Тема одного резного камешка Дмитриевского Собора во Владимире
(с инопланетянином или ребенком) получает продолжение. На самом деле - обидно - вот уже сколько лет прошло, пирамиды египетские по камушкам расчистили и описали, и каждый объяснили, иероглифы расшифровали, всяких дэнобраунов поразводили сотнями, а вот в центре России загадки никто не разгадывает - не престижно, видно..((( так что никто не знает, что такое высечено на камушках храмов Покрова на Нерли, Владимира и Юрьев-Польского.
Вот про этот камень с рельефом речь -
Версий было высказано немало - «художник в те времена произвольно относился к размерам людей? Особенно если тот, кого держат за волосы - поверженный враг», «это крещение ребенка», и интересная гипотеза
filorema, опять же, про детей - "Наш Господь разобьёт младенцев твоих о камень".
Но вот, нашлась новая версия, подсказали, и мне она кажется наиболее вероятной.
Скорей всего, сей странный рельеф изображает Св. Великомученика Никиту Готского, побивающего беса. Таковая иконография его весьма распространена на более поздних изображениях. Мне, например, сразу Пушкин вспоминается... с попом и его работником %) Святой великомученик Никита был гот. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники, в результате чего возникла междоусобная брань. После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готскую азбуку и перевел на готский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно. было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.
Довольно почитаемый у нас святой оказался. Никитские ворота в Москве, например, от него пошли. Тут возможно его готско-варварское происхождение важно. Для византийцев, которые проповедовали у нас христианство, что готы, что руги, что русы - один бес - варвары язычники. Но может быть тут связь с южными славянами - сербами и тд., где кстати, тоже практиковалось белокаменное строительство с резьбой.
Не особенно старалась найти атрибуцию картинок - тут гарантией иконография с ее канонами… нашла много всяких побиваемых бесов, не к ночи, конечно) но как бы гринпис не стал защищать - уж больно они все жалкие такие, несчастные... вот три картинки - очень даже похоже, мне кажется - один в металле образок нательный, второй - живописный вариант новгородский, фреска, а третий вообще - резьба по дереву...
а как вам такая гипотеза?