Белокаменная иконография... Никиты Готского

Nov 12, 2008 18:13

Тема одного резного камешка Дмитриевского Собора во Владимире (с инопланетянином или ребенком) получает продолжение. На самом деле - обидно - вот уже сколько лет прошло, пирамиды египетские по камушкам расчистили и описали, и каждый объяснили, иероглифы расшифровали, всяких дэнобраунов поразводили сотнями, а вот в центре России загадки никто не разгадывает - не престижно, видно..((( так что никто не знает, что такое высечено на камушках храмов Покрова на Нерли, Владимира и Юрьев-Польского.
Вот про этот камень с рельефом речь -


Версий было высказано немало - «художник в те времена произвольно относился к размерам людей? Особенно если тот, кого держат за волосы - поверженный враг», «это крещение ребенка», и интересная гипотезаfilorema, опять же, про детей - "Наш Господь разобьёт младенцев твоих о камень".
Но вот, нашлась новая версия, подсказали, и мне она кажется наиболее вероятной.Скорей всего, сей странный рельеф изображает Св. Великомученика Никиту Готского, побивающего беса. Таковая иконография его весьма распространена на более поздних изображениях. Мне, например, сразу Пушкин вспоминается... с попом и его работником %) Святой великомученик Никита был гот. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники, в результате чего возникла междоусобная брань. После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готскую азбуку и перевел на готский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно. было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.
Довольно почитаемый у нас святой оказался. Никитские ворота в Москве, например, от него пошли. Тут возможно его готско-варварское происхождение важно. Для византийцев, которые проповедовали у нас христианство, что готы, что руги, что русы - один бес - варвары язычники. Но может быть тут связь с южными славянами - сербами и тд., где кстати, тоже практиковалось белокаменное строительство с резьбой.
Не особенно старалась найти атрибуцию картинок - тут гарантией иконография с ее канонами… нашла много всяких побиваемых бесов, не к ночи, конечно) но как бы гринпис не стал защищать - уж больно они все жалкие такие, несчастные... вот три картинки - очень даже похоже, мне кажется - один в металле образок нательный, второй - живописный вариант новгородский, фреска, а третий вообще - резьба по дереву...




а как вам такая гипотеза?

иконография, белокаменная архитектура

Previous post Next post
Up