Пока в Европе всё идёт по плану. По американскому плану

Dec 11, 2023 17:56

10.12.2023 г.
АЛЕКСАНДР ДУДЧАК

Пользуясь моментом, китайские производители теснят европейцев на их внутреннем рынке




Штаты предложили союзникам-европейцам ради победы над Россией прыгнуть вместе через пропасть, но с закрытыми глазами, а какое расстояние до того края - не сказали. Между тем сами решили задержаться. Теперь американцы, стоя над обрывом, наблюдают за свободным полётом своих геополитических и экономических партнеров-конкурентов.

Могло ли быть по-другому? После отказа от надёжного источника углеводородов по стабильным и, как оказалось, низким ценам усложнения логистики, непомерных расходов на содержание любимой зверюшки дяди Сэма Украины иного исхода быть не могло.

На фоне разговоров об экономии и сокращении потребления российского трубопроводного газа значительное снижение конкурентоспособности европейских стран было неминуемо. «Сокращение потребления» пошло по украинскому сценарию - ценой потери предприятий и целых отраслей промышленности.

По итогам прошлого года дефицит торгового баланса ЕС превысил 400 миллиардов евро - антирекорд за последнее десятилетие, когда торговое сальдо было только положительным. Основная причина кроется в антироссийских санкциях. Кроме того, державшаяся долгое время на «нуле» ставка ЕЦБ с целью борьбы с инфляцией с июля 2022 года начала расти и к сентябрю достигла 4,50% (в России об этом можно только мечтать, но что для русского вполне нормально - для европейца очень плохо). Из-за этого стоимость кредитов становится более дорогой как для бизнеса, так и для домашних хозяйств.

Да, инфляцию в значительной степени удалось снизить. Но это происходит и в результате падения платежеспособного спроса.

Во II квартале 2023 года, после 6 кварталов «минуса» подряд (с IV квартала 2021 по I квартал 2023 года), произошло возвращение сальдо торгового баланса Евросоюза в «положительную» зону. Однако это свидетельствует не столько о восстановлении экономики Евросоюза, сколько о продолжении системных проблем, которые проявляются в снижении спроса со стороны населения и бизнеса. Положительное сальдо возникло из-за того, что темпы падения импорта во II квартале были выше темпов падения экспорта - соответственно 3,5% в сравнении с первым кварталом и 2%. Из-за этого и появился профицит в 1,23 млрд евро, который можно представить, как достижение. Объем импорта во II квартале 636,83 млрд евро, а экспорта - 635,60 млрд евро.

При этом в 2022 году росла и стоимость импорта на 41% в сравнении с 2021 годом, в т. ч. дорожали импортные энергоресурсы на 113,6%. И всё это «счастье» никак не покрывалось ростом экспорта из ЕС всего на 18%.

Как следствие, рост стоимости электроэнергии и снова-таки - инфляция. А в конце 2023 года нежданно-негаданно нагадили свои же заклятые союзники - поляки.

Организованная ими блокада украинских фур ударила не только по Украине. Эхо докатилось и до европейцев. И хотя место украинских производителей в международном разделении труда с европейцами на коврике в еэсовской прихожей, но такая ценная продукция, как «кабельные жгуты» для производства машин, сейчас не доезжает к немецким автопроизводителям. И это тоже становится проблемой.

Конечно, это не единственная и далеко не главная, но одна из многих причин проблем в одной из ведущих отраслей - автомобильной, в которой начались массовые сокращения.

Германия проигрывает гонку в производстве электроавтомобилей, прежде всего американской Tesla, не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В первой половине 2023 года Tesla поставила почти 890 тысяч электромобилей. Это больше, чем количество электрокаров от Volkswagen и Porsche, BMW, Mercedes-Benz, вместе взятых. Китайская BYD продала почти в два раза больше немцев - 1,2 миллиона электромобилей (включая гибриды).

Производители идут вслед за более дешевыми энергоресурсами. И уже BMW размещает своё производство в Китае.

А китайские производители постепенно теснят европейцев на их внутреннем рынке: в 2021 году их доля в общем объёме продаж составляла 4%, в 2022-м - 6%, в 2023 году уже 8%.

Вряд ли Германии удастся реализовать планы пересесть к 2030 году на электромобили. Под сокращение в отрасли подпадут до 160 тысяч рабочих мест, задействованных в автомобилестроении Германии. Это повлечёт за собой и рост социального напряжения.



Планирует уволить тысячи сотрудников по всему миру и Continental AG. В трёх немецких городах сокращает своё производство французская компания Michelin.

Не пережил энергетического кризиса древнейший сталелитейный завод Eisenwerk Verlag GmbH в городе Шварценберге, который вел свою историю с 1380 года (ровесник Куликовской битвы!).



Серьёзные проблемы наблюдаются и в других отраслях. В состоянии банкротства международный холдинг Signa, ведший свой бизнес главным образом на территории Германии, где он владеет самой крупной местной сетью универмагов Galeria, а также различными магазинами спортивных товаров - 120 магазинов и почти 14 тысяч сотрудников. Строительный бизнес, как отмечает немецкая пресса, подвёл компанию австрийского миллиардера. Холдинг не выдержал роста цен на материалы и взлетевших за последний год процентных ставок по кредитам.

В Германии с 1 октября 2022 года закрывается предприятие SKW Stickstoffwerke Piesteritz. Предприятие не в состоянии работать в условиях роста тарифов на энергию и ежемесячного сбора в 30 млн евро в виде налога на использование ископаемого топлива. В Польше остановился завод по производству удобрений AKPIL из-за высоких цен на природный газ. В Румынии прекратил деятельность химический гигант Chimcomplex. С 1 сентября закрывается словацкая компания Slovalco. Это крупнейший производитель алюминия для западных стран с проектной производительностью 250 тысяч тонн металла в год и штатом 1 500 сотрудников с учетом смежных предприятий. Остановился завод по производству цинка Budel в Голландии, выпускающий 400 тысяч тонн металла ежегодно. И это лишь некоторые примеры.



Только за первое полугодие 2023 года «около 50 600 предприятий с высокой экономической значимостью полностью прекратили деятельность. Это на 12,4% больше, чем в первом полугодии 2022 года», говорится в пресс-релизе Федерального статистического бюро страны (Destatis). По подсчетам ведомства, за первую половину 2023 года было создано около 62 700 подобных предприятий, что на 0,1% меньше показателя за тот же период в 2022 году. Также в целом с регистрации с января по июнь 2023 года снялось около 306 600 компаний, что на 11,5% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Эта цифра включает в себя не только прекращение деятельности, но и передачу бизнеса, его реорганизацию или выезд в другие регистрационные округа.



Эксперты уже бьют тревогу и призывают власти обратить внимание на происходящее в стране. Отмечается, что предыдущий антирекорд был поставлен в 2020 году, но тогда виной всему был коронавирус, тогда как сегодня нет никаких внешних факторов, влияющих на падение немецкой экономики. В Allianz Trade указывают, что особенно сложно вести бизнес стало в области розничной торговли, моды, медицины и машиностроения. Согласно опубликованной статистике, за первые девять месяцев 2023 года было зафиксировано 45 случаев банкротства среди компаний с оборотом свыше 50 миллионов евро в год. Для сравнения: в 2022 году за тот же период было отмечено 26 банкротств, что на 30% больше, чем в 2021 году, когда было зарегистрировано всего 17 случаев. В 2020 году было зафиксировано наибольшее количество крупных банкротств с 2016 года: 58 за год и 44 случая за первые девять месяцев. Аналитики ещё раз обращают внимание, что сравнивать 2020 и 2023 годы некорректно, поскольку глобальная пандемия загнала миллионе немцев в свои дома, а в результате бизнес стремительно терял доходы. С начала сентября 2023 года неплатёжеспособными оказались 12 крупных компаний в текстильной индустрии и розничной продаже одежды, а также шесть больниц. И это, как говорится, только начало…

«Нынешнее замороженное состояние отношений с Россией, причем не по нашей инициативе, невыгодно. Оно не выгодно ни нам, ни вам. Но, прежде всего, на мой взгляд, Германии, - сказал 4 декабря Владимир Путин. - Это проявляется и в том, что помимо политических и экономических связей приостановлены столь успешно развивавшиеся ранее контакты в научно-образовательной и культурно-гуманитарной областях, связи по линии гражданских обществ». Российская сторона последовательно выступает за выстраивание российско-германских отношений на принципах равенства, взаимной выгоды, уважения интересов друг друга. Однако действующие власти Германии, стремительно теряющие остатки былого авторитета и самостоятельности, похоже, предпочитают уверенно двигаться на пути в пропасть.

via

В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ, ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, В ЕВРОПЕ, В США, ЭКОНОМИКА

Previous post Next post
Up