(no subject)

May 04, 2015 22:58



Профессорессу Нарди я заставил везти меня на своей машине, научного руководителя - работать в выходной, да еще и у себя дома, а профессора Реа я заставил влезть на стул.
Потому что единственный во всем классе не понял объяснения строки «sì che 'l piè fermo sempre era 'l più basso” (I, 30): то, что недвижимая нога каждый раз оказывалась внизу, означало, что он начал подъем в гору. Профессор, - который стесняется показать нам рукава своей рубашки и отказывается кудахтать, потому что «ему не позволяет профессиональное чувство приличия», - несколько раз пошагал перед нами на разные лады. Когда все уже поняли, а я так и не понял, - поскольку я до этого лучше всех объяснил два разночтения и меня имело смысл наградить вниманием, - он взял стул и с его помощью изобразил влезание в гору.
- Все-таки я отсюда слезу, - опасливо решил профессор, глядя на нас сверху, - а не следом за Данте полечу далеко вниз.
*
Дома у меня тоже происходит комедийный сериал.
Не только комедийный, правда.
Для начала я расскажу жуткую историю. Жуткая история состоит в том, что Анджела на меня орала полчаса без остановки. Я понимаю, что она в глубокой депрессии по поводу потери работы. Я понимаю, что ей, калабрийке из большой семьи, очень тяжело жить с замкнутым русским из Интерната. Но орать на меня - там, где вины моей никакой не было, - все-таки не совсем стоило. В процессе ора она мне сообщила много интересного. Если бы ее не прорвало в тот момент, я бы никогда не узнал всего, что она думает. Больше всего меня впечатлило два момента: «не понимаю, как тебя вообще взяли на Лысую гору, с таким жутким характером, - и не понимаю, почему наши общие знакомые не предупредили меня, какая ты дрянь» и «в моей стране так себя не ведут».
Даже если бы я был виноват, таких вещей говорить все-таки не нужно. Но там вина была исключительно ее собственная и ее старого компьютера.
Моей эта вина стала только в ее интерпретации: «потому что ты не делаешь все, как я говорю, а так, как ты хочешь». И еще: «ты живешь в этой квартире так, как будто живешь один». Не в смысле - мешаешь кому-то (я совершенно невидим: меня не слышно и не видно, только иногда я на кухне что-то готовлю, но, если дома кто-то есть, спрашиваю разрешения, - и ничего сложнее оладьев я готовить не умею, не то, что я там торты какие наворачиваю). А в смысле - не проводишь с нами все твое время и ешь не вместе со всеми, а отдельно.
После продолжительного ора с оскорблениями и давними обидами наступила пауза тишины.
- Наверное, мне не следовало так повышать голос, - задумалась Анджела на секунду. - Но, впрочем, ты меня знаешь, и сам виноват.
Это были типа извинения.
*
С тех пор я хожу вообще по стеночке, после каждого пользования кухней мою плиту, раковину и всю посуду, к вещам Анджелы не прикасаюсь ни к каким.
Я уже помнил историю, случившуюся раньше: Джаннине нужна была стиральная машина, там уже два дня гнили анджелины вещи, Джаннина их аккуратно вынула и сложила в биде. Анджела устроила скандал - и все еще раз постирала.
Как-то воскресным утром мне тоже нужно было постирать. В машинке опять лежали вещи Анджелы. Помня, что биде - ни-ни, я их сложил в два тазика. Один - мой собственный, не пожалел, другой - общественный.
Новый скандал. Еще раз новая стирка.
Я не знаю, каким сложным она представляет себе жизненный путь моего тазика, но ничего страшнее носков в нем никогда не лежало. Про общественный - не знаю. Никакой откровенной грязи на нем не было.
*
Дальше начинается трагикомедия.
Развесив вновь постиранное белье на кухонном балконе и объяснив мне, где зимуют раки, Анджела пошла в гости к сестрам, а я остался мирно обедать и приходить в себя.
Подхожу я с тарелкой пасты к столу, смотрю перед собой - и вижу на балконе диагональную линию. Часть анджелиной одежды еще более-менее висит, а большая часть - лежит на балконном полу. Балконная веревка не выдержала нагрузки.
Что делать? спросил себя наш герой. Позвонить и сказать - наорет на меня и обвинит во всех смертных грехах. Не позвонить и не предупредить - когда она неожиданно обнаружит эту живописную картину сама, впадет в такую истерику, что, может, и покалечит кого-нибудь.
Я набрался храбрости, решил смотреть смерти в лицо - и написал ей смс. С вопросом что делать и предложением отдать ей мою сушилку для белья.
(Могла бы она сама себе уже купить - но ей очень не нравится покупать, зато очень нравится требовать).
Так я остался без сушилки. Но хотя бы с волосами и ушами на своих прежних, законных местах.
*
Джаннина ору на меня очень обрадовалась, хотя сама и не приняла участия.
Это к слову о том, какая у нас отличная обстановка дома. Мама, забери меня из тюрьмы.
Но Джаннина все-таки чаще, чем я, дает Анджеле поводы для скандалов. Основная тема из нелегких взаимоотношений - зацикленность Анджелы на гигиене и джаннинина собака Отелло.
*
Сижу я в своей комнате. С открытой дверью. Иногда ведь нужно делать вид, что я понял, как жить по-калабрийски. Когда могу - открываю.
И тут слышу Джаннину, наставляющую собаку Оти после ужина:
- Отелло, оближи ложку! Оближи эту ложку, она нужна мне чистая!
Поскольку, узнав, что Оти ест из наших тарелок, Анджела начала есть из одноразовых, я представил себе, что бы с ней сделалось, если бы она узнала про ложки...
На следующий день Анджела постучалась ко мне в комнату.
- Миша, ты слышал вчера ЭТО?
Слышал. Я надеялся, что ты не слышала...
*
Вторая серия про собаку, на ту же тему.
Приходит мне от Анджелы через ФБ ссылка на статью «Собаки - переносчики опасных инфекций». Я как раз сидел в комнате и собирался обедать. Выхожу на кухню - а навстречу мне Джаннина выходит, из их общей с Анджелой ванной. Вместе с ней выскакивает Оти.
- Вот, Оти, какой ты теперь чистый!
Мне тяжело даются разговоры ни о чем, но иногда я прикладываю усилия и задаю бессмысленные тавтологические вопросы:
- Ты помыла Оти?
- Ага, в раковине! - гордо отчиталась Джаннина.
(Хорошо, что Анджела в своей комнате закрылась и этого не слышит! Она же из окна выкинется! Она же раковину теперь заменит!)
Тут Оти бежит ровно к Анджеле, открывает лапой дверь ее комнаты.
- Ну, что, Оти, ты помылся, да? - с плохо разыгранной радостью спросила у него Анджела.
И написала мне тут же в ФБ:
«КАТАСТРОФА!!!».
*
Я всерьез собираюсь съезжать к Герберту. Придется уйму денег отвалить за интернет (который придется закрыть).
Раковины и ложки меня совершенно не волнуют, я видел и хуже.
Но я хочу к своим. К интеллигенции.
К людям, которые, застав человека за приготовлением морковных оладьев, не спрашивают с ужасом и дрожью в голосе: ты что, вегетарианец? (Я не вегетарианец, но, если бы им был, не считал бы это преступлением против общественной морали). И которые позволяют человеку вечером читать книгу, закрывшись в комнате.
Более того - сами иногда читают.
*
Профессоресса Мунари съездила в Париж. Привезла мне оттуда книжку.
Профессоресса Эта прочитала последний из трех моих рефератов по книгам (нам до июня надо сдать три реферата и две рецензии). В качестве оценки написала: «Я так рада, что наши взгляды на Женетта совпадают!». Одобрила выбор книг на рецензию: обе французские. (Одна - привезенная профессорессой Мунари). Я предлагал одну русскую в качестве варианта, но профессоресса сказала: эту книгу Вы лучше потом перескажете моим студентам.
Профессор Кусанти пригласил Герберта и Паскуале на собрание по поводу одного исследовательского проекта. Герберт и Паскуале, не сговариваясь, переслали приглашение мне.
А еще у меня появилась новая профессоресса.
Вернее, професора. Професора Родригез.
Estoy estudiando español. Это стоило бешеных денег, и я уже давно забыл опять, кто такие фруктовые соки. Но зато професора Родригез прекрасна.
Она, со своей стороны, тоже меня оценила. Я делаю все как нужно: не говорю по-итальянски, вместо перевода использую синонимы и перифраз («вдовец - это человек, у которого была жена, но сейчас она мертвая»), в групповых упражнениях задаю другим ученикам наводящие вопросы, тщательно выстраиваю фразы... Поэтому к концу занятия она выстраивала упражнения так, чтобы больше всех звучал я. Со своим бедным, но правильным испанским.
Когда она раздала домашнее задание, калабриец Джованни возмутился, что очень уж много.
- А вот посмотри, Миша не возмущается! - защитилась професора.
Миша, конечно, не возмущался. Миша наоборот: в отчаянии развесил в воздухе четыре розданных листочка. Это и все задание? На неделю?
Хорошо, что она нам показала сайт с дополнительными заданиями.
Я понимаю, что у Джованни красивая жизнь, а мне в июле стоять в Барселоне перед профессором Санчесом. Но за свои триста евро я смело могу сказать: Джованни, твои проблемы. Я закопаю кого угодно. Потерпи эти семь занятий. Потом ты всю жизнь сможешь спокойно лениться. А у меня это единственная возможность. Я должен вытрясти из професоры Родригез весь возможный испанский, все кости и всю душу.
И, главное, она вполне готова все это в нас вложить.
Она очень маленькая, как многие испанцы, у нее прекрасная цветастая рубашечка, огромные синие глаза и ясный голос. Ей очень нравится сидеть на парте. Ей очень трудно удержаться и не побежать нам помогать, когда мы делаем письменное задание.
- Настоящая русская педантичность! - с восхищением воскликнула она, увидев у меня в руке словарик. Его я тоже использую грамотно: знаю, что лучше по-испански спросить преподавателя и получить парафраз, но это ведь нужно дозировать. Когда вопросов слишком много - идет в ход словарик.
Поскольку в учебнике постоянно идет речь о культурных различиях, мы выстраиваем разговор на сравнении Испании, Италии и России.
- Мы, романские народы, очень любим сплетничать! - виновато сказала она, выразительно глядя на меня.
Я, нероманский народ, тоже ужасно люблю сплетничать. Дела всех окружающих - это и мое личное дело. Я бы дорого заплатил секретарю школы за возможность порасспрашивать его про нашу чудесную професору.
Но, поскольку денег у меня нет, я уже изобрел хитрый способ все про нее выведать.
Потому что я изобретателен. А когда у меня интересный и прекрасный преподаватель - втройне изобретателен.
Поэтому на следующем занятии под предлогом отработки темы «информация про человека» (с прошлого занятия) и «разнообразие испанской жизни и культуры» (назначенной на следующее занятие) я предложу ей такое задание: студенты интервьюируют преподавателя.
*
А пока что я мучаюсь с домашним заданием. Но не так, как обычно мучаются, а с другой стороны.
Дело в том, что там после двух заданий написано: «Порассуждайте об этом письменно». Я, конечно, не против порассуждать письменно. Но можно ли ей сказать, что я порассуждал, и попросить проверить? И если можно будет, то лучше писать тексты покороче (чтобы у нее не очень много времени отнять) или подлиннее (чтобы побольше лексики отработать)?
*
Когда мы вышли после занятия, я шел до метро с соседом по парте, очень симпатичным и добрым инженером Луиджи.
- Представляешь, - говорю, - это я всего второй раз в жизни по-испански говорил!
- Тогда, - ответил Луиджи, - я не хочу думать, как ты будешь говорить к концу курса. Мне, кажется, нужно поднажать на упражнения!
Родители у него дипломаты. Год они прожили в Москве. А родился он в Швейцарии.
Я опять попал к своим.
К инженерам, путешествующим по всему миру. К преподавателю, который объясняет диалектную базу отдельных явлений.
*
Вчера, гуляя вечером по шумной, залитой огнями и забросанной мусором магазинной виа Тусколана, которая проходит недалеко от моего дома и поздним вечером наименее опасна, я застрял между фонарем, витриной обувного магазина и полной луной на небе. Мне стало непонятно, откуда я буду брать силы, когда все это рухнет. Когда моя стипендия закончится, когда я не смогу больше учиться целыми днями, не смогу бегать из библиотеки на лекцию, а после лекции в библиотеку. Я прекрасно знаю, как живут без стипендии, я жил со стипендией только на Лысой горе, где надо было унизительно выпрашивать у начальства новые трусы или упаковку шампуня. Первый и последний раз я живу на стипендию совершенно независимо, как если бы это была зарплата. И я забыл, как старый маразматик, все то, что вне этого счастья.
И раздаю свое счастье обратно, всем окружающим, без разбору. Подбадриваю, поддерживаю, предлагаю, делюсь идеями, без всякого страха выхожу на первый план, создаю дружескую атмосферу, вовлекаю, помогаю словом и делом.
Иногда и деньгами, хоть их у меня и мало.
Ну, сколькими могу - столькими помогаю.
*
- А ты посидишь со мной на одном стуле? - спросила Даниела.
Конечно, посижу.
Может быть, это мое счастье, временное, хрупкое и абсолютное, передастся тебе через тепло моего плеча.
Previous post Next post
Up