Купыч Гениальный заботится как о нем как о младшем брате,




но в первую же ночь, обокрав товарищей, и прежде всего Купу, Мамочка пытается бежать из школы… Разочарование Купы Купыча перевоспитывает Мамочку даже эффективнее, чем гнев Викниксора, указавшего ему на дверь, - перевоспитывает настолько, что Викниксор без опасений отправляет его за кислородной подушкой и лекарствами для больной матери и, чтобы не замёрз, надевает на него свой пиджак. Но на обратном пути Мамочка встречает своих бывших товарищей; у него отбирают пиджак и бумажник Викниксора, кислородную подушку бросают в костёр, и, не отважившись вернуться в школу с пустыми руками, Мамочка вновь оказыватся на улице.




А между тем в школе праздник Первомая, будет представление, и Янкель приходит приглашать Тоню. И получает отказ.




На вечер многие приглашают девушек. "Троюродная сестра? Удивительно похожи")




А это заведующий объявляет о том, что соцвос не разрешил им ни пионеров, ни комсомольцев. Вообще, Алексей Еремеев в своей последней книге "Верую" искренне раскаивается в том числе и за некоторые комсомольско-пионерские эпизоды. Книжка "Верую" открывает автора "Республики Шкид" с неожиданной стороны. "Всю жизнь исповедуя христианство, я был плохим христианином... " Книга очень интересная, и в пост хороша. И всякие детали удивительны. Например, то, что рассказ «Честное слово» зародился из детского воспоминания о том, как маленький Леша гулял с няней в садике за Покровской церковью в петербургской Коломне.




Вот знаменитое "Пионеры наших бьют"))). И замечательная Эланлюм, одним свистком прекратившая драку.




А вот по-прежнему беспризорный Мамочка вступается на рынке за пионера. И его жестоко избивают.




А это -  шкидовцы и пионеры пришли навестить Мамочку в больнице. Его просят сказать речь, и Мамочка в своем репертуаре: "Эй! Голоногий! Бубен потеряешь! "




Вот шкидовец объясняет пионеру происхождение своего невсамделишнего галстука - он сделан из скатерти с бахромой.




И тут Викниксор объявляет, что пионерия легализуется. На свой страх и риск, без разрешения соцвоса.




Прочитала и "Последнюю гимназию", и "Школу Достоевского" - это никак не умалило моего восторга от фильма. Пусть ШКИДа превратилась, в конце концов, в притон и ночлежку, когда Викниксор не смог отбирать детей, и туда пошел "самотек". Пусть это "энциклопедия для школьных хулиганов". Пусть Крупская была права сто раз, объявляя Шкид "дореволюционной бурсой", и Макаренко назвал этот педагогический эксперимент и его историю "историей педагогической неудачи".  Пусть Викниксора отстранили... Пусть его жена - Эланлюм во время войны сбежала с немцами... Пусть Григорий Белых с истинно шкидской иронией написал  "Поэму о Сталине" - "- Петру Великому, шутя,/ Раз Сталин вымолвил шутливо:/ Ты, Петя, малое дитя..." - и после этого  навсегда сгинул в застенках НКВД.

Пусть сам Еремеев говорил с горечью о фильме «шкида не была институтом благородных девиц. Сюда привозили со всех концов Петрограда самых отъявленных бузовиков и головорезов, процветали воровство, картежные игры, ростовщичество. Но было и другое - то, что позволило Маршаку сравнить нашу школу Достоевского с Царскосельским лицеем. Мы учились, и учились охотно, без принуждения, по 10 часов в день. Мы много и с увлечением читали, писали стихи. Ничего этого, или почти ничего, в фильме нет».

Все это - пусть. Но фильм смог донести, мне кажется, главное - веру в то, что существует единственный, евангельский, алгоритм воспитания - личным примером, и что из хаоса анархической блатной вольницы могут получиться не только слесари и токари, но и писатели, поэты, драматурги, художники, журналисты, инженеры, военные и агрономы... и это  светлая мысль, честное слово...

материалы
http://jacob-hunt.livejournal.com/
http://www.foma.ru/article/index.php?news=3265
http://vicnicsor.narod.ru/klyb/index.htm

педагогика, история, пантелеев, кино, викниксор, сорока-росинский

Previous post Next post
Up