Источник:
http://www.f1news.ru/Championship/2008/presentations/toyota.shtml Images by
http://www.motorsport.com/ Сегодня прошла презентация команды Panasonic Toyota Racing, и это, безусловно, главная новость дня. Ну, у меня нет таких денег как у японского автогиганта. Я не могу устроить визуализацию с бьющимся сердцем, громкой музыкой, выступлением высоких чинов из «головного офиса». Но тоже устрою вам презентацию TF108…
Для начала, как водится в презентациях, несколько графиков и статистических выкладок. График 1 показывает результаты команды с 2002-го по 2007-й годов в Кубке Конструкторов (красная линия). Для сравнения, синяя линия - это результаты команд, побеждавших в Кубке Конструкторов в эти годы. Ну, во-первых, мы видим, что у Toyota серьёзный спад. Даже во второй свой сезон в Ф1 японо-немецкая команда набрала больше очков, чем в 2007-м. Во-вторых: спад начался не в 2007-м, а годом ранее. Но в Toyota не смогли остановить падение команды, более того оно стало прогрессировать. Набрав в 2006-м в 2,5 раза меньше очков, чем в 2005-м, в 2007-м году команда набрала очков уже в 2,7 раза меньше, чем в 2006-м. Третье: «кризисными» годами, с точки зрения «набора очков», можно назвать дебютный 2002-й и 2004-й года, в эти сезоны доминирование Ferrari было подавляющим. Но, начиная с сезона 2005-го года, борьба за Кубок Конструкторов стала весьма плотной, и на фоне этого Toyota тоже выглядит удручающе. Команда всё дальше и дальше от тех, кто борется за лидерство.
В Кёльне много говорилось о подиумах, как о цели команды в новом сезоне. Тадаши Ямашина, председатель совета директоров Toyota Motorsport и руководитель команды Panasonic Toyota Racing: «Наша главная цель - подиумы, мы пришли в Формулу 1, чтобы побеждать, и не имеем права откладывать это в долгий ящик. Нас не устраивают прошлогодние результаты, цель команды - добиться существенного прогресса в 2008-м, надеюсь, новая машина позволит гонщикам регулярно бороться за подиум». В ответ на это я приведу вам числовой ряд: 2-0, 7-0, 4-0, 23-5, 12-1, 7-0. Это по годам количество попаданий пилотов команды «в очки»-«на подиум». Последнее откупоривание шампанского пилотом Toyota состоялось 2-го апреля 2006-го года. TF108 призвана вернуть команду на позиции трехлетней давности. Старший Генеральный директор по шасси Паскаль Васселон: «Лично я считаю, что в 2008-м мы должны систематически бороться за подиум». Но вот Ярно Трулли, начинающий свой 4-й полный сезон в команде, не так оптимистичен: «Формула 1 - очень конкурентоспособный чемпионат, здесь сложно рассчитывать на случайный успех, однако если мы хорошо потрудимся этой зимой, то команде вполне по силам реально регулярно зарабатывать очки и, при удачном стечении обстоятельств, бороться за подиум». Чувствуете? «Мы должны систематически бороться за подиум» и «при удачном стечении обстоятельств, бороться за подиум» - это, как говорят в Одессе «две большие разницы».
Итак, что же из себя представляет Toyota TF108? Джон Хьюитт, президент Toyota Motorsport: «Команда вплотную занялась проектом TF108 в тот день, когда TF107 вышла на трассу, и эта работа не останавливалась ни на минуту». Паскаль Васселон: «Прошлогодняя TF107 была развитием TF106, при разработке новой машины мы использовали иную философию, иной подход к аэродинамике и механике. В аэродинамике важно было минимизировать колебания прижимной силы и баланса на дистанции, оптимизировать пакет в целом, добившись большей устойчивости и управляемости. Кроме того, мы увеличили колесную базу, сократили вес силовых и кузовных элементов, переработали многие узлы. Испытания в аэродинамической трубе говорят о том, что цель достигнута, все мы с нетерпением ждем тестов на реальной трассе, чтобы оценить эффективность принятых решений».
Что касается «видимой» части, то глядя на новую Toyota, меня не покидало ощущение, что я всё это уже видел и не раз. Начнём с самой заметной части: третий элемент переднего антикрыла. Если в прошлом сезоне на TF107 использовался вариант Ferrari, то на TF108 - уже вариант, впервые предложенный дизайнерами McLaren.
Самое смешное, что фотография 107-й - это пятничная практика перед Гран При Австралии прошлого года, а Ferrari на снимке - новее некуда, это F2008! «Шоры», как и у всех машин этого года стали не единой конструкцией с боковыми понтонами, а «навесным элементом».
И так же, как и у других, на новой Toyota они более агрессивные, сильнее выдаются вперёд. В отличие от 107-й, боковые зеркала теперь располагаются не на кронштейнах, крепящихся к «носу» болида. Они удалены от гонщика и расположены на «шорах».
Первыми такое расположение предложили в Renault на прошлогодней R27. Ну, и последнее - это «колпаки» на колёсных дисках. Предложенные уже довольно-таки давно конструкторами Ferrari, они в 2008-м взяты на вооружение почти всеми командами.
Под «одёжку» TF108 мне, конечно, нет возможности заглянуть. Но по слухам, многие внутренние узлы, и в первую очередь коробка передач, перерабатывались по данным, полученным не от собственной команды, а от Williams, который использует «клиентские» двигатели Toyota. В общем, первое впечатление, а оно, как говорит мой старик отец, всегда самое правильное - у Toyota глубочайший кризис конструкторской мысли.
Михаэль сказал недавно, что F2008 «выглядит быстрой». Так вот TF108 быстрой «не выглядит». Поразительно, что у первого пилота Toyota - Ярно Трулли похожее настроение. Ярно вообще резко контрастировал со всеми представителями команды на презентации. Старший Генеральный директор по шасси Паскаль Васселон: «TF108 выглядит действительно здорово, надеюсь, она оправдает наши ожидания. Лично я считаю, что в 2008-м мы должны систематически бороться за подиум, а в следующем году добиться того, чего удалось достичь BMW Sauber в 2007-м - стать третьей командой чемпионата, «лучшей из остальных». Ярно Трулли: «Финиш на подиуме всегда возможен, но нужно оставаться реалистом и отдавать себе отчет в том, как много нужно сделать, чтобы сократить отставание от лидеров».
В приснопамятном интервью Берни Экклстоуна о «ветеранах» Формулы1, была сказана потрясающая фраза: «Удивительно, но никто не знает, насколько хороша была Toyota в этом году. Может с машиной порядок, а дело в гонщиках?» В 2008-м у всех в Toyota есть уникальные возможности. У Ярно Трулли это будет реально последний шанс доказать, что он чего-то стоит как гонщик, и нельзя на них с Ральфом вешать всех собак за предыдущие провалы. У Тимо Глока - что гонщик набравший 2 очка в дебютной гонке это очень хороший гонщик. А у всей команды, что она хоть и «красно-белая», никакого отношения к московскому «Спартаку» не имеет, и «шесть лет без побед» не более чем глупое совпадение.