Фильм "Белое солнце пустыни"

Jun 07, 2012 22:37





" Белое солнце пустыни" греет и сияет. Посмотрела, наконец. Фильм нравится сразу, с первых кадров, "историко-революционность" не просто в расцвете, а уже заколосившаяся). Изначально сценарий был писан под  заказ и под впечатлением от  успеха «Неуловимых мстителей». Тут решили сделать восточное - Абдулла, роль которого блистательно исполнил красавец Кахи Кавсадзе, его гарем и судьба Гюльчатай, многоженство, ношение паранджи - всё это, наверное, казалось тогда невероятной экзотикой и дикостью... А сейчас - уже так привычно...

Кинокритики находят в фильме массу недостатков не только в сценарии, но и в съёмке, постановке и актёрской игре. Многие из этих претензий справедливы. Известно, что фильм снимался в очень непростой обстановке - нехватка оборудования, форс-мажор, давление начальства, пьянство, отвратительная дисциплина на съемочной площадке и плохая организация съёмочного процесса. Но почему-то всё равно фильм стал шедевром...


Первое, что приходит на ум  и под что пытались приспособиться авторы: "Белое солнце пустыни" - это солдатская сказка, похоже, что Федор Сухов - это сказочный персонаж, герой, который не горит и не тонет, выходит сухим из воды, потому и Сухов. Этот красноармеец живо напоминает свой сказочный прототип - храбрец, удалец и хват.


Такой и черта вместо себя "на часы" поставит, и кашицу из топора сварит, и самокрутку от запаленного шнура динамитной шашки прикурит. А если понадобится - обиженного из беды выручит, жадного и подлого накажет.Но нет, Сухов удивительно постоянен для сказки, он не "инициируется", цель у него не изменяется, нет никакого движения "от счастья-к несчастью-и обратно".  
Еще говорят, что "Белое солнце пустыни" - это "истерн", ну как бы восточный вестерн: стрельба, пальба, скачки-погони,индейцы, и весь вопрос в том, кто выстрелит первым. В центре классического вестерна - сдержанный на проявления чувств супермен, такая ницшеанская циничность "волка-одиночки", и американская мечтa.  Тогда главный героем должен быть Абдулла со своим "иди и возьми", да и качественные "дикари" нужны.


Третья трактовка, архетипическая, видит "Белое солнце пустыни" как картину, в основе которой лежит мотив борьбы со Змеем-насильником. Место действия - владения "Змея", безжизненный иной мир (пустыня и берег моря). Враг-Змей (Абдулла) предстает воплощением сил Хаоса, смерти;


кроме того, здесь встречается мотив пленников Змея (гарем), изначально он восходит к представлению о царстве мертвых во чреве владыки ("всепожирающая смерть"), в сочетании с мотивом Змея-похитителя женщин возникает образ бесчисленных пленниц (как и у индийского демона Раваны из "Рамаяны").
Змееборец должен быть подобен Змею: раз "Змей"-Абдулла предстает владыкой пустыни, то неудивительно, что змееборца зовут Сухов. Как и положено герою, Сухов неуязвим - невозмутимо прикуривает от динамита. Змееборцу необходим "волшебный помощник" - не просто персонификация магических способностей героя, но и обитатель иного мира. Таким "волшебным" помощником предстает Саид. Его первое появление в сюжете - голова, торчащая из песка,


- выглядит достаточно сверхъестественно), чудесным образом появляться, когда герой позовет его условным кличем (на звуки перестрелки).
Своеобразным испытанием героя служит встреча с иномирной женщиной. 


Еще один персонаж, мифологической логикой обреченный на гибель, - Верещагин. Бывший таможенник соответствует стражу границы потустороннего мира. Жилище Верещагина - своеобразное воплощение образа "благого" иного мира - дом-крепость, где разгуливают павлины, где нет пищи людей (хлеба), но избыток иномирного изобилия (корытце черной икры и, более важное для героев, - пулемет и множество разных боеприпасов).  Верещагин может себе позволить дать прикурить от динамита)


В эпосе встреча героя со стражем, как правило, приводит к гибели последнего (например, вспомним такого пограничного стража как Соловей-Разбойник). И так далее, параллелей не счесть, но приходиться признать, что эта схема при определенной настойчивости подходит ко всем более-менее литературным произведениям.
С точки зрения исламского мира - картина стала ярким свидетельством того, как большевики, пришедшие к власти,


уничтожали исламскую культуру, разрушали семьи, отвращали мусульманок от соблюдения норм шариата и подрывали позиции ислама в этом регионе. Для басмачей борьба с большевиками была именно джихадом, говорят исламские критики - войной за свою религию, за свой образ жизни, за сохранение чести своих женщин, за неприкосновенность мечетей и мусульманской земли.


Интересным фактом является то, что во время работы над фильмом «Белое солнце пустыни» местные девушки отказались участвовать в съемках в роли жен Абдуллы. Все кандидатки на женские роли были привезены из Москвы, но и их не хватало. В некоторых кадрах под паранджой, вместо женщин, находились солдаты. Кроме того, в вырезанном эпизоде, в конце фильма жены убитого Абдуллы выбегают, бросаются к телу мужа и рыдают. Эх, правдивая деталь была... Сейчас они рыдают по Абдулле только в цистерне...
Сила русского характера утверждается в фильме через унижение Востока. Но есть и второе измерение - картина пародирует распространенное примитивное представление о человеческих взаимоотношениях на Востоке, и, в частности, о психологии восточной женщины. "Первое общежитие свободных женщин Востока" - вывеска, которую читаем в фильме, это то, что предлагает новая свободная жизнь женщинам гарема. Пародиен и мужчина, который предлагается новой жизнью: робкие приставания Петрухи, которые непонятны и не могут дать защищенности: "Открой личико. Открой личико". Зритель смеется, когда гарем закрывает лица, обнажая животы, но юмор этот печален. В отличие от стайки насильно освобожденных женщин, зритель знает, что их ждет...


А "моджахед" Абдулла и его отряд придерживаются совсей иной, бандитской, логики "иди и возьми",


"кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время", что разом сметает всё мусульманские потуги сделать из басмача-бандита - правоверного моджахеда.
Самое время сказать, что социалистический реализм проявился тут в принципе социалистического интернационализма, право вмешиваться с оружием в жизнь другого народа преподносится как само собой разумеющееся, в колониальной логике завоевателей.
Тандем Сухова и Саида как пример интернационализма смешон,


у Саида сюжетная линия вообще весьма условна). И то, что авторы механически повторяют трюк с его возвращением («Стреляли!») - дерзко и ярко. Хотя мы и понимаем его мотивацию (долг чести), но он всё равно похож на Серого Волка или Сивку-Бурку, приходящих на помощь герою.
Цель Сухова одна и та же. Она не меняется. В фильме есть лишь всего одна поворотная точка сюжета  - Сухова заставляют сопровождать гарем. Сегодня Сухова заставили бы, например, попутно освободить деревню от басмачей, которые по ночам переодеваются  красноармейцами Рахимова))).  
Главная сюжетная  линия героя - почти прямая. Сюжет  в своей основе - это просто ряд препятствий для героя. Герой не мучается сомнениями и не делает выбор между, например, «любимой и деньгами», «честью и властью». Он, как самурай, уже сделал свой выбор ещё в начале фильма. И даже один на один готов сразиться с пустыней...


У Сухова есть антагонист - Абдулла. Его цель тоже неизменна, а мотивация внешняя. Нет никакого подтекста или второго слоя. Он - злодей.  


Абдулла должен убить гарем вместе с Суховым - всё, точка!) Причём в фильме особо даже не объяснятся почему. Все персонажи просто принимают как должное, что злодей должен  убить своих жён.   Сухов же не хочет, чтобы его убили и это  естественное желание. 
Ещё есть великолепный Верещагин,


царский чиновник, офицер, сменявший мундир на павлинов и проживающий среди мусульманского мира в филиале Российской империи  - собственном русском доме. Но той империи - уже нет, новой страны - пока нет, да Петруху - обретенного на халяву сыночка - убили... Самое время, чтобы в смерти повезло...


Всё изменяется, постоянны только стражи времени)))



Мне кажется, причина всеобъемлющей любви народа к этому фильму в том, режиссер (Мотыль) и актер (Кузнецов) показали Сухова не как профессионального воина, а как типичного крестьянина. Лучшие черты национального характера - крестьянские. С предельным доверием к зрителю, к его способности принять авторскую искренность фильм воплощает  исконные представления о человеческом достоинстве, верности в любви, отваге в бою, преданности Отечеству. То, что долгое время разрушалось большевиками - обычное представление о крестьянине, хозяине земли русской, убитое в противопоставлении с рабочим классом, "гегемоном", и то, что  создавалось на крестьянскую тему - грязные, забитые люди, несознательные и аморфные. Да и сейчас благодаря этому многие уверены, что деревня не имела своей нравственности и культуры, вот недавно фильм "Жила-была одна баба" обсуждали - это всё уже накатанное стремление принижения деревни. 
А тем не менее сноровка и сообразительность Сухова - крестьянские. И любовь ко сну)


В «Белом солнце» изначально сломаны все механизмы - от винтовки до буксира, и только в золотых руках товарища Сухова они приходят в действие.
Сухов - крестьянин, и сколько в нём надежности, неслезливой доброты и милосердия... хотя "иной раз такая тоска к сердцу подступит"... Война для него - горе и проклятье, и он возвращается домой не просто потому, что дембель, а именно спешит в родную деревню, которая грезится ему днем и ночью.


Его характер задаётся сразу в первые минуты фильма и остаётся неизменным до конца фильма. Он не полюбил никого из гарема, не подружился с Саидом и не стал, например, пацифистом, чего требует современная толерантность. 
Характер Сухова, не теряя героизма, обрел деревенскую задушевность, сострадательность и открытость, и еще  особую крестьянскую терпеливость, с какой он сносит тяготы жизни.
И еще здесь очень сильное влияние оказала кинематографическая судьба фильма. Картина не нравилась, критиковали, она уже "лежала на полке", группе прошлось возвращаться к Каспию и переснимать, что-то компоновать по-новому, что-то выбрасывать, что-то переозвучивать - и всё равно не принимали, и  опять - править... На каждом этапе  проверок и худсоветов все детали фильма были творчески осмыслены, переработаны и усилены.  И это, как ни странно, дало свой результат. Остались только существенные, важные, "говорящие" детали. Это как раз то, чего так не хватает современному кино.
Сырой первоначальный сценарий был сильно сокращён, а акценты смещены с разговорной части в визуальную. Не стало пустых разговоров - мотивация героев проявляется в поступках. Сухов не произносит речей перед финальной схваткой. Он просто переодевается в чистое, и все зрители понимают - он готовится к смерти. 


Оператор, работая в тесных рамках, выжимает максимум из того, что есть, акцентируя внимание на нужных деталях, что-то усиливая, а что-то убирая из кадра. Например, ощущение зноя усиливается постановкой жаровни перед объективом, а лёгкий эротический подтекст был подчёркнут подолом Екатерины Матвеевны.


Бедный видеоряд пустыни ещё больше усилен и гипертрофирован. Нет никаких объёктов - лишь герой, песок, и солнце. Мы понимаем - герой крут, раз идёт в одиночку по такой неприветливой местности.
Он сочиняет письмо - мы понимаем, что он идёт к жене, которую сильно любит. Он видит Саида и откапывает его. Мы понимаем, что он смелый и хороший человек. Всё! Больше не надо ничего добавлять к характеристике героя - всё и так ясно.
И так на всём протяжении фильма. Каждая деталь на своём месте. 
Сухов - квинтэссенция русского духа с его сонливой мечтательностью, способностью пережить  чужое горе как своё..


встретиться со смертью и не дрогнуть... и не привыкнуть к многочисленным убийствам.


Сухов немногословен, но остер на язык. Сухов не дурак выпить, но не пьянеет. 
Конечно, смешно рассуждать об освобождении женщин Востока, ведя за собой гарем, каждая из насельниц которого мечтает стать любимой женой господина.
Но...


"Добрый день, веселая минутка! На прошедшие превратности судьбы не печальтесь, разлюбезная Катерина Матвеевна…"
Интересно, что Катерине Матвеевне всё время сопутствует тема воды... особенно актуальная в пустыне.


"А еще скажу я вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь Вы мне, словно чистая лебедь, будто плывете себе, куда Вам требуется…", "А еще хочу приписать для Вас, Катерина Матвеевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то Вы там сейчас?.."
И тут возникает и основная тема: после исполнения революционного долга место крестьянина Сухова не в песках Туркестана, а в самарской деревне, с любимой женой Катериной Матвеевной. В фильме, может быть, невольно и бессознательно, сказалась русская усталость от мировой революции и прочих утопических проектов. 


"Белое солнце пустыни" - это мечта о доме, о русском доме.
Материалы -
http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0082.shtml
http://www.portal-slovo.ru/art/35998.php
http://www.go-up.ru/articles/content.asp?id=154
http://mabuk.ru/content/beloe-solntse-pustyni-retsept-uspekha
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24204633.html
Булдаков В.П. К изучению психологии и психопатологии революционной эпохи (Методологический аспект) // Революция и человек: Социально-психологический аспект. М., 1996. С. 6.

история, впечатления, ислам, кино, революция

Previous post Next post
Up