Первый раз за последние три года сходила в кинотеатр, ага, на большом экране посмотреть, не компьютерная фильма, а на пленку (!) снято - со всеми порядком забытыми шероховатостями и зернистостями… и - вот, жалуюсь - получила культурологическую травму. А так ждала этого фильма, ну, после «Острова» можно было надеяться… мечтать...
С первых кадров становится понятно, что это - апокалипсис по-русски... русофобский такой, западнически-фоменковский взгляд на русскую историю. Одного из со-зрителей сегодня утешала - не плачь, всё было на самом деле не так. А сколько человек - поверят? Жуть!
Фильм абсолютно неисторичен, стоит только вспомнить одновременные аналогии с западноевропейской историей, когда в одну Варфоломеевскую ночь убили более 3000 человек, примерно столько же было казнено во весь период правления Ивана Грозного
…
Стилистика фильма тоже вполне апокалиптическая (ах, нет скриншотов - с большого экрана не нафоткаешь, а в сети пока нет) - дедушка беззубый, съехавший с катушек царь (а ведь прототипу - 35 лет) и есть Сатана, хотя и молится непрестанно. Как ругать режиссера - не знаю, в моём словарном запасе такие слова отсутствуют. Игра актеров - великолепна.. но к чему всё это? Мамонов фонит постоянно «островной» харизматичностью, ну так - юродивый и тут, и там - как и не играет вовсе, Янковский - да, крут, вдохновенно, трагично, но роль у него плоская, святого сыграть - тут без вариантов и актерских прочтений..
А апокалипсис - так он и сейчас происходит, зачем жену Грозного в вавилонскую блудницу перелицовывать, опричников - во всадников апокалипсиса... Оператор американский - сам по себе, отдельно, и хорошо готовился, так и видно, прямо по-туристически перед суздальскими красотами замирает… ну, этого - не отнять…И еще насмотрелся он, видно, русской живописи - проглядывает в кадрах то Суриков, то Крамской, то Ге и Васнецов…
Получилось, на мой взгляд, так: Грозный - совсем маньяк, весь в упоении личной властью, чикатило такой в полной безнаказанности. (((. Царь - христианский мистик в смеси с язычеством, зверь во плоти - из Апокалипсиса, постоянно вопрошающий перед иконами «Любишь ли ты меня, Господи, дай знак!».
Митрополит Филипп - будто бы гуманист, практически человек Ренессанса, за это как бы и страдает. «Он привозит в Москву и демонстрирует своему другу, царю Ивану, чертежи Леонардо - "Мельницы строить лучше, чем виселицы". Царь Иван находит техническим откровениям Леонардо достойное применение, конструируя силами немецких инженеров-упырей пыточные машины.» .
Лунгин, режиссер, полагает, что «Иван Грозный силой своей личности, умом бешеным, жестокостью своей страшной сломал русское Возрождение, которое так и не произошло. Тень Ивана Грозного... до сих пор висит над нами. У нас нет движения вперед, мы все время, как каруселька, крутимся на месте. Звучат призывы вернуть Сталина, из Грозного сделать святого... В наше странное, опасное время, когда многие требуют, чтобы власть была жесткой, надо разрушать эти мифы...».
Ну так вот, короче… Русь - это страна зла, тупое, темное и почти невменяемое государство… и типо, кровно родные мне поляки-католики - лучше бы завоевали, что ли… Вот тогда бы Возрождение воссияло во всей красе…
С праздником, однако, сегодняшним - Казанская!
И как раз очередная годовщина «прогоняния» поляков из Москвы…