Ненависть - плохое чувство. В бою, ненависть к врагу может лишить тебя разума. Ты перестанешь контролировать ситуацию - и проиграешь. Другое дело презрение. Презирать врага - это нормально. Дэвид Ричардс - ещё один мой личный враг. Долго рассказывать, как так случилось. Только три момента. Он уничтожил карьеру Жака Вильнёва в Ф1, чуть не сравнял с землёй команду Benetton и развалил Чемпионат Мира по классическому ралли. Это правда. Не пытайтесь меня в этом переубедить. На ваши 100 аргументов я найду 5. Но мои перевесят. Просто поверьте мне и всё.
Они не могли не найти друг друга. Дэвид Ричардс и Рон Дэннис. Prodrive очень хотел стать дочерней командой McLaren. Не получилось - не срослось. Я рад. Формуле1 достаточно одной лживой сволочи на пит-уолле. Когда Ричардс рулил B.A.R.- для меня были, наверное, самые тяжкие времена. Я их пережил, но не хочу повторения. Вот тут - его интервью Autosport. Читайте его только с одной мыслью. Всё, каждое слово Ричардса - это ложь. Это красивые слова, за которыми стоят совершенно другие цели. Я постараюсь вам объяснить на примере первых абзацев.
«Обиднее всего, что с тех пор, как два года назад в FIA предложили использование клиентских машин, ничего не изменилось». Ложь. FIA может «предлагать» что угодно! Но понятиями «конструктор» и «клиент» рулит не FIA, а FOM и договор согласия, который подписывают все команды. Несогласия одной из команд достаточно, что бы новый договор не был подписан. При чём тут FIA??? Ничего не изменилось? Ложь. Как раз за два эти года появились Super Aguri и Scuderia Toro Rosso. Если бы Ричардс действительно хотел выйти со своей командой на старт в марте 2008-го года, - он пошёл бы уже проторенной эти двумя командами дорогой.
«Реальность такова: в Формуле 1 существует проблема - гигантская пропасть между командами, у которых все есть, и теми, кто отчаянно борется за выживание, регулярно меняя разорившихся хозяев». Ложь! Никакой проблемы нет. Это всегда была реальность Ф1. Лезьте в статистику 50-х, 60-х, 70-х годов. Читайте последние строчки квалификационных протоколов. Вы помните названия этих команд? Это данность. Слабейший обязан проигрывать. Но чем здесь Ф1 отличается от футбола, хоккея или лыжных гонок? Если ты не можешь выигрывать - ты всегда будешь внизу. «Регулярно меняя разорившихся хозяев». Ложь! Эдди Джордан, продав собственную команду Алексу Шнайдеру за 50 миллионов долларов, не разорился. Шнайдер, продав её потом за 53 миллиона евро, тоже не стал сильно беднее. И в итоге, Spyker продал эту же команду индусу Виджею Малье за 88 миллионов евро. Кто, блять, тут стоит на паперти с протянутой рукой???
«Эти постоянные перекрашивания вредят спорту - они не способствуют повышению зрелищности гонок, и, на самом деле, снижают достижения других команд. Когда одни постоянно балансируют на грани выживания, имиджу команд-лидеров также наносится урон». Чего? Ну-ка, ну-ка, расскажи мне дружок, как ты своим ахуенским руководством загнал Benetton на последние ряды стартового поля! Кто нанёс Формуле1 больший вред? Несчастная Forti Corso или ты? И с какой это стати должен быть нанесён урон имиджу Ferrari, McLaren или BMW, если кто-то из Super Aguri занял не предпоследнюю, а последнюю строчку в стартовом протоколе? А вот когда аутсайдеры бьют лидеров - другое дело! Вспомни год 1999-й! Когда на Нюрбургринге Stewart-Ford занимает 1-е и 3-е место, а в Ferrari на пит-стопе 40 секунд ищут 4-е колесо. Когда Френтцен на Jordan реально борется за чемпионский титул, а Ирвайн и Хаккинен никак не могут реализовать потенциал своих Ferrari и McLaren. Вот в таком случае - да. Тут большие дядьки с деньгами уже чешут репу, оказывается не так уже и круты эти записные фавориты.
«Мы не можем похвастаться стартовой решеткой, заполненной конкурентоспособными машинами, а в последних рядах стоят финансово несостоятельные команды». Секундочку! Кто это мы? Ты уже в Ф1? Ты руководитель команды? Какой? Prodrive? Нет, бля, такой команды! Ты обосрался и не выставил Prodrive на чемпионат 2008. Всё. Иди на хуй! Мы, блять… Дальше. С какой это стати «неконкурентоспособная машина» равно «финансово несостоятельная команда»? Чемпионат 2007-го года. Только закончился! Зырь сюда, лживая мразь! Panasonic Toyota Racing - 13 очков, Honda Racing F1 Team - 6 очков. Компания Toyota вложила в Ф1 в этом году 275 миллионов долларов, а компания Honda - 420! Это две первые строчки рейтинга спонсоров. Ты дебил что ли? Никакие деньги не помогут построить хорошую машину. НИКАКИЕ!!!
Комментировать дальше нет никакого смысла. Ричардс постоянно подменяет понятия, перетасовывает факты. Пытается спрятать за обёрткой из красивых слов истинный смысл. Рассказать чего он хотел на самом деле? Да это же просто, как дважды два! Тотальная экономия. Никакого завода, никаких аэродинамических труб, конструкторских отделов, больших комплексов вычислительной гидродинамики. Зачем? Тупо покупаем ЦЕЛИКОМ готовое шасси McLaren, прям с движками Mercedes. Контракты с пилотами скорее всего не заключаем. Дэннис и Хауг отправят в Prodrive своих «лишних». Помните вариант со ссылкой к Ричардсу двух испанцев, Алонсо и де ля Росы? Каковы затраты такой команды? Персонала - минимум. Помещений - минимум. Но при этом, доходы на уровне крепкого середняка. Ибо спонсоры. Что получает Ричардс при таком финансовом раскладе? Правильно - сверхприбыль.
Теперь о спортивной составляющей. Ещё проще. На трасе будут не 2, а 4 McLaren-Mercedes. Всё. Чё дальше объяснять? Неужели не понятно, что ни один из пилотов «дочерней» команды не будет иметь право обгонять пилотов «материнской»? Или вы сомневаетесь в том, что парочка Prodrive в нужный момент гонки не «оттормозит» того же Райкконена на Ferrari?
Ну и в финале - почему команда Ричардса не выйдет на старт. Ему мало сверхприбыли от разницы между минимальными вложениями и доходами от спонсоров. Дэвид очень хотел ещё и от пирога FOM отрезать кусок. Как известно, доходы от телевизионных трансляций Formula One Management распределяет между командами в соответствие с распределением мест в Кубке Конструкторов. Поэтому-то даже за 1 очко идут битвы. На самом деле большая разница оказаться по итогам сезона 6-й командой или 7-й. Это две разные цифирьки с СЕМЬЮ нулями. Ну, а если в распоряжении Prodrive оказываются McLaren-Mercedes, то речь будет идти не о седьмом месте Кубка Конструкторов, а о третьем - четвёртом. Процесс распределения этого бабла регулирует пресловутый «Договор согласия». Он может быть подписан только всеми командами. Если хотя бы одна против - никаких изменений внести в Договор нельзя. Ричардс ратует на изменении Договора. То есть предлагает другим командам согласиться на всё, выше мной описанное. Но как только будет создан прецедент - в Ф1 ломанётся толпа народа. Вложи 30 миллионов в пустое место - ты получишь конкурентоспособную команду Ф1. Что дальше? Правильно. Страдают те, кто сейчас составляет середину пелотона. От них уходят спонсоры, к более успешным командам «не конструкторам». Они получают меньше денег от FOM, потому что, ну, не соперник Williams FW29 для McLaren MP4-22. Потом, через год-два, середняки-конструкторы встают перед нелёгким выбором либо закрыть команду совсем, либо начать покупать шасси McLaren, или Ferrari, или BMW. Содержать-то весь штат персонала для проектирования, производства и обслуживания собственного шасси уже не на что.
И что мы получим в итоге? Через 5-6 лет, после подписания Ричардсовского варианта Договора согласия, в Ф1 останутся 4-5 команд производителей шасси, поддерживаемые автопроизводителями, и 6-7 команд, подъедающих объедки с барского стола, не слишком дорого обходящихся своим владельцам, но и ни на что серьёзное не претендующих. Можно и дальше пойти, развить тему в сторону охлаждения интереса автомобильных концернов к Формуле. Тогда Ф1 потеряет уже не просто одну команду, но и производителя шасси для «дочерних» команд. Ну, и т.д. и т.п. А если два производителя уйдут, а три? Что получим? 5 команд McLaren-Mercedes и 5 Ferrari-Ferrari? Здравствуй «моно-серия»? Тем, кто считает, что я развил эту тему до абсурда, рекомендую посмотреть на WRC. Сколько заводских команд приняли участие в Чемпионате Мира по ралли 2007-го года? Сколько разных марок было представлено в группе WRC? И казалось бы, при чём тут Дэвид Ричардс…
Источники:
http://www.f1news.ru/archive/id/18298/http://www.f1news.ru/memuar/2007/sponsors.shtml