киновпечатления...

Jun 20, 2010 20:54

Совершенно не уверен в своей квалификации критика, пробую отразить только лишь свои сугубые впечатления от фильмов.  На фестиваль не хожу. В этом году даже поленился аккредитоваться. Сегодня приятель пригласил посмотреть фильм про армян - вот и весь мне фестиваль. Про армянский фильм ниже, а пока попробую отписаться про другой фильм, показанный мне добросердечной структурой АртхаусТочкаРу и посвящённый мастодонту итальянской политики Джулио Андреотти. Фильм называется "Изумительный", с актёром обладающим прямо таки жутким портретным сходством с прототипом. Смотрел уже неделю как и множественные мысли и впечатления выветрились, но осталась главное - фильм зацепил удивительным сходством с другим кином - "Весь этот джаз" Боба Фосса. Нет, искать прямых аналогий нет смысла, но вполне себе схожестью мне представилось последовательное изучение-демонстрация драматургии творческого процесса. Ну, если политику можно приравнять к искусству, а в этом, пожалуй, не будет большого преувеличения, в сугубо частном случае, то демонстрируемый процесс вставляет и торкает. А крупные планы героев, обеих картин, словно рефренами, запивающих свои жизненные коллизии таблетками с шипучками, показались прямо таки цитатами.
Актёр в "Великолепном" замечательный. С лицом маской, почти без мимики, но такой выразительный, что мимика, как раз и была бы фальшью... Смотреть всенепременнейше! (А, впрочем, как кому хочется...) Кажется, "Изумительного" станут показывать на Винзаводе и нигде более. Я-то схожу обязательно. Лицо-маска в фильме, просто мистическая какая-то. Очень хочется ещё разок вглядеться...

Теперь про армянский фильм. С некоторых пор в нашей стране большую часть фильмов можно успешно называть армянскими. Лет семь тому я издавал журнал про медиа. Назывался он "Волчье лыко" или "DAPHNE MEZEREUM". Помнится, затеялся выяснить кто из ху в отечественных медиа. Выяснял провокативно - национально идинтефицируя. Начал с армян и ими же прервался - журнал почил в бозе, оставив за собой кучу долгов и лёгкий флёр недосказанности. Окружающие ждали - когда дело дойдёт до евреев, но не дошло... Так вот, мои национальные изыскания в медиа привели к открытию, ясному и без изысканий - большая часть продюсерата нашей страны - армянская. Меня это совершенно не расстраивает. Лишь бы люди были хорошими. И профессиональными. Некоторых армянских медийщиков я довольно хорошо знаю. Более того - некоторых из некоторых считаю добрыми своими приятелями.
Но фильм "От Арарата до Сиона" был сделан, отнюдь, не московскими армянами. Продюсером, а заодно и сценаристом там, вообще - священник Армянской Апостольской церкви о. Месроп Арамян. Святой отец был на презентации фильма и говорил хорошими, внятными словами.
Непосредственно про фильм. Он документальный. Такое документальное роуд муви. Путешествуют своими тысячелетними путями армянские пилигримы. Идут библейскими своими тропами через ветхозаветный Арарат к ветхозаветному же Сиону, увенчанному армянским же монастырём. Восхождение на Арарат группа совершила, прикинувшись курдами, и так наебав турецкие власти. Субъективная и сильно дрожащая камера, из рук оператора минобороны Армянской республики, запечатлела движение по крутым склонам группы людей в начале повествования и эту же группу, стоящую на коленях на вершине Арарата, в конце. В промежутки между двумя Араратскими съёмками, святой отец устами какого-то знаменитого американского актёра (Эйдана Куинна) долго и порой нудно объяснял - почему же в Иерусалиме армяне имеют такое непропорциональное представительство между христианскими конфессиями. Непропорционально - если подразумевать сегодняшнее количество армян, площадь ихнего гособразования и влияние этого образования на мировые процессы.
Вопрос этого представительства для меня ясен был и без всякого фильма - Армения - первая христианская страна, с четвёртого века плотно присутствовала в Палестине, показав чудеса выживаемости при всех властях этого края. И арабы и крестоносцы и турки  - все признавали армян, среди основоположников христианского культа на Святой Земле. В Святой Земле и Армянский квартал и их же пределы в Храме Гроба Господня, да и во всех остальных Святых местах армян никак не меньше, чем греков и латинян. Но, не для меня, по-видимому, а для остальных, не окунавшихся в этот вопрос, так глубоко, как я. О. Месроп и режиссёр Эдгар Багдасарян и сняли это кино для не нырявших...
По мне, так избыточно много, дидактично и несколько нудно создатели перечисляли археологические армянские артефакты. Едва не заснул. Дважды ронял устройство для наушников и мобильник... Когда дошло до ритуальных христианских мистерий, то сон как рукой. Меня, материалиста, реально вставляет всякая ритуальная обрядность. Святой огонь вызывает слёзы религиозного экстаза, воодушевлённые лица верующих - слёзы умиления. Легко получить обвинения в сентиментальной слезливости. Получу - так соглашусь. Есть такое дело, но ведь реально торкает...
Даже формулировочку для себя вывел: изначально Бога не было, но Он вполне себе появился, как только в Него искренне поверили люди... А изначально люди были очень искренни. Квартирный вопрос и Римское право их испортили...
В сухом остатке - фильм "От Арарата до Сиона" совершенно националистический фильм -  в самом славном и добром понятии националистичности - живи и дай жить другим...
К просмотру рекомендую.

"От Арарата до Сиона", "Великолепный", Иерусалим

Previous post Next post
Up