фотографии
v_shkondin
Андрей, Пётр, Павел, Варфоломей, Иаков Зеведеев, Иаков Алфеев, Иоанн, Иуда Искариот, Левий Матфей, Матфий, Симон Кананит, Фаддей, Филипп, Фома …
Двенадцать человек - и бесконечные дороги.
Да, они учились у Христа, да, им была дана особая сила и знания языков. Но остается тайной - как, каким образом кучка (два взвода) из глухой римской провинции, не имевших ни средств, ни оружия, немощных по плоти и вдохновляемых, по крайней мере, странной, с житейской точки зрения, проповедью о любви к врагам, могли противостоять мощному и роскошному Риму, с его богатствами от всего мира, с его непобедимыми легионами,
античной мыслью, и языческими богами…
Двенадцать человек у истоков новой цивилизации - и христианство пришло без революций и потрясений. Очевидна непрерывность и плавность перехода дохристианской культуры в христианскую.
То есть, говоря современным языком, безоружные и в человеческом отношении бессильные и беспомощные люди, сокрушили и преобразили в оплот христианства великую языческую империю с прочными и отлаженными экономическими, политическими, военными, идеологическими, культурными и религиозными механизмами. Воистину - «невозможное человеку возможно Богу».
Человеческое
Апостолы были обычными живыми людьми. В Евангелиях описаны примеры непонимания ими слов и дел Христа, заблуждений о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом. Иногда слабость их веры доходила до того, что в момент ареста все они оставили своего Учителя, а Петр трижды отрекся от Него. И даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневались и продолжали по-земному понимать учение. Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную», лишь получив в день Пятидесятницы дар Святого Духа, Который «научил их всему».
И еще им была дана краткая инструкция в дорогу. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания»
Они разошлись в разные страны. Дороги некоторых иногда пересекались, иным было уже не встретиться в этом мире. Вот, например, карта дорог апостола Павла.
Он шли и говорили, основывали общины, снова шли и шли, их срок был краток, и им нужно было многое сказать, чтобы человечеству хватило для слова и молчания - на тысячелетия.
Тайна этих дорог так глобальна, что просит для себя каких-нибудь живых, реальных мелочей, подробностей. Храмы апостольских времен почти не сохранились
или разрушены-перестроены до неузнаваемости,
а вот дороги - почти те же. Да храм сам по себе - это всегда путь.
И ничто лучше дорог не передает чудо - в обыденности, ежедневности, не стирает из памяти пыль тысячелетий, освобождает от страха перед жизнью и историей.
Это было именно здесь. И всё это происходит сейчас.
Апостольские дороги проходили через города, деревни,
пустыни, горы, выжженные степи..
Иногда они были имперски великолепны
чаще - скромны и просты
сейчас некоторые из них - сейчас покрыты асфальтом... вот по этой - ходил Иоанн Богослов
а по этой - апостол Павел
но они не изменили направлений, да и окружающий пейзаж все тот же, чаще раскаленно пустынный
а когда и живописно-тенистый.
Всё так же текут перейденные ими речки
и за две тысячи лет не иссякла вода в придорожных колодцах
и конечно - всё так же бьётся неушедшее море о скалы...
Хлеба и зрелищ
Заметила, что наши учебники истории каким-то странным образом выбили из головы большинства людей очевидный факт: Христос пришёл в мир не на излёте языческих времён, а когда Рим только расцветал (!),
и еще впереди были Калигула и Нерон, Веспасиан и Тит, Траян и Марк Аврелий, Люций Вер и Каракалла…
И стоит посмотреть на дороги апостолов не на «заре мира», "после Рима", а распрямить историю до естественных человеческих пределов - тогда эти дороги, по чьим плитам без следа могут проходить танки, как-то особенно подчеркивают мощь Рима, мерный шаг его тысячелетий, выглаживающий плиты - как море камни…
По преданию, апостолы все были казнены, за исключением апостола Иоанна. Их обвиняли не только в поджогах, неурожаях и наводнениях, но даже и в «старении времени». Императоры пытались умилостивить чернь, требующую хлеба и зрелищ, раздачей подарков и устроением захватывающих кровавых представлений. Вот на подобных аренах
на потеху толпы
распинали на крестах вдоль дорог - и это были их дороги.
апостолов и их учеников казнили, бросали хищным зверям - львам, тиграм, пантерам, повергали издевательствам и пыткам.
Св. Первоверховный ап. Петр (Симон) проповедовал сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, в Асии, во Иллипице, а также по всей Италии и в самом Риме. В Риме он был распят вниз головой, при императоре Нероне.
Первоверховный ап. Павел (Савл) проповедовал во многих странах начиная от Иерусалима и кончая столицею мира Римом. В Риме он был обезглавлен императором Нероном.
Св. ап. Андрей Первозванный был в пределах нашего Отечества. Проповедовал он по берегам Черного моря и в других странах. В городе Патрах, в Ахаии (Греция), язычники распяли его на кресте особой формы, на подобие буквы X, который поэтому стал называться Андреевским крестом.
Св. ап. Иаков Заведеев - проповедовал в Иерусалиме, и первый из апостолов пострадал за Христа. По повелению иудейского царя Ирода Агриппы, он был обезглавлен в Иерусалиме.
Св. ап. евангелист Иоанн Богослов, после мучений в Риме, был сослан на о. Патмос. Св. ап. Иоанн жил дольше всех апостолов и мирно скончался в Азии в гор. Эфесе. По преданию, св. апостол по собственному желанию был погребен его учениками живым. Когда же, вскоре после погребения, пришедшие христиане разрыли его могилу, то там тела св. ап. Иоанна не оказалось.
Св. ап. Филипп - проповедовал в Асийских странах вместе с апостолом Варфоломеем и сестрою своею Мариамиею. Во Фригии (провинция Малой Азии) в гор. Иераполе, принял мученическую смерть - был распят вниз головою.
Св. ап. Варфоломей (Нафанаил) - проповедовал сначала вместе с ап. Филиппом в Сирии и Асии, затем был в Индии и перевел Евангелие от Матфея на индийский язык; потом проповедовал в Армении, где и принял мученическую кончину в гор. Альване: по одним сведениям он был распят вниз головою, по другим сведениям, был запорот до смерти.
Св. ап. Фома (Близнец) - проповедовал во многих азиатских странах, дойдя до Индии, где принял мученическую смерть за Христа. Он был прободен копьями, а затем усечен мечем.
Св. ап. евангелист Матфей - проповедовал долгое время в Иудее, а затем во всей Эфиопии (нынешняя Абиссиния, Нубия, Кардафан, Дарфур и др.). Он был убит мечем в одном из городов Эфиопии.
Св. ап. Иаков Алфеев - проповедовал в Сирии, Египте и других различных странах. В одной из них был распят на кресте, приняв мученическую смерть за Христа.
Св. ап. Иуда Иаковлев (Фаддей или Левей) - проповедовал в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, в Аравии, Сирии и Мессопотамии. В Араратской стране был повешен на древе крестном, и расстрелян стрелами.
Св. ап. Симон Зилот или Кананит - проповедовал в Мавритании и в Африке. Был также в Англии (раньше называвшейся Британией). За проповедь веры Христовой, он был распят на кресте, по одним сведениям в Грузии, по повелению иверийского царя Адеркия, а по другим сведениям - в Персии.
Св. ап. Матфий, избранный из числа 70-ти, на место отпавшего Иуды. Проповедовал в Иудее и во внешней Эфиопии. Возвратившись в Иудею принял страдание за Христа, будучи сначала побит камнями, а затем обезглавлен.
И далее, и далее…
Рукоположение. Пусть апостолам в земной жизни не удалось увидеть плоды своих трудов. Но с самых ранних времен в Церкви очень строго следили за непрерывностью апостольской преемственности, то есть, чтобы каждый новый епископ получал свое посвящение от законных епископов, посвящение которых непрерывно восходило бы к апостолам.
Важно обратить внимание на то, что возложение апостольских рук воспринималось не только как видимый знак назначения на ту или другую должность в Церкви, но считалось проводником, хотя невидимой, но реальной и ощутимой Божественной силы. И сегодня в таинстве рукоположения ставленник трижды обводится вокруг престола, встаёт перед престолом на колени и кладёт на него свою голову, на которую архиерей возлагает омофор и свои руки (отсюда и название - рукоположение).
Православная Церковь сохранила не только учение Христово в его первоначальной чистоте, но и благодатное священство и таинства, переданные святыми апостолами. Тогда как многие из иных современных "церквей" давно все это растеряли.
Церковь христианская называется апостольской. Особенно в день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине, все мы, в какой бы среде не находились, являемся апостолами, т.е. «посланниками». И над черепами и костями культуры, через сгустившееся и нависшее время
важно не потерять чувства живой причастности: да, всё это - происходит здесь, сейчас и с нами.
по материалам:
http://www.pravoslavie.ru/ http://www.pravenc.ru/text/171799.html Валентин Курбатов. Записки русского путешественника