Отлично! Вот и подоспела вторая часть нашей угадайки с элементами герменевтического анализа. Первая часть прошла довольно весело. Под конец я даже решил, что лучше скрывать все комментарии, кроме тех, что не относятся к игре. Так что теперь все комментарии по умолчанию будут скрываться, договорились?
Вкратце напомню, что это за игра и какие у неё правила. Кому интересно - раскрывайте спойлер (кстати, там внутри картинка с котиком!) [Спойлер с правилами игры] В нашем мире живёт много поэтов. И многие из них пишут "философские стихи". Это когда в одну кучу сбрасываются бессмысленные строчки, основаные почти всегда на игре слов или интересном созвучии, и читателю предлагается понять, что "автор хотел этим сказать". Как правило читателю наплевать на автора и он после второй непонятной строчки бросает чтение. Но иногда стихи становятся песнями, поэт - известным музыкантом, а текст - хитом.
И вот я решил рассказать, о чём поётся в некоторых таких песнях, да не просто рассказать, а устроить конкурс с ежедневным призом в 100 жетончиков самому находчивому (в смысле, внимательному). Суть конкурса проста как лексикон Собчак. Я пишу длинный текст. Иногда с картинками, вроде таких:
Посмотрели на котика? Тогда продолжаем. В тексте содержится объяснение основных моментов текста и расшифровка входящих в него образов. Не в том смысле, что я точно знаю, что хотел сказать автор. Но я рассказываю небольшую историю, которая вполне могла бы быть основой для такого текста. Которая ему не противоречит и во многом даёт понять, почему автор сказал так, а не иначе.
В ходе рассказа я допускаю три ошибки. Ошибки не грамматические (таких у меня гораздо больше) и не смысловые (если вы - автор этого текста и точно знаете, о чём пели в этом месте). А логические, то есть они противоречат сами себе (как, допустим, я могу сказать "иглоукалывание работает", и это выражение будет внутренне противоречивым: "иглоукалывание" и "работает" нельзя использовать в одном предложении без частицы "не") или противоречат песне (если в песне говорится про десятерых всадников, и я говорю, что это - всадники апокалипсиса, что будет неправдой, потому что их в первоисточнике всего четверо).
Кто первый указывает на все три ошибки, получает 100 жетончиков. Если никто не назовёт все три, то финалист получает 66 (если отгадал две) или 33 (если одну), а остаток прибавится к следующему дню. Вроде, получается не так много, но у нас ещё целых девять дней, так что в сумме будет гораздо больше! Ну и в любом случае, важен не приз - он у нас чисто номинальный - а герменевтика удовольствие!
В следующем спойлере рассказывается, что можно было найти в предыдущем тексте. [Спойлер с правильными ответами] Что до первой части, то я вообще думал так: отгадаются только две ошибки, про шприц и "увешщур". Просто потому что они самые заметные. То есть, со шприцом, конечно, догадались все - никакого там коленчатого механизма нет, и вообще это "злое белое колено" - непонятно что, но точно не шприц. И точно не поршень. Я даже пролистал составленный угрозыском "словарик наркомана", там этих терминов не оказалось. Ещё на всякий случай упомянул поршни, чтобы запутать кого-нибудь коленвалом, но мою ловушку легко обошли.
Вот когда я говорил про "Дыр-бул-вил-увешщур", я хотел намекнуть, что именно расшифровкой этого стихотворения Крученых занимался Цой в строчке "Дырки-булки-вилки", после которой были тракторы и копилка. Мол, дыр=дырки, и так далее. Потом я подумал, что сделал слишком просто и не стал придумывать эпизод с расшифровкой. Потом решил, что стало слишком сложно, и разбил это стихотворение на целых четыре строчки в надежде, что так на него точно обратят внимание. В любом случае, это - ошибка, потому что в стихотворении во-первых не "вил", а "щил", так что эта версия не объясняет наличие вилок. Ну и плюс к тому в оригинале стоит "убещур", а не "увешщюр", к тому же с "ю" после шипящих.
А третья ошибка - мне казалось, самая сложная - оказалась тем не менее проще чем я думал. Дело в том, что арт-клуб "Чукотка", в котором периодически бывал Цой, появился после песни "Алюминиевые огурцы" и находится не так чтобы совсем близко к котельной "Камчатка". Так что этот факт не мог быть причиной появления "трёх чукотских мудрецов" в песне.
На две ошибки из трёх первым указал пользователь zfoxz, за что по старым правилам получает 100 жетончиков. Поздравляю! И чтобы вы не радовались, предупреждаю, что в этот раз ошибки будут куда сложнее!
Если все разобрались, то поехали дальше! Сегодня у нас в гостях... Группа "ДДТ" и песня "Это всё..."! Ура! Не знаю, чему я радуюсь, потому что стихи Юрия Юлиановича (кстати, по инициалам совпадает с ювенальной юстицией) анализировать ужасно сложно. Кстати, именно эту песню мне чаще всего предъявляют как пример отсутствия смысла в популярных песнях (не считая Гребенщикова и Летова). Что же, давайте устроимся поудобнее и начнём.
Как все мы знаем, Юрий Шевчук был женат. А, погодите, сначала текст песни. Вот он, в спойлере. [Спойлер]
Это всё...
Побледневшие листья окна Зарастают прозрачной водой. У воды нет ни смерти,ни дна Я прощаюсь с тобой.
Горсть тепла после долгой зимы Донесем. Пять минут до утра, Доживем. Наше море вины Поглощает время-дыра.
Это все, что останется после меня. Это все, что возьму я с собой.
С нами память сидит у стола А в руке ее пламя свечи Ты такой, хорошей была Посмотри на меня, не молчи
Крики чайки на белой стене Окольцованы черной луной. Нарисуй что-нибудь на окне И шепни на прощанье рекой:
Это все, что останется после меня. Это все, что возьму я с собой.
Две мечты да печали стакан Мы, воскреснув, допили до дна. Я не знаю, зачем тебе дан, Правит мною дорога-луна.
И не плачь, если можешь - прости. Жизнь - не сахар, а смерть нам не чай. Мне свою дорогу нести, До свидания, друг, и прощай.
Это все, что останется после меня. Это все, что возьму я с собой.
Итак, как мы все знаем (а теперь мы точно все знаем), Юрий Шевчук был женат. Был он женат неоднократно, но только одна женщина осталась в его творчестве навечно. Это - Эльмира Бигбова. Познакомились они в Уфе, там и поженились. Потом приехали в Москву, потом в Петербург. И всё было хорошо, пока у молодой (23 года) Эльмиры не обнаружили рак.
Говорят, это она Через год, в самом начале весны 92-го она умерла, оставив помирающему от тоски мужу пятилетнего сынишку. Юрий Юлианович с группой совсем недавно за две недели записал и выпустил альбом "Актриса Весна", и теперь весь культурный мир ждал от него нового СОБЫТИЯ. А Юра сидел целыми днями дома и пил, и пил, и пил. Дело дошло до того, что его стали насильно привозить на студию, потому что понимали: долго человек не протянет, а искусство требует его наличия. В этот период записывается мрачнейший "Чёрный пёс Петербург", который так и остался концертником. А потом в конце-концов после долгого отсутствия Юрий вернулся в белой одежде, трезвый, побритый и сказал: "Давайте сыграем, как падает снег". Так началась работа над альбомом "Это всё..."
Этот, как впрочем и следующий (и после следующего ещё один или два) альбом был посвящен Эльвире. Песня "Это всё..." - это запись расставания с любимым человеком. Представьте: на дворе начинается весна, за столом сидит Юрий. Перед ним стакан, а вокруг - память. Нет, ПАМЯТЬ. Вот так. Всё вокруг так или иначе напоминает о том, что случилось совсем недавно. Тогда вокруг гроба по традиции собрались все знакомые, они держали свечки, смотрели на его жену и вспоминали так или иначе связанно с нею хорошее. И вот все ушли, а память осталась. До сих пор неподвижно сидит со свечкой и смотрит на Юрия. А Юрий смотрит на стакан, наполненный скорее всего печалью, так как никакого успокоения после принятия вовнутрь не происходит, а всё только ухудшается. И нет этому конца. А на дворе начинается весна.
Побледневшие листья окна Окна, покрытые прозрачными листьями потихоньку оттаивают. По ним стекают капельки воды, рисуя странные картинки. Вроде слёз или деревьев - не понять. Человеку вообще сложно понять воду, мир воды слишком не похож на то, с чем мы сталкиваемся обычно. Вода течёт, меняется, но тем не менее остаётся собой. Этот круговорот, бесконечность, уроборос - змея, глотающая свой хвост, но бессмертная - бесконечная, потому что движется по кругу, и в некоторым смысле бездонная, потому что сколько не найдёшь пределов уроборосу, всё равно за ним обнаружится новый. И получается такая река. Вроде той самой спиральной Реки Времён, говорящей с нами сразу на всех языках, отчего её голос превращается в шум. И ушедшая любовь теперь стала частью этой реки, и, возможно, говорит, но никто не может её понять.
А если выпить ещё один стакан, то память начнёт возвращать её черты. Можно было бы даже сказать Её, если бы это не выглядело настолько вульгарно. Запах её волос, кожа её рук, ощущение, какой она была. И это ощущение незримо сидит рядом, готовое если не вернуть всё как было, так хотя бы помочь допить ещё один стакан. И потихоньку вся вина, всё вино и вся печаль уходят. Она делит их напополам, и их становится меньше, они словно пропадают в этой странной реке без названия.
Наверное, общаться с каплями, рисующими что-то на оконном стекле - это странно. Но разве осталось в этом мире что-то нормальное? Особенно когда есть ещё один стакан?
За последний год многое изменилось. даже дом - и тот постарел. Покрылся морщинами и чёрными дырами, которые как будто поглощают всё, даже силы обвинять себя. Словно вся жизнь дала трещину, и она пошла по всему окружающему. Весь мир покрылся такими галочками, как дети рисуют маленьких птичек. Вроде чаек, которые всё утро кричат: "кри-кри-кри". Интересно получается: "крики чаек кри-кри-кри", надо будет записать. Хотя, что с этим потом делать?
А она говорит мне о чём-то, но я не слышу. Мы пьём и её голос понемногу звучит всё отчётливее, но всё равно не по-настоящему. Почти что воскресение, только в памяти. И она говорит, что не знает, почему и зачем всё так случилось, зачем она ушла и зачем вернулась. И что всё это - как есенинского Чёрного Человека - привела сюда луна. И ей одной, безмолвной и одинокой, ведомо, когда всё это закончится.
И она - уже почти часть Реки Времён - никогда в ней не растворится, и её голос всегда будет звучать в шуме волн. Потому что в самом деле, как может жизнь раствориться в смерти, исчезнув в ней навсегда? И как будто именно это и хотел сказать Будда, но не смог, потому и приходится снова пить, чтобы выразить это на тот короткий миг, пока есть возможность это понять. Потому что через час или два никакого понимания не останется, а будет только ощущение чего-то невыносимого и лихого, но ушедшего.
А она говорит и говорит. И голос её то убаюкивает, то затихает. В конце-концов, всё погружается во тьму...
Юрий просыпается. Вокруг никого. Рядом стоит пустой стакан и в голове крутится строчка из Есенина: "Ах ты, ночь. Что ты, ночь, наковеркала?". Здесь мы его и оставим.
наша история заканчивается, и всевидящее око герменевтики говорит мне, что видит в этом тексте три ошибки. И у вас есть ровно двадцать четыре часа, чтобы их найти. Удачи!